укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
26 Июня 2013, 11:29  Версия для печати  Отправить другу
×
Как слышишь меня? Прием! http://www.segodnya.ua/img/article/4443/17_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/4443/17_tn.jpg Украина
Как слышишь меня? Прием!

Как слышишь меня? Прием! Горячая линия

Самые известные центры управления, конечно же, космические. Из многочисленных фильмов о космических полетах мы знаем о том, что от работа центра управления зависит не только судьба корабля, но и всей планеты. Что именно с этим серьезными учреждениями выходят на связь пришельцы и космонавты… Помните: "Хьюстон, Хьюстон, прием!" Центры управления и мониторинга мобильной связи хотя и не связаны с космическими полетами, но не менее важны – иначе кто обеспечит связь центрам космических полетов и миллионам простых граждан? Именно здесь круглосуточно работают специалисты высокого класса, которые обеспечивают бесперебойную работу мобильной связи. Один из самых крупных в Украине -- Центр управления сетью МТС. Все не менее серьезно и… секретно, чем в НАСА.

Центр контроля и управления МТС (сокращенно ЦКУ) был создан 14 лет назад. С того времени он пережил много изменений, а в 2004 году и вовсе переехал в новое помещение на проспекте Победы в Киеве. "За это время количество и разнообразие сетевого оборудования увеличилось в разы, а соответственно изменились требования к контролю за его работой  и к оперативному реагированию при возникновении аварийных ситуаций", -- рассказывает Николай Цимбал, руководитель центра контроля и управления "МТС Украина".

Всё… в шкаф

Как же все работает? Фактически ЦКУ -- часть Технической дирекции оператора. В дирекции находится много важного оборудования: серверное хранилище данных, система видеоотображения… А еще "Автозал" с самым дорогим и важным для сотового оператора оборудованием. Площадь помещения – около 1000 квадратных метров, которые заполнены рядами металлических шкафов. Но только на первый взгляд все так просто. За некоторыми из них спрятаны местные базовые станции. Именно они передают сигналы телефонам и модемам. От них же и получают радиосигналы, которые затем отправляют контроллерам на обработку. А те, в свою очередь, "сообщают" базовой станции о вызове, следят, чтобы связь была хорошей. А также передают разговор абонента другой базовой станции, если тот во время звонка перемещается, например, едет по дороге. Каждый контроллер отвечает за определенный географический регион мобильной сети: например, область, большой город или район очень большого города. И таких в "Автозале" очень много. А еще контроллер обеспечивает связь между базовой станцией и коммутатором – автоматической телефонной станцией. Его функция – направлять звонки по адресу, то есть соединять абонентов.

_9_1 Одновременно коммутатор может обрабатывать до 800 тыс. звонков

_9_2 Вот так выглядит GSM-станция производства Siemens (сейчас компания входит в Nokia Siemens Networks)

А еще в шкафах "спрятано" очень много проводов, которые соединяют все это сложное оборудование. Но еще больше проводов спрятано под фальш-полом и в специальных "рельсах" -- чтобы оптические линии не сгибались под острым углом, иначе может преломляться идущий по ним сигнал. Оборудованию нужен особый температурный режим, и для его обеспечения работает ряд мощных кондиционеров. Еще в технической части  находится около дюжины компьютеров. Эти терминалы управления предназначены для аварийно-восстановительных работ. В основном же сотрудники ЦКУ работают с мобильными ПК.

Секретная территория

"В офисной части находятся места для сотрудников, которые следят за работой сети. Под их контролем подсистемы коммутации, системы передачи данных, сервисные платформы, радиоподсистемы, оборудование CDMA... – поясняет Николай. -- Специалисты следят за исправностью работы сети и координируют работу технических специалистов при плановых работах или в случае аварий. Поэтому мониторинг здесь не прекращается круглосуточно".

_9_3На экранах можно увидеть всю необходимую информацию о состоянии мобильной сети: качество работы, нагрузка, состояние оборудования и т.д.

Центр контроля и управления – очень секретное помещение. Поэтому посетители могут наблюдать за работой его сотрудников разве что из небольшой комнаты со специальными окнами. Кстати, одним нажатием кнопки они превращаются в матовые, и тогда сквозь них ничего не видно. В святая святых на экранах мониторов и системы видеоотображения можно увидеть всю необходимую и актуальную информацию о состоянии мобильной сети в режиме реального времени: качественные показатели работы сетевых элементов, нагрузка, состояние оборудования и т.д.

У ЦКУ много важных задач… Одна из них -- оперативное реагирование на аварийную или предаварийную ситуацию в сети и координация действий технических специалистов для устранения аварии и выполнения различных работ на сети. Кстати сказать, согласно статистике оператора, чаще всего причиной плохой связи бывает либо неправильное пользование телефоном, либо неисправность мобильных устройств. Реже помехи могут создавать железобетонные конструкции, природные катаклизмы (ураганы, град, например) или аварии. Вот в этом случае жалобы поступают дежурным инженерам из Центра управления сетью. Они проверяют работу  сети, и если видят неисправность, сообщают операторам колл-центра, что случилось и когда связь улучшится.

_9_4Сотрудники ЦКУ не только следят за работой собственной сети, но и координируют работу с сетями других операторов связи

Как ни странно, большая часть неполадок исправляется тут же. Оказывается, сейчас управлять сотовой сетью можно с помощью одного компьютера. Например, отдав команду увеличить мощность сигнала, емкость или изменить другие технические параметры той или иной базовой станции. Если монитор в Центре управления сетью не показывает аварий, датчики горят зеленым, тогда на место выезжает группа качества, чтобы на месте все проверить и наладить.

Интересный факт:

Центр управления полетами, носящий официальное название NASA’s Johnson Space Center, находится на юге Хьюстона. Центр управления полетами NASA имени Линдона Джонсона открылся в 1961 году, занимая площадь около 650 гектар. Комплекс создавался для обеспечения тренировочной базы космонавтов, создания научного и ремонтного центров, а так же контроля управления полётами. Изначально центр не имел имени, и только в 1973 году, он официально получил имя экс-президента США, уроженца Техаса Линдона Джонсона. Для туристов центр был открыт в 1992 году, 16 октября, занимая площадь 17000 кв. метров. Строительство обошлось в $75 миллионов. Каждый год центр посещает около 750 тыс. человек, а всего, с момента открытия, центр посетило более 11 млн. туристов. Центр давно уже окупился, принеся, на 2009 год, более $242 млн. И хотя в NASA есть еще несколько центров управления полетами, именно Центр имени Джонсона чаще всего фигурирует в фильмах. Возможно, это связанно именно с тем, что именно сюда прилетают шаттлы для осмотра, после космических полётов.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Вы сейчас просматриваете новость "Как слышишь меня? Прием! ". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: