Гурченко ровнял нос, Будулая сделал седым, обливая бензином,а Яковлеву зажимал в тиски

Одесский гример Григорий Волошин рассказал, как в фильмах убивают топором актеров и зачем он носил по городу сетку с головами.

Попробуйте ухватить в титрах любого фильма фамилию гримера. Да и вряд ли кто-то, кроме профессионалов, будет ее искать. Мы все больше за актерами следим. Ты смотри, говорим, ну вылитый Петр 1. Или – "Смотри, какой "мачо", а по жизни и не скажешь". И мало кто понимает, что в этом заслуга гримера. С одним из них — одесситом Григорием Волошиным — мы и встретились. "Уже и не вспомнить, сколько лиц я "слепил", — смеется художник-гример высшей категории, член Союза кинематографистов СССР. — Ведь на Одесскую киностудию пришел еще в 1957 году, а первые штрихи делал еще в фильме "Весна на Заречной улице".

Особо гордится Волошин портретными образами великих. Вспоминает, как в фильме "Семь дней с русской красавицей" (1991) делал грим Ленина актеру Павлу Максименко, который стоял на броневике у Смольного и "толкал речь". Портретное сходство было столь сильное, что во время съемок собралась толпа бабулек, которые шептались: "Воскрес, что ли?". В другом фильме "Потерянный рай" (2000 год) сделал из актера Дмитрия Витченко такого Ленина, что с его грима нынешние коммунисты сделали свой значок. К слову, в советские времена стоило сделать один грим Ленина или Сталина – сразу давали звание заслуженного. Волошин под эту волну уже не попал. Да и не важны ему звания. Сделать свою работу, чтоб душа радовалась и у него, и у актера – это интереснее.

Реклама

ЗРИТЕЛЬ— НЕ ДУРАК. Как только не называли Григория Волошина за его работу — великий обманщик, фокусник и кудесник. Он действительно по-доброму обманывал зрителя, превращая одного и того же актера в разных людей в разных ситуациях. "Но обманывая, надо обязательно придерживаться правды. Зритель не дурак, он все подмечает", — уверяет гример и приводит такой пример. Работал он в 1964 году с гримом актера Петра Глебова (старшее поколение хорошо помнит его по роли Григория Мелехова в "Тихом Доне") в фильме "Одиночество". Там Глебов играл главаря одной из групп банды Антонова. По фильму, когда Антонова разбили, герой Глебова уходит в лес и, что называется, дичает. Сначала ходит просто небритый, потом маленькая борода отросла, дальше – больше. А фильм ведь снимают не подряд. Поэтому гример буквально по кадрам для себя записывал, где у него больше, где меньше борода. И соответственно клеил и делал грим с учетом этого. "Но, обидно очень, что режиссер при монтаже не учитывал этого, мол, кто там заметит, — сетует Волошин, — А люди как раз обращают на это внимание. Ну, посудите сами: идет он по лесу в бороде, одичавший совсем, а тут вдруг из-за куста выходит уже только с "ежиком" на лице. Нестыковка… Обидно бывало. Люди-то считают, что гример схалтурил".

Или вот еще случай был. Артист Лесь Сердюк в фильме "Море нашей надежды" играл капитана. Приехал со своими усами (он их "носит" всю жизнь). Сделали кинопробу, говорят: "Надо сбрить". А я вижу – не надо, с усами должен быть. Но – сбрили, сделали кинопробу. "Нет, — говорят, — с усами лучше. Клейте". И весь фильм я клеил ему "его" усы". Действительно, искусство требует жертв.

ВОЛОСЫ БУДУЛАЮ ОСВЕТЛЯЛИ БЕНЗИНОМ

Реклама


Грим Волонтиру. Волошин с ассистенткой делали его на ходу

В фильме "Цыган" Волошину работалось хорошо — ни с Кларой Лучко, ни с Ниной Руслановой проблем не было. Сложным был грим у главного героя — Будулая, которого играл Михаил Волонтир. Он одновременно с "Цыганом" снимался еще и в боевиках, где цыганские кудри исключались — только короткая стрижка. Вот и приходилось Волошину постоянно "наращивать" и кудри, и бороду. Все это надо было делать быстро, всегда же мало времени. Ассистентка закручивала ему волосы плойкой (у него свои прямые), Волошин в это время бороду "лепил". И седину надо было каждый раз делать: белый грим (в виде тонального крема) смешивали с бензином и этим "красили" волосы. Потом бензин испарялся, а на волосах оставался белый налет – ну, настоящая седина. Это было не так обременительно. А вот когда актеру седому надо наоборот начернить волосы, и нельзя их просто перекрасить, потому что где-то он снимается седым, то "обрабатывали сажей": обжигали обыкновенную пробку от бутылки и красили. И каждый день в конце съемок надо было все это тщательно смывать, а наутро по новой чернить, ибо пачкалось все – и одежда, и постель.

"ЗАЖИМАЛ ГОЛОВУ ЯКОВЛЕВОЙ В ТИСКИ И ТАК ГРИМИРОВАЛ"

Реклама


Яковлева с Караченцовым. На фотографии автограф Караченцова Ноне Волошиной – жене гримера.

"Вообще, труднее гримировать мужчин, — делится опытом Волошин. — Меньше вариантов, и они не такие терпеливые. Все им кажется, что уже "хватит, итак всего замазал". Иногда и капризный мужик попадался. Но его можно "послать". Женщин гримировать — одно удовольствие. Можно многое сделать. Вот в "Только в мюзик-холле" снималась Любовь Полищук. У нее вообще очень проблемное лицо было, кожа всегда, от природы, с каким-то сероватым налетом. Как ни загримируешь, на тех пленках старых лицо выходило разного цвета – чуть не так свет, и одна половина лица нормальная, а другая серая. Каждый грим проверяли пленкой, пока подберешь. Она мужественно все это терпела, зато на экранах такая красавица была.

А вот красавицу Александру Яковлеву ("Чародеи", "Светлая личность", "Парашютистка", "Человек с бульвара Капуцинов") вспоминает с дрожью. "Такая вредная была, — вздыхает гример. — Все швыряла: это мне не нравится, это я не одену. Эта коса не подойдет и т.д. И так длилось 4 часа (а смена 8 часов). Мы даже объявили забастовку: если так дальше будет, то отказываемся работать, меняйте актрису. Режиссер нас еле упросил – уже были отсняты кадры с ней, а план не ждет (тогда главным, увы, был план). Как я с ней намучился. И глаз не так накрасил, и рот не той формы. Ругалась она – нам и не снилось: мат-перемат сплошной. Ну, мужику я бы ответил, а тут же женщина. Терпел, сколько мог. А потом "перешел на ее язык". Вроде бы, поняла. А когда сильно вертелась, я ее голову рукой брал "в захват", коленом прижимал ее ноги к стулу – и так гримировал. Отпускал, только когда уже начинала задыхаться. В конце-концов мы ее "приручили". Потом просто шелковая была, и работали нормально. А в других фильмах она и с парашюта сама без дублеров прыгала, и вообще – совсем другим человеком стала. Повзрослела, наверное. А тогда в "Чародеях" и Абдулов, и Светин, и Васильева, и Гафт, и Золотухин, которые уж на что знаменитыми и любимыми актерами были, только усмехались над "звездностью" Яковлевой. С ними подобных проблем не было никогда.

ГУРЧЕНКО ЛЮБИЛА КОМФОРТ И ТРЕБОВАЛА ВЫРОВНЯТЬ НОС


Компания. Людмила Гурченко вместе с Волошиным и его женой Нонной в фильме "Белый взрыв"

Гурченко всегда не нравился ее нос. "Заменим", — уверил ее Григорий Волошин. Нет, ни о какой пластической операции речь не шла. Фильм "Белый взрыв", где они работали вместе, снимался в 1969 году, тогда использовались только "подручные средства". "Людмила Марковна всегда была недовольна своим носом, она хотела, чтобы он был более курносым, — вспоминает гример. — Но это такая женщина, и сегодняшние дни тому доказательство, что всегда будет на высоте. "Ну и что, — говорила она, — что здесь у меня роль трагическая, красивой нужно быть всегда". Грим этот был сложный — надо было "подтягивать" нос. Делается это так: нос обматывается полоской ткани, обработанной спецклеем, подтягивается и фиксируется вверху. Когда ткань высыхает, ее снимают. После начинается самое сложное: надо все так гримом закрыть, чтобы в крупных планах даже намека не было на такую "пластику". Поэтому ее чаще всего снимали анфас, а не в профиль. Особенно, когда грим делается в спешном порядке, возможны неточности. Но здесь она молча терпела все, хотя капризная была, помнится. "Белый взрыв" снимался высоко в горах. И все киношники и актеры, где снимались, на вершине, там и оставались в палатках, варили каши на кострах, спали в спальниках. Ниже была метеостанция, где был стационарный домик для сотрудников станции. с вершины туда никто не спускался, кроме Гурченко. Каждый день она спускалась (ее правда, страховали спасатели, но упрямо шла сама) к этому домику, и каждое утро поднималась для съемок. А потому что – комфорт! К тому же там находились запасы продовольствия, где Людмилу Марковну прельщали соки – питательно, не обременительно для фигуры, да и работающим на такой высоте в разряженном воздухе витамины просто необходимы были. Членов съемочной группы поражала такая настойчивость в действиях Гурченко. Иногда после съемок все просто падали с ног, а она все равно находила силы спуститься к уюту. И там ее за это уже поили горячим чаем, ей грели воду, чтоб могла нормально помыться.

ЗА КАДРОМ: РЕЗИНОВЫЕ ПАЛЬЦЫ И НАКЛАДНАЯ ГРУДЬ

Пожалуй, всем без исключения интересно знать, как делаются "кровавые" сцены. Нет, не те, что с помощью компьютера, а, так сказать, настоящие. Вот как с этим справлялся Волошин. Ну, например, надо было показать крупным планом, как отрубают пальцы. Оказывается, здесь не так все сложно. Актер поджимал пальцы, их в таком положении фиксировали, затем к "культям" приделывали пальцы из резины (их готовые заказывали на "Мосфильме"), да так, чтобы ни один стык не был виден. Шприцем вводили "красную жидкость, похожую на кровь". И "кровавая" сцена готова.

А еще мы видим в фильмах, как убивают топором, закалывают вилам и т.д. Вот как это делал гример Волошин. На спину актеру привязывали деревяшку, в определенном месте которой крепился резервуарчик с "кровью". Затем надевался ватник (или что там по фильму) и сам Волошин бил топором — надевал костюм героя, со спины было не разобрать – потому что только он знал, как попасть в "кровь". Выходило эффектно – актер разворачивается, в спине топор торчит, кровь течет… Но снимали тоже хитро. Топор сначала загоняли, а потом его вынимали, съемку делали "обратную", и топор как будто влетает в спину. Так же и с вилами было.

Если стреляют в грудь – был такой эпизод у Волошина – тоже приспособиться можно. На "Мосфильме" по фигуре актера делали как бы "чехол" резиновый. Затем его гример "украшал" волосами (герой был – "лицо кавказской национальности"). Сначала клали стальную пластину на грудь, затем надевали этот "чехол", заполняли "кровью" и еще размещали детонаторы. Когда стреляли в него – грудь разрывалась (накладная), вырывалось "мясо", текла "кровь", и мы верили в раны актера.

И ГРИМЕР, И АКТЕР


Волошин сам казак

В фильме "Цыган" Волошин сыграл настоящего цыгана: "Там снимался цыганский род Волошиных из Ростова. Меня за своего приняли, я ж тоже Волошин, отпустил волосы, усы…"

В другом ленте "Овраги" (1989г.) актер Борис Невзоров ("Марш Турецкого") по сценарию должен был из бани выскакивать голым в снег. Но ему что-то сильно не хотелось этого делать. Дублера под рукой не было. Тогда все "посмотрели" на Гришу, мол, у тебя такие же усы, ростом и фигурой похож, кто там разберет, ты это или он…

В картине "До последней минуты" актер Владислав Дворжецкий, который играл Ярослава Галана, очень не хотел ложиться в гроб (примета у актеров плохая). Тогда Волошин стал скульптором. Сделал гипсовый слепок из лица актера, потом доделал затылок, наклеил парик, загримировал и положил в гроб — сходство получилось один в один! Кстати, это была не первая "голова" Волошина. Чтобы реквизит не пропал, Волошин таскал их с собой в сетке (сумки были такие, как будто сшитые из гамака), пугая окружающих. Разок даже милиция останавливала.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63728.16

Bitcoin Cash (BCH)

476.25

Binance Coin (BNB)

611.13

Ethereum (ETH)

3105.47

Litecoin (LTC)

83.6

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять