укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
29 Января 2008, 13:09  Версия для печати  Отправить другу
×
Скульптор с помощью сварки создает античные фигуры, а одна из работ мастера украшет дом Лужкова http://www.segodnya.ua/img/article/912/37_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/912/37_tn.jpg Украина Владимир Иванов работает в особом стиле — электрогефест. Так называется вид сварки и метод, благодаря которому фантазии скульптора материализуются в Минотавра, Кентавра, Амазонку, Орфея.
Владимир Иванов. Готовится к весенней киевской выставке. Фото Г.Салая
Владимир Иванов. Готовится к весенней киевской выставке. Фото Г.Салая

Скульптор с помощью сварки создает античные фигуры, а одна из работ мастера украшет дом Лужкова

Владимир Иванов работает в особом стиле — электрогефест. Так называется вид сварки и метод, благодаря которому фантазии скульптора материализуются в Минотавра, Кентавра, Амазонку, Орфея.

Мифология для Иванова-художника ценна тем, что она не нуждается в переводе, а Иванова-украинца тем, что многие ее события связаны с нашим Причерноморьем. Но подавляющее количество его работ — все-таки кони.

КОНИ, КОТОРЫЕ FOREVER. Так же, как в начале всего лежит любовь, для Владимира Иванова в начале всего лежит любовь к лошадям. Первые ощущения — из детства: 4-летнего Володю подводят к жеребенку — из ноздрей вырывается теплый воздух, ладошка прикасается к гладкой шерстке. Его сажают верхом, и инстинктивно хватается за жесткие волосы гривы. Этот восторг настолько врезался в память, что стал потребностью. В 9 лет, гостя у дедушки в Алма-Ате, Володя бегал на ипподром, где оседлать четвероногих красавцев можно было за рубль в час. Дома, в Киеве, увлечение превратилось в страсть. И в 16 лет Владимир уже мучительно решал для себя вопрос: чему посвятить жизнь — конному спорту или художественному изображению этих благородных существ? Ведь желание рисовать и лепить тоже было сильным. И тоже началось с лошадей – первого своего скакуна малыш вылепил в три года. Мама сохранила его в семейном архиве и вернула автору в день его 50-летия, которое Владимир отпраздновал в прошлом году.

Иванов после 8 класса поступил на факультет коневодства сельскохозтехникума на Кубани. Но очень скоро понял, что эта, без сомнений нужная профессия, не для него – душа требовала творчества. И он стал студентом "Строгановки" — Московского художественного училища, а потом вернулся домой в Киев, получив распределение... в Институт электросварки.

Казалось бы, что делать скульптору-академисту в институте, разрабатывающем методы сварки на земле, под водой и в космосе? Да просто ему улыбнулась судьба! Директор Борис Патон захотел проверить, способна ли электросварка послужить искусству, и пригласил к себе. Но подчиненные академика поняли присутствие молодого дарования по-своему: Владимиру приходилось клепать сувениры для многочисленных гостей и друзей института. В конце концов, его терпение лопнуло — не для такого творчества готовил себя. Вмешался Борис Евгеньевич. Он освободил Иванова от "сувенирной" повинности. С тех пор уже почти четверть века мастерская Владимира в Институте электросварки служит большому искусству. А сама аргонно-дуговая электросварка действительно оказалась универсальным методом для воплощения самых смелых художественных фантазий.

С "БОЛГАРКОЙ" И НАПИЛЬНИКОМ В РУКАХ. Как только Иванов "получил свободу", он тут же сел на своего любимого "конька" — стал ваять лошадей. Но не обычных, а с "характером". Так появились вдохновенный Пегас, загадочный Единорог, своенравный Буцефал, не знающий преград Конкур, необузданные скакуны под персом, скифом, амазонкой, Жанной ДАрк. "Металл — материал сильный и емкий, — объясняет Владимир. — Он как нельзя подходит для изображения героических персонажей, способен показать их внутреннюю силу". Чаще всего вдохновение Иванов черпает из греческой мифологии. Особенно его воодушевляет то, что многие события античности могли происходить на территории украинского Причерноморья. "Мифология — это вечные ценности, высокие идеи, и никакой политизации", — говорит скульптор.

Чтобы металл был "ажурным", для каждой работы он ищет минимальное количество деталей, а любой вырез и изгиб, продумывая до миллиметра, подчиняет образу. Потому замысел может вынашиваться месяцы или даже годы. Сам технологический процесс проходит намного быстрее, и Иванов его от общественности не скрывает. Даже подробно рассказал о нем "в картинках" на своем сайте www.elGephest.com. По графическому эскизу создаются бумажные лекала, они наклеиваются на металл, а затем на фрезерном станке или "болгаркой" вырезаются формы. В "Жанне Дарк", к примеру, до 1000 деталей, в "Ахилле" – 150. Затем автор берет в руки напильник, чтобы облагородить рваные края. Те, что из черного металла, "воронятся" газовой горелкой, а выполненные из нержавейки, напротив, (натираются) шлифуются до блеска. Так Владимир играет на извечном контрасте черного и белого как символов добра и зла, жизни и смерти.

Сварку выполняет профессиональный сварщик-аргонщик Владимир Федоров, с которым Иванов сотрудничает уже 20 лет, но скульптор практически не отходит от него. Ведь сварка – это и есть тот самый этап ваяния: идея приобретает объем. Странные детали, объединившись, становятся людьми и конями. Они пугаются, грустят, страдают, скачут, мчатся, "взлетают" в прыжке. Если результат кажется художнику неубедительным, детали переделываются. И это понятно: то, чему суждено навечно замереть в металле, должно быть безукоризненным.

ПЕГАСЫ ИВАНОВА "РАЗЛЕТЕЛИСЬ" ПО ВСЕМУ МИРУ

"Сваркой в Украине работает только несколько скульпторов, — говорит Владимир. — На Западе больше, потому что там общество более технологичное, больше готово и к созданию, и восприятию таких работ. Потому в конце 80-х годов я и еще два украинских скульптора стали работать в Германии".

За последние 20 лет Иванов участвовал в более чем 30 выставках — в Германии, Америке, Англии, Ирландии. Практически на каждой из них находилось несколько человек, кто хотел видеть его работы частью своего интерьера. Стоимость сварных композиций украинского автора — от 5 000 евро и выше. "Постоянной покупательницей" стала 90-летняя американская писательница, классик фэнтези Энн МакКеффри. Для своих интерьеров она приобрела "Скифа" и "Дракона", а для сада — "Кота", в память о своем погибшем любимце.

Только в последние два года Владимир вновь стал выставляться в России и Украине. И везде успешно. В июле киевская галерея "Да Винчи" назвала Иванова в числе 11 лучших украинских скульпторов. Тогда же появились поклонники его таланта и покупатели работ. Кроме несколькоих Пегасиков-качалок, в Украине "поселился" "Единорог" — его владельцем стал тяжелоатлет Анатолий Писаренко. Россиянка Лариса Бушина, обладательница Гран-при на международном турнире по конному спорту по выездке, проходившем в Киеве в мае 2007 года, была награждена скульптурой "Дрессаж", а в семью московского мэра Юрия Лужкова уехала работа "Детство Пегаса" – за лучшую лошадь.

Сегодня у Владимира каждая минута на счету: к выставке "Большой скульптурный салон", которая пройдет в нашей столице 5-15 марта 2008 года в рамках программы "Арт-Киев", он готовит триптих с рабочим названием "Бег Ахиллеса".

МИФЫ В МЕТАЛЛЕ

"КВАДРИГА"

Этой четверкой коней — квадригой — правит Фаэтон. Он попросил ее у отца-Солнца, но не сумел удержать вожжи и погиб. У Иванова две версии "Квадриги". Одна украшает зал банка немецкой земли Саар, другая поселилась у американского поэта Кляйна во Флориде.

"ДЕТСТВО ПЕГАСА"

Пегасиками-качалками можно даже поиграть. Среди Пегасо-совладельцев — мэр Москвы Юрий Лужков, Постоянный председатель Украины при ООН Николай Маймескул, редактор российского Playboy Артемий Троицкий, директор издательства "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА" Иван Малкович.

"СТРЕЛА ПАРИСА"

Ахилл – полубог, единственным уязвимым местом которого была пята. Парис метко попал именно в нее. "Стрела Париса" выставлялась много раз, в том числе в Киеве. Учитывая то, что события, связанные с этим мифологическим героем, развивались на территории нынешней Украины (Тендровская коса – Херсонская область, остров Змеиный – Одесская), Владимир решил развить тему и создает триптих. Вторая часть — "Бег Ахиллеса (Тендра)", третья — "Остров блаженных – (Змеиный)".


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Сухорукова Елена
Вы сейчас просматриваете новость "Скульптор с помощью сварки создает античные фигуры, а одна из работ мастера украшет дом Лужкова". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: