Ученые впервые увидели, как метастазы распространяются по телу

Чтобы отличить раковые клетки и их скопления от здоровых тканей организма, биологи поменяли их ДНК

Ученые из Японии разработали метод, позволяющий увидеть распространение рака в организме с точностью до одной клетки. Сделав с помощью специального химического состава тело мыши прозрачным, исследователи смогли увидеть, как злокачественные образования размножаются внутри отдельных органов, сообщает портал EurekAlert.

Для построения полноценной 3D-модели тела мыши использовалось современное сканирующее оборудование и мощные графические редакторы. Однако отображение отдельных раковых клеток во время метастазов даже с помощью такой техники – не самое простое дело. Причина в том, что злокачественные образования распространяются спорадически по всему телу, и предсказать конкретное место их появления не так-то просто. Сами клетки ищутся с помощью сбора сигналов от флуоресцентных белков, которые требовалось сохранить во время очистки картинки от лишней информации.

Учитывая эту трудность, исследовательская группа модифицировала ранее разработанную химическую смесь под названием CUBIC, что позволило сделать почти прозрачными отдельные органы, но сохранить сигналы от раковых клеток, благодаря чему их обнаружили в печени, поджелудочной железе и кишечнике.

Полученные изображения показывают раковые колонии достаточно подробно, чтобы рассчитать их формы, объемы и распределения – характеристики, имеющие решающее значение для различия между образцами метастазов.

Новый протокол обработки изображений уже дает более четкое представление о некоторых ранее таинственных стадиях метастазирования. В частности, чтобы достичь нового места в организме и закрепиться там, раковая клетка должна заниматься непрерывным поиском, проникать и выходить через стенки кровеносных сосудов.

"Большинство раковых клеток не так удачливы и умирают во время этого путешествия, – говорит один из авторов проекта Кохей Миязоно из Токийского университета. – Но клетки, попавшие под обильное воздействие белка TGF-бета, который регулирует клеточный рост и вырабатывается в увеличенном количестве некоторыми раковыми образованиями, выживают с гораздо большей вероятностью и образуют злокачественные форпосты".

Ранее сообщалось, что коллектив ученых из научных организаций штата Орегон в США выяснил, что применение небольших доз аспирина поможет предотвратить рак, а именно, может снижать разрастание раковых клеток и их метастазирование.