укр
Сергей Корсунский
Остров благоденствия
Главная Последние новости Украины
8 Июня 2015, 08:10  Версия для печати  Отправить другу
×
Евро-2012: три года спустя http://www.segodnya.ua/img/article/6218/62_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6218/62_tn.jpg Украина К чемпионату построили и реконструировали четыре стадиона и аэропорта, отремонтировали дороги, но сейчас из-за конфликта на Донбассе многое разрушено
<p>Итоги. Украина вложила в чемпионат более 100 млрд грн, но все будущие «плюшки» у нас отняла война. Фото <span>AFP</span> </p>
Итоги. Украина вложила в чемпионат более 100 млрд грн, но все будущие «плюшки» у нас отняла война. Фото AFP 

Евро-2012: три года спустя

К чемпионату построили и реконструировали четыре стадиона и аэропорта, отремонтировали дороги, но сейчас из-за конфликта на Донбассе многое разрушено

Три года назад в Украине завершилась гигантская стройка под названием Евро-2012, и начался собственно футбол, который продлился месяц. Поначалу многим даже не верилось, что Украина успеет в срок подготовиться, однако власть смогла обеспечить все — от постройки современных аэропортов и стадионов до запуска скоростных поездов и организации если не "Воздушного экспресса" из Борисполя, то хотя бы нормального такси, разогнав тамошних "бомбил". Что сегодня осталось от тех грандиозных результатов? 

ЧТО ПОСТРОИЛИ. По официальным данным, на Евро-2012 за три года было истрачено порядка 100 млрд грн (примерно четверть бюджета страны), из них 80% — госсредства. Построили и реконструировали четыре стадиона и аэропорта (Киев, Донецк, Харьков, Львов), подняв их уровень действительно до европейского. Украина получила наконец скоростные поезда ("Интерсити+"). Капитально отремонтировали или вновь построили 2000 км автодорог. Милиционеры и медики прошли курс обучения английскому, а в городах Евро остановки в транспорте стали объявлять на иностранном языке. Тогдашний вице-премьер по подготовке к Евро-2012 Борис Колесников лично следил за ходом работ, подключал ведущих мировых специалистов и страна таки обеспечила высочайший уровень проведения чемпионата.

ЧТО ОСТАЛОСЬ. Сегодня можно констатировать, что Украина многое утратила... Самые большие потери понес Донецк. Там из-за года боев полностью разрушен международный аэропорт (в него было вложено $1,5 млрд), около 1000 км автодорог и поврежден стадион, относящийся к элит-классу. Востребован "Олимпийский". А львовский стадион, которому обещали печальное будущее из-за нехватки спортивных событий, фактически спасен донецким "Шахтером", ведь теперь команда тренируется там. По словам экс-футболиста "Динамо" и сборной СССР, бывшего тренера сборной Украины Леонида Буряка, сейчас именно горняки финансируют инфраструктуру "Арены Львов", львовским "Карпатам" стадион не нужен. Нормально функционирует спортарена в Харькове. А вот аэропорты Харькова и Львова не загружены. К тому же в них вернулись "таксисты-бомбилы", хватающие за руки прибывающих пассажиров...

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. "Страны, которые проводили чемпионаты Европы, мира или Олимпийские игры, получали наследие в виде обновленной страны, развитой инфраструктуры и хороших дорог. Например, Португалия и Греция: раньше там были разбитые, захолустные дороги. Сейчас страны имеют мощную инфраструктуру", – рассказал Буряк. В Украине, по его мнению, кроме самого чемпионата, больше ничего не осталось. 

Экс-секретарь Кабмина Виктор Лисицкий считает, что у нас после Евро были хорошие перспективы стать связующим звеном между Европой и Азией. Но отказ Виктора Януковича от ассоциации с ЕС поставил крест на всем том, что было заложено инвестициями в Евро. "Когда началась война на Донбассе, стало очевидно, что ни инвестиций, ни потока туристов нам не видать, — говорит Лисицкий. — Разрушенный донецкий аэропорт планировался как крупный хаб (пересадочный узел), который к 2020 году мог принять до 10 млн пассажиров в год. Но осталось нам от Евро и хорошее: скоростные поезда, вокзалы и станции. Стали лучше дороги: от границы с Польшей до Львова и далее на Киев, Харьков. А в Киеве, например, появилось больше точек бесплатного Wi-Fi".

861253

Глава Оппозиционного Кабмина. Фото А. Искрицкая

Колесников: "Почти все, что построено, — используется"

"Ровно три года — с начала Евро-2012. Я хочу поздравить всю команду, которая занималась его подготовкой: более 40 тысяч специалистов, которые были наняты к "Евро-2012", и более полумиллиона сотрудников, которые работали в компаниях, занимавшихся организацией чемпионата. Результат нашей работы тогда увидел весь мир, и он был в приятном шоке от Украины.

Мы построили три новых взлетно-посадочных полосы и пять аэропортов, из них три – государственных, а для двух – это киевские "Жуляны" и Харьков – государство оказывало полную поддержку. Мы построили новые современные стадионы, и приятно, что они сегодня функционируют: "Арена-Львов", и "Олимпийский", и реконструированный "Металлист".

Было сделано и много мелочей, не самых заметных на первый взгляд, но очень важных, которые были задействованы и в самом "Евро" и после него. Так, была закончена трасса "Киев – Чоп", были отремонтированы многие другие дороги, отремонтированы железнодорожные вокзалы.

Что бы там не говорили вначале о "Хюндаях", как бы их не ругали, но сегодня это самый надежный, а если смотреть с точки зрения соотношения цены и качества, и самый эффективный вид транспорта в нашей стране. По крайней мере, за последние три года, которые прошли после "Евро", никто не запустил даже вагонетку. Да, поначалу были определенные проблемы со скоростным движением, поскольку не было проведено зимних испытаний, но с помощью корейских специалистов их удалось быстро устранить. И сегодня всем уже очевидно, что другого пути, кроме как организации скоростного движения, у Украины все равно нет.

А вот созданное тогда такси в аэропорт "Борисполь" власти уничтожили, ссылаясь на то, что оно нерентабельно – мол, миллион гривен в год убытков. Но "Борисполь" зарабатывает в год 200 млн гривен, а такси – это внутреннее подразделение, и "Борисполь" – это лицо нашей страны. Театр, как говорится, начинается с вешалки. Это было сделано в угоду каких-то местных, околомафиозных структур, и на сегодняшний день опять вернулись "частники", пристающие к пассажирам, причем, не только в зале прилета, но в "стерильной" транзитной зоне!.. Это о многом говорит.

Построить качественно – это не проблема. Главное – качественно эксплуатировать десятилетия. Много было "умников", которые рассказывали, что терминал "Д" "Борисполя" такой большой, что никому не нужен. Но эксперты, в том числе американские, посмотрели, что он на сегодняшний день загружен на 95%, и это еще не пиковые нагрузки – начало июня.

Так что "умников" было много, но все, что тогда построено – все успешно эксплуатируется.

Сможет кто-то построить лучше – это будет только счастье. Но главное сейчас для Украины – это добиться мира, сохранить территориальную целостность и добиться достойного уровня жизни людей. Чем выше уровень жизни людей, тем быстрее мы сможем получить новые проекты, которые развивают нашу страну и приносят ей заслуженную всемирную славу.

После наступления мира необходимо добиться закрепления в Конституции прав регионов, а самым масштабным проектом должна стать коммунальная реформа – приведение качества жилья в соответствие с современными, энергосберегающими технологиями, доступными кошельку каждого украинца. Этот проект по амбициозности не сравнится не только с "Евро", но и чемпионатами мира и Олимпийскими играми!.. Задача – чтобы люди платили в 2 – 2,5 раза меньше. Это самый важный проект.

Ну, и конечно, Украине нужен украинский спорт – и футбол, и хоккей, и баскетбол, и все другие виды спорта. Добьемся мира, перестанут гибнуть люди, восстановим экономику, и наша страна, безусловно, сможет претендовать на самые крупные соревнования".

"Турбизнес тогда был на подъеме"

Серьезные потери понес за последние полтора года турбизнес, который после Евро-2012 находился на подъеме, считает директор Центра туринформации Владимир Царук. "Интерес к Украине из-за футбольного чемпионата был огромный: поток интуристов в 2012 г. вырос на 40% по сравнению с 2011 г., — говорит Царук. — Уже в 2013-м мы увидели ожидаемый спад, но все равно иностранцев у нас побывало больше, чем в 2011-м. Поехали шведы, англичане, немцы... Поэтому говорить о том, что Евро — это провал, в корне неверно. К тому же после введения налоговых каникул для отельеров началось массовое строительство новых гостиниц. Но из-за известных событий на Донбассе они сейчас стоят полупустыми — хотя цены упали, Киев сейчас вообще самая дешевая столица в Европе. А планировалось, что инвестиции окупятся и принесут прибыль.

По прогнозам Царука, даже если война быстро закончится, понадобится не один год, чтобы вернуть интуриста. А чтобы ускорить процесс, надо провести новое громкое спортивное событие: Евробаскет-2017 либо финал футбольной Лиги Европы.

Кстати: к Евро-2012 была выпущена самая дорогая памятная монета в мире, посвященная спортивному событию, — полукилограммовая 500-гривневка из чистого золота (цена НБУ — 55 тыс. грн/шт.) и более дешевые, но популярные наборы серебряных и нейзильберовых монет.

Читайте также:
Фонд Бориса Колесникова наградит победителей конкурса "Мой Евро" поездками на Евро-2016
30 лучших фотографий с Евро-2012 от участников конкурса "Мой Евро"
Харьковский горсовет погасил кредит на покупку транспорта к Евро-2012


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Авторы: Александр Панченко, Дышленко Алексей, Вера Холмогорова
Вы сейчас просматриваете новость "Евро-2012: три года спустя". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"