укр
Віталій Квітка
Свято імені нас
Главная Последние новости Украины
29 Августа 2007, 12:47  Версия для печати  Отправить другу
×
30 лет без мужчин: на хуторе под Винницей женщины сами держат пасеку и делают вино http://www.segodnya.ua/img/article/685/43_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/685/43_tn.jpg Украина На хуторе Дивочин уже несколько десятилетий не приживается ни один мужчина. Одни говорят — проклятья боятся, другие — чересчур сильных и властных женщин.
Долгожительница хутора. Прасковья Куруз в магазин почти не ходит: все выпекает и выращивает сама
Долгожительница хутора. Прасковья Куруз в магазин почти не ходит: все выпекает и выращивает сама

30 лет без мужчин: на хуторе под Винницей женщины сами держат пасеку и делают вино

На хуторе Дивочин уже несколько десятилетий не приживается ни один мужчина. Одни говорят — проклятья боятся, другие — чересчур сильных и властных женщин.

На краю Винницкой области есть маленький хутор Дивочин, который не обозначен ни на одной карте мира. Когда-то это было обычное село, от которого на сегодня осталось пять хат да девять душ. Уже тридцать лет в этих местах не рождаются дети, а вся молодежь выехала в город. Спросите, что особенного? Просто в Дивочине уже более 30 лет живут одни только женщины, такие себе сельские амазонки. Мужчин здесь не видели уже давно, а если они и попадали на хутор, то почему-то надолго не задерживались.

ОДИНОКИЕ, НО СИЛЬНЫЕ. Сегодня жительницы хутора больше напоминают отшельников. Ведь до ближайшего магазина и признаков цивилизации 11 км. Поэтому женщины привыкли рассчитывать сами на себя. Они работают на полях, разводят коз и гусей, даже держат пасеку. Работа"амазонок" не пугает, ведь сам Дивочин, который во время войны дважды сжигали дотла, женщины отстраивали сами.

Среди хуторянок Прасковья Куруз считается долгожительницей. В свои 78 лет она каждое утро просыпается в полпятого, до семи читает молитву, затем справляется с двумя козами, печет свежий хлеб и ухаживает за 60 ульями.

— Я уже в 13 лет снопы в барабан подавала, — рассказывает Прасковья Ивановна. — Все делать умела. И все мне завидовали. За что ни возьмусь — все получается. И по хозяйству успевала, и за младшими присматривала. А потом война. Мужики на фронт ушли, одни старики остались. Когда немцы пришли, то больше недели морили их голодом и избивали. А потом и вовсе заставили рыть себе общую могилу — расстрелять хотели. И опять женщина, Одаркой ее звали, заступилась. Бросилась немцу в ноги, стала причитать, сапоги его целовать. Не знаю, какая сила на него подействовала, но главнокомандующий послушал ее. Так что бабы у нас сильные духом, их так просто не возьмешь! Моя сестра Мария даже на два дня детей родных оставила ради благого дела. Мы думали, что ее немцы расстреляли. А на третью ночь она сама мне в окно постучала, без слов во двор вывела, а там — трое партизан раненых. Мы их в хату затащили, раны перевязали, больше двух недель выхаживали.

Прасковья Ивановна не привыкла жаловаться на жизнь. Когда после войны работать было совсем тяжело, то она попросила у сельского головы найти ей занятие попроще.

— Так я пчеловодом и стала, — смеясь, рассказывает о неженском деле наша собеседница. — А была-то у меня всего одна книжица по уходу за пчелами, а опыта — и вовсе никакого. Первый раз стала перед ульями и даже не знала, что с ними делать. А потом из 30 домиков вырастила 200! Меду с моей пасеки собирали по 2 тонны в год!

А вот о личной жизни женщина хвастаться не спешила. Вроде и муж есть, и дети где-то живут, да видит она их редко. Как и все, привыкла уже сама жить, по-амазонски.

БАБСКАЯ ВОЙНА. Не смотря на то, что жительниц хутора всего девять, ладить им между собой совсем непросто. Не даром в народе ходит поговорка: "Где бабы — там и склоки". Вражде между хуторянками уже так много лет, что никто толком и не помнит, из-за чего все началось. Да народ Дивочинский уж больно гордый, так что мириться никто особо не спешит.

— Боевые действия у нас продолжаются уже больше 30 лет, — добродушно смеется Прасковья Ивановна. — Ни в чем не повинная животина страдает. Однажды мой гусь забрел в соседский двор. Так увидев вражескую птицу на своей территории, соседка решила мне отомстить. Поймала гуся и задушила, а вечером подкинула убиенного на мой порог. Вроде из зависти какой-то сделала, да я мстить не стала.

Из-за склоков на хуторе даже толком праздники никогда не празднуют. Разве молитву какую прочитают, а собираться за столом у них не принято. В селе даже самогон не гонят: пить-то его некому. А вот настоящее виноградное вино без всякого спирта, которое нежно именуется "компотиком" у Прасковьи Ивановны всегда стоит про запас. А вдруг кто заглянет?

СТРАШИЛКИ И ЗОЛОТО. Есть на хуторе и свои диковинки. На небольшой поляне и сегодня растет дуб, обвешанный выцветшими лентами. Местные жители рассказывают, что еще несколько лет назад это дерево называли Древом Любви, так как из ствола дуба чудом выросла березовая ветвь. Молодожены в день свадьбы приезжали сюда и вешали на дерево свадебные ленты. Это считалось приметой к счастливой семейной жизни. Но пять лет тому назад здесь случилась трагедия. Молодой муж покончил с жизнью на праздничном дереве, узнав об измене жены. Через некоторое время березовая ветвь отсохла и сама отпала от дуба. С тех пор это на этом месте редко появляются люди.

Ходят и менее печальные рассказы о богатствах последнего здешнего пана, который во время революции все золото закопал в своих садах. Сегодня на тех местах, где были панские владения — поле. И иногда, как рассказывают хуторяне, можно увидеть "искателей сокровищ" из соседних сел, которые устраивают целые раскопки.

МУЖСКОЕ ПРОКЛЯТЬЕ ИЛИ БОЯЗНЬ СИЛЬНЫХ ЖЕНЩИН? За все время существования Дивочина, именно женщины сыграли здесь ключевую роль. Даже своим названием село обязано слабому полу. Старожилы пересказывают, что еще при власти поляков в Украине здесь заправлял пан Вольский, человек жестокий и похотливый: каждые полгода он брал себе в служанки новую девушку, которую за отказ исполнять все его прихоти избивал до смерти. Так тиран замучил семь красавиц, пока у селян не лопнуло терпение. Ночью они захватили дом Вольского, его самого убили, а село стали называть в память о загубленных девушках.

Дивочин — хутор немного мистический. Здесь каждое место связано со своей зловещей легендой. К примеру, мужики из села пропали после одной истории. В доме недалеко от Прасковьи Ивановны еще до войны родилась девочка Анна. Повитуха, увидев красивое личико новорожденной, почему-то сразу сказала, что счастья ей не будет. Анна росла настоящей красавицей, и уже в 16 лет от женихов у нее не было отбоя. Но из-за своей скромности девушка редко появлялась среди молодежи, и по селу пошли слухи о ее чрезмерной гордыне. Парни так и не решались подходить к Анне, поэтому долго она жила без пары. Лишь один, первый на селе красавец Иван, решил вопреки всем сплетням посвататься к девушке. Больше пяти лет он добивался ее согласия, пока в селе не сыграли пышную свадьбу. Только жизни счастливой у молодоженов не вышло. Иван любил выпить, а иногда мог днями не появляться дома. Анна, будучи беременной, все прощала мужу, пока в селе не стали говорить о том, что от Ивана родила другая женщина. Сердце девушки не выдержало, и она бросилась в реку. Горе-муж, побоявшись осуждения хуторян, бежал из Дивочина. С тех пор все мужчины, повторяя путь Ивана, исчезают из деревушки, а никто не может объяснить, какая сила их гонит. Люди, которые в мистику не верят, говорят, что мужики просто не выдерживают жизни отшельников и немного побаиваются независимых и сильных женщин Дивочина.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Тэги: Украина
Вы сейчас просматриваете новость "30 лет без мужчин: на хуторе под Винницей женщины сами держат пасеку и делают вино". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: