укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Последние новости Украины
23 Апреля 2015, 16:49  Версия для печати  Отправить другу
×
Децентрализация: от Киева до самых до окраин http://www.segodnya.ua/img/article/6104/94_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6104/94_tn.jpg Украина
<p><span lang="UK">Олег Березюк</span></p>
Олег Березюк

Децентрализация: от Киева до самых до окраин Актуально

Как Киево-Святошинский райсовет указал Украине путь к Европейской хартии местного самоуправления (по материалам top-news)

Российская Федерация с момента аннексии Крыма стала катализатором для пробуждения национального самосознания украинского народа. Еще одним толчком стала попытка Москвы навязать федеральное устройство, на что Украина ответила инициативой децентрализации, т.е. передачи значительных полномочий и бюджетов государственными органами – органам местного самоуправления, что дает структурам, находящимся ближе к людям, дополнительные рычаги для выполнения воли избирателей. 

Согласно Закону "О местном самоуправлении в Украине" районные и областные советы выражают общие интересы территориальных общин и от их имени управляют объектами общей собственности. Только норму составления и исполнения местных бюджетов этот же закон закрепляет за районными и областными администрациями, более того, делегирует последним полномочия местных советов в части планирования и обеспечения экономического и социального развития соответствующих территорий. Такая организационно-правовая база не соответствует ратифицированной Украиной Европейской хартии местного самоуправления, которой определено: местная власть испытывает необходимость в существовании широкой автономии своих функций, а также путей и средств осуществления этих функций.

"Относительно децентрализации существует абсолютный консенсус, что нам нужно делегировать значительную часть полномочий территориальным общинам", – говорил Президент Петр Порошенко, который убежден, что на следующих выборах "мы выберем представителей местных властей уже с новыми полномочиями". Этот тезис подтвердил спикер парламента Владимир Гройсман, подчеркнув, что кроме изменений в Конституцию необходимо переписать почти 500 нормативных документов. "Мы должны провести эти решения до очередных выборов, которые состоятся в октябре", – сказал он. Отметим, что соответствующих документов на уровне районов следует принять десятки тысяч.

Однако, как заявил председатель парламентской фракции Объединение "Самопомич" Олег Березюк(по материалам top-news), в высших эшелонах власти существует страшное сопротивление процессам децентрализации. По его словам, недавно принятый "фантастический европейский закон" об объединении общин "не заработает без другого закона – о полномочиях органов власти, а принятие такого документа блокируется, в том числе, губернаторами, которые боятся потерять власть и деньги". "Деньги теперь должны направляться на места – города и села, и губернаторы теперь не имеют возможности направлять финансы, руководствуясь собственными мотивами", -  отметил Березюк.

Заявление лидера фракции ВР созвучно выводам Национального института стратегических исследований при Президенте Украины, который опубликовал аналитическую справку "Ожидаемые риски в процессе децентрализации власти в Украине"(по материалам top-news). Среди основных рисков указаны следующие: а) "возможное политическое  сопротивление локальных элит с перспективой привлечения на свою поддержку широкой общественности"; б) "общий низкий уровень компетентности служащих местного самоуправления"; в) "активизация борьбы между политическими элитами различных уровней административно-территориального деления вокруг желаемого объема полномочий и материальной основы управления".

Депутат Киево-Святошинского райсовета, член Постоянной комиссии по вопросам управления коммунальным имуществом Святослав Крижевич говорит, что за четыре года он так и не добился от райгосадминистрации списка коммунального имущества района. А вопросы возникают. Скажем, КП "БТИ" вынуждено арендовать помещение (порядка 60 тыс. грн. / мес.) при наличии собственного, на проспекте Победы, которое "растворилось в бумагах". Или здание районной СЭС, построенное на средства санэпидемстанции, которое непонятным (пока) образом перешло в собственность Киевской областной СЭС.

"Управление коммунальным имуществом со стороны администрации всегда было большой "черной дырой, – подчеркивает депутатКрижевич. – По каким ценам оно арендуется, куда идут средства, кому оно принадлежит?". Отвечать на такие вопросы – это тоже задача децентрализации. Тем более что речь идет не о перераспределении собственности, а лишь о более действенном использовании имущества его собственником – территориальной общиной.

На пленарном заседании 42-й сессии Киево-Святошинского райсовета VI созыва под руководством председателя совета Людмилы Шевчук депутаты рассмотрели проект изменений в "Порядок управления объектами общей собственности территориальных общин сел, поселков, городов района". Несмотря на то, что присутствовавший на сессии представитель Киевской облгосадминистрации предложил снять вопрос с повестки дня, создав рабочую группу, документ пошел в работу. Хотя бы потому, что был заранее всесторонне проработан: до вынесения на сессию его рассмотрели на круглом столе, на заседании постоянных комиссий и президиума, текст нового Порядка за месяц до этого был напечатан в СМИ.

Так что, в конце концов, сессия Киево-Святошинского совета утвердила новый Порядок управления объектами коммунальной собственности. Теперь распоряжаться ими будет не руководство райгосадминистрации, а депутаты районного совета, которых выбрала территориальная община. По словам избранников народа, возвращение коммунального имущества местной громаде поможет быстрее и эффективнее провести децентрализацию.

Почему так быстро было преодолено определенное сопротивление, о котором говорил народный депутат Олег Березюк? Ответ кроется в азах европейской демократии. Во-первых, как уже упоминалось выше, изменения были прозрачно и общедоступно обсуждены на всех уровнях. Во-вторых, в ходе работы был принят ряд рекомендаций, которые сняли все вопросы (те, которые теоретически могли возникнуть еще – были бы за гранью закона). Так, учтено предложение представителей районного Народного совета об установлении моратория до 1 января 2016 года на принятие райсоветом любых решений по отчуждению или изменению статуса коммунального имущества. Была одобренаинициатива об активном участии общественности при рассмотрении предложений потенциальных арендаторов. Решено также, что окончательный вердикт о сдаче коммунального имущества в аренду будет приниматься только после получения разрешения от профильной комиссии и президиума райсовета.

Начинать всегда не просто, и, надеемся, что изменения в государстве и обществе – это вопрос времени, которого осталось крайне мало. Поэтому те районные и областные советы, где в процессе реформ возникло ожидаемое сопротивление, получили руководство к действию – как внедрять в жизнь самой жизнью порожденную, обществом поддержанную и Президентом принятую инициативу децентрализации власти. А там, глядишь, и Верховная Рада преодолеет сопротивление и примет закон о полномочиях органов власти. И в результате местные выборы в октябре пройдут на базисе, который после прихода новых людей на территориальном уровне породит надстройку новой Украины. Где власть действительно будет принадлежать народу.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Тэги: депутат
Вы сейчас просматриваете новость "Децентрализация: от Киева до самых до окраин". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: