укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
29 Апреля 2008, 08:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Гибель генерала Черноусенко: слишком много знал о диоксине для президента? http://www.segodnya.ua/img/article/1061/96_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1061/96_tn.jpg Украина Трагическую смерть Олега Черноусенко в автокатастрофе год назад некоторые источники связывают с тем, что он вел свое расследование "диоксинового отравления" Виктора Ющенко.
Гибель генерала Черноусенко: слишком много знал о диоксине для президента?

Гибель генерала Черноусенко: слишком много знал о диоксине для президента?

Трагическую смерть Олега Черноусенко в автокатастрофе год назад некоторые источники связывают с тем, что он вел свое расследование "диоксинового отравления" Виктора Ющенко.

Вчера поминали генерал-майора СБУ Олега Черноусенко – экс-народного депутата Украины, контрразведчика, одного из лидеров "оранжевой" революции, возглавлявшего службу безопасности избирательного штаба Виктора Ющенко и коалиции "Сила народа".

Фатальное ДТП произошло на автотрассе Киев—Чоп, у села Козин Ровенской области 28 апреля 2007-го. Олег Иванович с женой Валентиной Александровной, сотрудницей Секретариата президента, и друзьями — супругами Михайленко намеревался провести выходные в Карпатах и подняться на Говерлу. В последний момент иномарке Черноусенко предпочли "Тойоту Авалон" друзей. За руль, как более опытный и умелый водитель, сел генерал.

К этому времени он около года находился в распоряжении главы Службы безопасности. Коллеги рассказывают, что на подписи лежал указ о его назначении зампредом, а по другим данным — главой СБУ.

— Недалеко от Дубно есть памятник самолету, — говорит хорошо знавший Черноусенко и работавший с ним в контрразведке генерал Сергей Макаренко. — Трасса там сужается, есть канал и мостик — на том злосчастном участке Олег пошел на обгон, не увидел встречный ЗиЛ-130 и на большой скорости столкнулся с ним, что называется, лоб в лоб...

От удара "Тойоту" смяло в лепешку, а грузовик перевернулся и упал в кювет. Черноусенко погиб мгновенно. Трех пассажиров, включая его жену, а также водителя грузовика отправили в ближайшую больницу.

СЛЕДСТВИЕ. Уголовное дело по части 2 статьи 286 УК Украины возбудили сразу же. Расследование вела военпрокуратура Ровенского гарнизона. Рассматривались три основных версии — грубое нарушение правил дорожного движения, технеисправность автомобиля (кстати, 2006 года выпуска), внезапная остановка сердца водителя "Тойоты". После автотехнической и судмедэкспертиз последние версии отпали. Следствие констатировало, что к аварии привело нарушение правил обгона. Похоронили генерала на Байковом кладбище столицы.

Казалось бы, роковая случайность, непредвиденное стечение обстоятельств: опытный, но лихой, как выразился один из сослуживцев Олега Ивановича, водитель на опасном участке превысил скорость, не заметил грузовик, потерял управление, и — страшная, нелепая смерть, увечья, изуродованная машина...

Однако, вопреки официальной трактовке причин трагедии, возникла версия о ее неслучайном характере. "За" говорили отдельные, на первый взгляд, не связанные между собой события.

Например, внезапный выход на пенсию в 2003 году успешного контрразведчика Черноусенко, работавшего тогда помощником президента Кучмы по нацбезопасности – руководителем Центра евроатлантической интеграции, и его весьма рискованный, как для карьерного чекиста, переход под крыло опального на то время Ющенко.

Или назначение за год до "оранжевой" революции замом руководителя центрального штаба блока "Наша Украина" — главой службы безопасности коалиции "Сила народа". Он проработал в этом качестве до 2005 года, получив должность начальника Управления СБУ в Киеве, несмотря на сопротивление тех, кто выдвигал свою, более гибкую кандидатуру. Не без вмешательства этих сил, считают сослуживцы, его и удалось сместить через 14 месяцев, убедив окружение Ющенко в мифических нарушениях внутри УСБУ и продвинув другого человека.

Наконец, как человек, отвечающий за безопасность "Нашей Украины", генерал был носителем конфиденциальной информации, касающейся отравления Ющенко в сентябре 2005 года. У него было свое видение природы "диоксиновой истории", приключившейся, по версии следствия, на даче первого зампреда СБУ Владимира Сацюка. Оно не во всем совпадало с прокурорским, говорят сослуживцы. (Кстати, на днях в прессе появились сведения, что ГПУ активно допрашивает по поводу отравления видного нардепа из "оранжевого" лагеря и намерена просить парламент о снятии с него неприкосновенности).

— Думаю, Олег, поднаторевший в конспирации, вел собственное расследование, и на каком-то этапе перешел дорогу настоящим, а не мнимым отравителям, — высказал свое предположение "Сегодня" действующий офицер СБУ. — Понимая, что он зашел слишком далеко, его могли устранить, подстроив ДТП. Но боюсь, правды об этом не узнает никто...

Сергей Макаренко, Александр Галака, другие сослуживцы Олега Черноусенко не столь категоричны. Они признают, что судьба генерала действительно не из простых, и недругов у него хватало, но подстроенной аварию не считают.

Замгенпрокурора Николай Голомша, которого мы попросили вернуться к событиям годичной давности, обещал вытребовать материалы следствия и ответить по существу после праздников.

В СПЕЦСЛУЖБУ ИЗ КОМСОМОЛА. Олег Черноусенко – сумчанин. Родился 17.05.1953. В спецслужбу пришел по комсомольской путевке, закончив с отличием Харьковский политехнический институт. Начинал опером военной контрразведки в 1980-м. Учился в аспирантуре Высшей школы КГБ СССР в Москве. В 1994—1998 годах — нардеп, замглавы комитета ВРУ по нацбезопасности и обороне. Участник боевых действий (Босния, Косово). Автор и разработчик законов об СБУ, госохране, других. Был советником по безопасности посольства Украины в Литве, работал в аппарате СНБО. Проходил обучение в международных центрах ФРГ, США, Великобритании, Бельгии.

СМЕРТЬ ЗА СМЕРТЬЮ СО СХОЖИМ "СЦЕНАРИЕМ"... Трагедия Олега Черноусенко — лишь одна из вереницы смертей в Службе безопасности.

В 2003 году в Запорожской области разбился нардеп Анатолий Ермак — "семерка", в которой он ехал с похорон матери, выехала на встречную полосу и столкнулась с МАЗом. Ермак, служивший в СБУ, и его брат в этом ДТП погибли, сын был травмирован.

В ноябре 2005-го близ Ильичевска погиб экс-начальник УСБУ в Одесской области генерал Анатолий Кожемякин (отец нынешнего нардепа, также выходца из спецслужбы). На скорости 180 км/час БМВ не вписался в поворот и, пролетев более 20 метров, оказался в море. Водитель выплыл, а вот пассажир не сумел.

В сентябре 2006-го у Яворовского полигона погиб бывший шеф Львовского УСБУ Алексей Партыка, находившийся за рулем джипа "Тойота Ленд Крузер". После ухода с должности он был советником главы управления, его кандидатура рассматривалась на пост зампреда Службы безопасности по следствию.

Через полтора месяца после гибели Черноусенко на железнодорожном переезде разбился руководитель УСБУ в Николаевской области Михаил Таранов. Он возвращался из Херсона на "Нисане". Водитель объехал шлагбаум и пытался проскочить полотно перед пассажирским поездом. Таранов скончался на месте. За 17 лет до этого в автокатастрофе погиб начальник УКГБ по Николаевской области Шарафанов.

В другие ДТП, к счастью, без трагических последствий, но с серьезными травмами, попадали экс-глава СБУ Евгений Марчук (2000), бывший начальник отдела Главка военной контрразведки СБУ нардеп Григорий Омельченко (2007)...


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Александр Ильченко
Тэги: Украина
Вы сейчас просматриваете новость "Гибель генерала Черноусенко: слишком много знал о диоксине для президента?". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: