Дмитрия Сухецкого в Новоселице Вильшанской знают не иначе как самоделкина. Нет такого дела, которое не было бы подвластно рукам Гавриловича. У фермера небольшой автопарк техники — сельхозмашины, "газелька", грузовичок, но самая большая гордость — мини-трактор, собранный по запчастям самим хозяином. Для мини-чуда — отдельный гараж. Гостеприимный Дмитрий любит показать свою железную лошадку.
НА БУКВУ "Ю". "Собрал из того, что было, — делится мастер. — Двигатель из старой "Победы" купил у соседей за 500 грн., карбюратор — с "Жигулей", передний мост — с комбайна, задний — с "газа", крышка капота когда-то была холодильником, рама самодельная, сиденье из "Опель-Кадетта", а руль с "Мерседеса" снял". Во время "оранжевой революции" тракторишка получил имя одного из его лидеров — на букву "Ю". Кто из двух известных политиков кроется под ним, сельский предприниматель категорически отказался уточнять — мол, разочаровался в событиях 2004 года, как все, и вспоминать об этом не любит, даже сердится.
НОУ-ХАУ ПОСЛЕ ОБИДЫ. Рассматривая маленькое чудо Дмитрия, мужики смеялись: "Да что там твой тракторишко может..." Дмитрий обиделся: "Ну я вам покажу!" Прикрепил трос к 7-тонному трактору, и "малыш" на удивление легко завелся и потянул! А в нем-то самом всего полторы тонны! А однажды решил на своем изобретении проверить возможность ездить на этиловом спирте. Достать же чистейшего этанола в селе не проблема — самогон тут гонят чуть ли не в каждой хате. Но сам хозяин давно завязал — "мотор" пошаливает, беречься нужно. Так и залил однажды в бак бутылку первака и трактор двинулся с места! "Только нужен спирт не ниже 80 градусов и без примесей, иначе не заведется.
Это не мое изобретение, просто поэкспериментировать захотелось, — признается "Кулибин", — Спирт издавна пытались использовать как топливо, а в Бразилии — я там был и читал много — на спирту и сейчас все машины ездят. В масштабах страны Украина могла бы перейти на такое топливо, если спирт гнать из дешевых сельхозкультур или из тех, что на полях остаются, — картошка, свекла мерзлая, из жмыха и даже из опилок. А так, конечно, невыгодно — дороговато водкой заправлять". Мужики негодуют. "Как же так, первак — в трубу!" — на моих глазах сосед изобретателя принюхивался к содержимому бензобака. А самоделкин смеется в усы: "Да они меня тут съедят, если буду "продукт" переводить постоянно. Потому езжу на спирте только ради забавы".
БЕНЗИНОВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Первые двигатели Генри Форда работали на этиловом спирте. Первый "квадрацикл", собранный им в 1896 году заправлялся этанолом, не смотря на то, что автомобили немецких инженеров уже почти 10 лет работали на бензине. Первый линейный автомобиль Форда, получивший распространение — знаменитая "Модель Т" отлично бегал на этиловом спирте, бензине и на их смеси. Автомобильный магнат был настолько уверен в будущем спиртовых автомашин, что даже пострил завод по переногонке С2H5OH. Но когда в 1907 г. в Техасе были открыты крупные залежи нефти, бензин резко подешевел и потеснил спирт. Но до сих пор самым распространенным видом биотоплива считается этанол.
В 13 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ ЛОДКИ И ПРОСТЫНИ ПОКОРЯЛ ЧЕРНОЕ МОРЕ
Дом Сухецкого в селе легко узнать — прямо на заборе красуется огромный металлический якорь. Свое морское прошлое — 10 лет отходил на торговом судне на Северном флоте — Дмитрий Гаврилович вспоминает с удовольствием: показывает старые альбомы с фотографиями, на видном месте — деревянный макет судна, рассказывает десятки моряцких историй.
Трудно найти место на карте, где не побывал бы Сухецкий: тут и Европа, и Америка, на Кубе раз 30 был. Вспоминает, как 13-летним пацаном с другом купили на сэкономленные деньги лодку, натянули из простыни паруса, запаслись консервами и двинулись через Днепр в Черное море. Романтиков сняли с пути очень быстро, но мечту свою Дмитрий исполнил — закончил мореходку и отходил на флоте сотни миль. Но любовь к технике, как и к морю, развивалась параллельно: читал технические книги, журналы, получил квалификацию автослесаря. В жизни пригодилось. Дмитрий смеется: "Я, как Остап Бендер, знаю 100 способов, как заработать". Ложится к вечеру, пару часов спит, а потом изобретать и комбинировать начинает: самые интересные идеи ночью приходят. Так и мельницу ветряную придумал. Это после трактора его вторая гордость — ветроэнергетическая установка, которая вырабатывает энергию из ветра. Мельницу Дмитрий по чертежам сконструировал сам: лопасти — из бывших капотов машин, остальные части тоже собирал по крупицам. Эта установка автономно отапливает дом, отличная экономия для хозяйства.
Дом у Сухецкого двухэтажный, добротный из кирпича — тоже сам строил. "И швец, и жнец и на дуде игрец", — говорит о себе Дмитрий. Жена и дети в Киеве живут, к нему наведываются на выходные. А он десять лет назад решил на историческую родину перебраться, старость встречать, ведь шестой десяток скоро разменяет. А когда-то давно Дмитрий покинул подростком отчий дом в простеньком костюмчике и парусиновых туфлях на босу ногу. И тогда обещал себе — вернусь в село состоявшимся человеком. Так и получилось. Теперь односельчане к Дмитрию Гавриловичу за помощью ходят — кто подзаработать просится, кому картошку техникой посадить, кому "газелькой" гостей отвезти, кому машину подрихтовать. А кто и просто на огонек заходит — у доброго хозяина для гостей всегда угощение найдется.
Смотрите: ФОТОРЕПОРТАЖ