укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Последние новости Украины
26 Августа 2011, 15:55  Версия для печати  Отправить другу
×
Истории от Олеся Бузины: "Варяги" уходят на Дальний Восток http://www.segodnya.ua/img/article/2632/93_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2632/93_tn.jpg Украина "На тобі, Боже, що нам не гоже!" : Купив в 1998 году у Украины авианосец "Варяг" по цене металлолома якобы для превращения в плавучее казино, Китай сделал его лучшим кораблем своего флота.
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Однотипный с "китаезированным" авианосцем "Варяг" корабль ушел из Севастополя в 1991 году и несет службу на Северном флоте.
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Однотипный с "китаезированным" авианосцем "Варяг" корабль ушел из Севастополя в 1991 году и несет службу на Северном флоте.

Истории от Олеся Бузины: "Варяги" уходят на Дальний Восток

"На тобі, Боже, що нам не гоже!" : Купив в 1998 году у Украины авианосец "Варяг" по цене металлолома якобы для превращения в плавучее казино, Китай сделал его лучшим кораблем своего флота.

14 августа, две недели назад, новый китайский авианосец, который чаще всего называют его прежним русским именем "Варяг", успешно вернулся в порт Далянь из своего первого морского похода. Этот день не даром выпал на воскресенье. Советский, а потом украинский корабль, которому некогда грозила преждевременная смерть из-за бесхозяйственности и недальновидности его первоначальных хозяев, на глазах воскрес. Как гласит китайская народная мудрость, тайное становится явным — экономический рост Поднебесной постепенно переходит в наращивание военной силы. Китай на глазах становится новой морской державой, к характеристике которой вскоре, по-видимому, добавится определение "великая".

Авианосцы имеются на вооружении у совсем немногих держав. Больше всего их у США — целых одиннадцать и еще один на стапеле. Потом идут Франция, Россия, Великобритания, Испания, Италия и Индия. Это очень дорогие как в постройке, так и в эксплуатации корабли. К примеру, индийский авианосец "Вират" — это устаревший британский корабль "Гермес", построенный еще в 1953 году и приобретенный за символическую сумму в 1986-м.

Точно так же поступили и бразильцы, купив в свое время "списанный" по старости французский авианосец "Фош". Итальянские и испанские корабли этого класса — попросту говоря, "малыши", призванные скорее поддержать репутацию морских держав, а не серьезно влиять на баланс сил в Мировом океане.

Британия тоже давно утратила статус владычицы морей. Она уступает даже России, пережившей серьезный системный кризис после развала СССР и имеющей на Северном флоте однотипный с китайским "Варягом" авианосец "Адмирал Кузнецов". Из трех авианесущих кораблей Ее Величества, имевшихся в эпоху холодной войны, в строю остался только один — "Илластриес". Но и этот пережиток уходящей эпохи холодной войны не может считаться современным боевым кораблем — его водоизмещение — 22 тысячи тонн, и вооружен он самолетами вертикального взлета и посадки, а не полноценными палубными истребителями и бомбардировщиками.

Если бы конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова случился не в 1982 году, а сегодня, англичане уже не смогли бы вернуть себе эти территории в Атлантике. Попросту говоря, у них нет в наличии авианесущей группы, которая прикрыла бы с моря высадку десанта. Да и в начале 80-х эта группа уцелела в составе флота по чистой случайности. Англичане из экономии как раз собирались пилить свои авианосцы на металлолом, когда аргентинцы бросились возвращать "исконные" земли. На остатках прежнего величия флот соотечественников адмирала Нельсона и провел свою последнюю победоносную колониальную войну. Прояви тогда аргентинский диктатор Леопольдо Галтьери чуть больше выдержки и начни вторжение годом позже, когда Британия уже сама "утопила" бы свой флот, он оказался бы победителем и самым выдающимся полководцем в истории своей страны, положившим на лопатки саму "владычицу морей"!

Этот пример доказывает, как важно иметь флот для решения геополитических проблем. Британский принцип, открытый еще в конце XVII века адмиралом Торрингтоном, гласит: "Fleet in being" ("Флот в наличии"). Он означает, что страна, обладающая военно-морскими силами, уже самим этим фактом способна давить на соперников и добиваться над ними превосходства, даже не вступая в войну. Флот — как дубинка. Человек с дубинкой всегда сможет легко договориться с человеком без дубинки, как "договорился" на днях с полковником Каддафи президент Франции Николя Саркози, чей флот располагает полноценным атомным авианосцем "Шарль де Голль", блестяще проявившим себя в войне против богатой, но беззащитной Ливии.

Похоже, Китай в полной мере осознал эту мудрость, следовать которой у современной Британии уже не осталось сил. Введенный в строй "Варяг" первоначально предназначался для советского военно-морского флота. Он был заложен в 1985 году в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе, а через три года спущен на воду. Корабль ожидало скорое введение в строй. Но распад Советского Союза поставил крест на этом проекте. Авианосец, имевший на момент краха СССР 67% готовности, был законсервирован. Сначала Украина и Россия долго делили его с бурными страстями и выяснением отношений. Потом Москва уступила недостроенный авианосец Киеву. Но корабль так и оставался у стенки в Николаеве. Пока красноречивые авторы расписывали в хвастливых брошюрах для великовозрастных детей былое величие флота запорожских казаков во времена гетмана Сагайдачного, "Варяг" скорбно покрывался ржавчиной. "Воскресшая" Украина просто не знала, что делать с этим подарком судьбы.

В 1998 году единственный потенциальный украинский авианосец продали китайской "туристической" фирме "Чонг Лот Тревел Эгенси Лимитед" за смехотворную сумму в 20 млн долларов. По сути, по цене металлолома. Не желая раздражать раньше времени мировое общественное мнение, китайцы заявили, что покупают былую гордость советского флота, чтобы превратить ее… в плавучий развлекательный центр.

Однако, по некоторым данным, "китайские товарищи" тайком приобрели еще и всю проектную документацию на этот "плавучий город". Имеются сведения, что на Дальний Восток перекочевала и часть украинских специалистов с Черноморского завода, ездивших в многочисленные "командировки".

Если это правда, то осуждать их сложно. Нынешним шароварно-вышиванным патриотам, оккупировавшим Украину, флот не нужен. Их кругозор в этой области затормозился на казацких "чайках" из дуба. А Николаев основала и превратила в центр судостроения ненавидимая шароварниками Российская империя. Именно в этом городе со стапелей различных верфей сходили на воду броненосец "Потемкин" и линейные корабли "Императрица Мария" и "Император Александр Третий". На них же строилось большинство кораблей ЧФ вплоть до заложенных перед Великой Отечественной войной линкоров типа "Советский Союз".

Новый расцвет Николаев пережил в 70-е годы ХХ века. Тогда СССР снова вернулся в Мировой океан. Все вертолетоносцы и авианесущие крейсера, поступавшие на вооружение советского флота, были построены на николаевском Черноморском заводе, который до революции носил название "Наваль". Что было делать создателям "Варяга", если их оставили без работы и надежд на будущее? Напомню, что сегодня на знаменитом предприятии из 40 000 рабочих и инженеров осталось от силы 2000! Тут не то что к китайцам побежишь, а даже к колумбийской наркомафии "в наймы" подашься — подводные лодки для транспортировки кокаина строить!

Повторивший судьбу знаменитого крейсера

В какой-то мере авианосец "Варяг" повторяет судьбу одноименного крейсера, прославившегося боем с японской эскадрой в 1904 году в Чемульпо. После сражения русский корабль был затоплен своей командой на рейде. Японцы подняли его уже после войны, восстановили и ввели в состав своего флота под именем "Сойа".

Новый "Варяг" не был достроен из-за внезапной смерти СССР, но до ума его довели китайцы, а служить он будет в тех же местах, что и его героический предшественник — на Дальнем Востоке. Порт Далянь, в котором введен в строй авианосец родом из Николаева — это русский порт Дальний неподалеку от Порт-Артура. Крейсер, бороздивший эти воды сто лет назад, тоже заходил в Дальний-Далянь.

По какой-то чуть ли не мистической причине все корабли, носившие имя "Варяг", были связаны с Дальним Востоком. Тут в XIX веке в составе Тихоокеанской эскадры служил предшественник воспетого крейсера — клипер "Варяг". Потом это же имя в 60-е годы уже XX века носил советский крейсер. А в составе нынешнего Тихоокеанского флота России тоже имеется ракетный крейсер "Варяг". Он был построен в украинском Николаеве в 1989 году и первоначально носил имя "Червона Украина", а в 90-е переименован в "Варяг" и переведен на Тихий океан. Однотипный с ним крейсер "Москва" является флагманом российского Черноморского флота, а точно такой же, но недостроенный "Украина" — ржавеет в Николаеве.

Крейсер "Варяг". Может быть на столе у любого коллекционера, фото О. Бузины

"Адмирал Кузнецов" — русский брат украинско-китайского авианосца

Однотипный с "Варягом" тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" является флагманом Северного флота Российской Федерации. Он был построен на том же Черноморском заводе в Николаеве, что и "Варяг", и введен в строй в 1990 году. Первоначально корабль носил имя "Леонид Брежнев", потом — "Тбилиси", пока не получил нынешнее название в честь знаменитого сталинского наркома военно-морского флота. За неделю до подписания Беловежского соглашения, ознаменовавшего распад СССР, авианосец был тайно выведен из Севастополя и через Босфор ушел в Североморск вокруг всей Европы. Перебазирование "Кузнецова" вряд ли было инициативой Ельцина. Первый президент России обладал очень ограниченным кругозором. Мысль о переводе "Кузнецова" на север родилась в штабе Черноморского флота, подозревавшего, что вскоре, как и в 1918 году, начнутся бесконечные раздоры по дележу союзных морских сил. Именно так и произошло.

Водоизмещение корабля — 60 000 тонн, длина — около 300 м, скорость — 29 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 8000 морских миль, экипаж — 1980 человек, почти половина из которых — офицеры и контрактники, а остальные — матросы срочной службы. Авиационная группа корабля — 50 самолетов и вертолетов. К недостаткам авианосцев типа "Кузнецов" следует отнести отсутствие атомной силовой установки, что ограничивает его дальность плавания, и недостаточные размеры. Так как корабль получился слишком коротким для взлета палубных самолетов, его нос сделали в виде загнутого кверху трамплина. Это оригинальное решение устранило проблему в принципе, но не дает русским пилотам возможности взлетать так же быстро, как их американским коллегам. В планах России в будущем строительство нескольких полноценных атомных ударных авианосцев, если не помешает нехватка средств.

По цене металлолома. Китайцы буксируют авианосец "Варяг" через Босфор из украинского Николаева

Нынешняя Россия поворачивается к Китаю, как сто лет назад

"Варяги" — и российский, и китайский — недаром собрались на Дальнем Востоке. Тихий океан постепенно становится новым Средиземным морем, объединяющим мировую цивилизацию. Китайская экономика вышла на второе место в мире. Рядом стремительно развивается Индия. И, главное, везде полно воды для авианосцев. Вслед за введением в строй бывшего николаевского чуда советской техники Пекин собирается заложить еще три аналогичных корабля, а этот использовать в качестве учебного.

Есть планы по развитию своего авианосного флота и у Москвы. Путин недаром проехал через всю Сибирь за рулем автомобиля. Это была не столько реклама "Лады", сколько попытка показать, что будущее России на Дальнем Востоке. Вблизи Китая в прошлом году уже заложен новый российский космодром, получивший название "Восточный".

Ракетный крейсер "Варяг". В советские времена носил имя "Червона Украина". Служит на Тихом океане

Военный конфликт между двумя государствами маловероятен. Россия уже не стремится к расширению территории, как в конце XIX века, когда эскадра адмирала Дубасова заняла Порт-Артур, превратив его в свою базу. С одной стороны, нынешний Китай стал крупнейшим донором рабочей силы для России. С другой — Поднебесная очень уязвима для любого ядерного удара. Гигантские мегаполисы, в которых сконцентрирован "мозг" современного Китая, легко уничтожаются ракетным ударом. И тогда на китайском экономическом чуде можно будет поставить крест на века — в стране останется только отсталая деревня.

Дубасов. Покоритель Порт-Артура

Руководство Китая это хорошо понимает. В XIX веке коррумпированная маньчжурская династия не смогла противостоять экспансии Запада, развязавшего несколько "опиумных" войн. Первую половину следующего века Китай потратил на бесконечные междоусобицы. Теперь власть в стране стабильна как никогда, а за торговлю наркотиками вешают без пощады даже хорошеньких китайских девушек, связанных с мафией. Китайцы хорошо понимают, какой вред может принести западная "свобода", выражающаяся в проповеди вседозволенности и права уничтожать себя различными убийственными "наслаждениями".

"Варяг" в Даляне. Теперь он почти наполовину "Made in China"

Большая война — это крест на китайском будущем. Но чтобы ее не было, нужно быть достаточно сильным. Для этого и понадобились авианосцы, заточенные, прежде всего, против вездесущих Соединенных Штатов. Если тем когда-либо захочется принести "свободу" Китаю, как в XIX столетии это сделала тогдашняя "владычица морей" — Великобритания, то Поднебесной будет что противопоставить "демократизаторам". В этом смысле "Варяг", заложенный в Николаеве, все-таки сыграл свою положительную роль по сохранению мира.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Олесь Бузина
Вы сейчас просматриваете новость "Истории от Олеся Бузины: "Варяги" уходят на Дальний Восток". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: