укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
18 Декабря 2014, 18:55  Версия для печати  Отправить другу
×
В Украине снова взлетели цены на бензин: что мешает ему дешеветь вслед за нефтью http://www.segodnya.ua/img/article/5784/41_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/5784/41_tn.jpg Украина В мире топливо падает в цене, а в Украине – растет. Эксперты говорят – из-за нестабильной и дорожающей гривни
<p>Очередей на заправках почти нет. Многие заправляют даже по 5-10 литров</p>
Очередей на заправках почти нет. Многие заправляют даже по 5-10 литров. Автор фото: Анастасия Искрицкая, "Сегодня"

В Украине снова взлетели цены на бензин: что мешает ему дешеветь вслед за нефтью

В мире топливо падает в цене, а в Украине – растет. Эксперты говорят – из-за нестабильной и дорожающей гривни

За минувший месяц нефть упала в цене на 20% (с 75 до 63 долларов за баррель) и водители уже готовились заправить баки автомобилей подешевевшим топливом, срок пути которого от производства до продажи в рознице, напомним, 25-30 суток.

Увы, цены на стелах АЗС, наоборот, пошли вверх: на днях бензин подорожал еще на 50 коп./л, а премиальные сорта (качество которых выше, чем у обычного бензина и более гарантировано) буквально сегодня выросли на 1-1,5 гривни за литр или до 18,5-19 грн. Эксперты топливного рынка говорят, что снижения цен на нефтепродукты в гривнях не будет, так как сама гривня постоянно слабеет по отношению к твердым валютам (доллару и евро). А ведь 80% топлива у нас импортное и покупается за валюту.

По данным Украналитцентра, за месяц официальный курс гривни упал всего на 70 коп, с 15,8 до 16,5 грн/$. Но, как утверждает президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук, по такому курсу приобрести валюту нереально, на самом деле доллар импортеры покупают с применением "серых" схем (доплачивая банку до реальных 20-22 грн/$ путем оформления фиктивных договоров, например, за обслуживание, консалтинг – Авт.).

Поэтому Косянчук прогнозирует к Новому году рост цены импортного топлива на 3 грн/л, так как продаваемые сейчас в рознице его партии приобретены за доллар, купленный у банков по 16-17 грн, а новые привезут за доллар, купленный уже 20-22 грн.

"Украинцы не видят снижения цен на бензоколонках из-за того, что благоприятный фактор падения цен на нефть на 40% с начала года полностью нивелирован ростом курса доллара уже более чем на 100%", – говорит директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.  – Ни снижение налогов, ни отказ владельцев АЗС от своей прибыли в 1,5-2 гривни на литре – не решат проблему высоких топливных цен без нейтрализации валютного фактора".

По исследованиям, проведенным группой "А-95",  в январе 2014 г. стоимость бензина А-95 составила 11,3 грн/л или $1,38/л при курсе 8,20/$, то сегодня уже 18,0-18,50 грн/л или около $0,9-0,92/л при курсе 20 грн/$1. Таким образом, снижение цен в долларах с начала года составило до 35%, что полностью отвечает снижению котировок бензина на европейском рынке за этот период – 36% (с 926 до 589 $/т). 

В "А-95" подчеркивают, что в отношении к нефтепродуктам применимо исключительно валютное сравнение, так как Украина является импортером энергоресурсов и рассчитывается за них в долларах.  Да и акцизный сбор, как ключевой налог на топливо, установлен правительством в евро, поэтому прямая валютная составляющая в цене бензина и дизтоплива в Украине достигает 90%.

Директор энергопроектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев считает такие расчеты корректными и видит три пути снижения цены на нефтепродукты:
- укрепление гривни Нацбанком;
- уменьшение акциза (сейчас его в цене 30-35% в зависимости от марки топлива);
- увеличение добычи своей нефти и закупка ее по импорту  с последующей ее переработкой.

"Но в ближайшие месяцы ни одна из этих мер не осуществима, так как не видно, за счет чего гривня серьезно укрепится, акциз на топливо, наоборот, хотят увеличить,  дабы наполнить бюджет, а наши НПЗ – Шебелинский и Кременчугский – не готовы серьезно увеличить переработку из-за отсутствия  средств на модернизацию и закупку больших объемов сырья", – признает Рябцев. По его расчетам, чтобы довести долю отечественного рынка топлива с нынешних 20% хотя бы до 50%, надо ежегодно импортировать 4,5 млн т сырой нефти (в нынешних ценах на сумму $1,8-2 млрд – Авт.).

В Минэнергоугля нам ответили, что видят эту проблему, но увеличение отечественной нефтепереработки требует серьезных инвестиций, поэтому быстро решить вопрос вряд ли возможно.

Вывод, увы, неутешителен: если гривня не укрепится, дешевого бензина нам не видать. Единственное, что радует – не будет его дефицита. Ибо, как горько шутят автомобилисты: "Деньги в бензобак мы не заправим и на них не уедем, поэтому придется платить за бензин любую цену". Читайте также:
Яценюк ждет падения цен на бензин
Бензин может дешеветь до конца октября, но потом возникнет дефицит – эксперты
На бензиновом рынке воцарилось затишье
АЗС "откатывают" цены на бензин
Бензин в Украине стал хуже
Цены на бензин прекратили стремительное падение
Яценюк: Я лично звонил операторам рынка и просил снизить цены на бензин


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: Сегодня
Автор: Александр Панченко
Вы сейчас просматриваете новость "В Украине снова взлетели цены на бензин: что мешает ему дешеветь вслед за нефтью". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: