укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Последние новости Украины
22 Января 2008, 08:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Инспектор всемогущий: новый закон разрешит ГАИ отбирать права на дороге, брать огромные штрафы http://www.segodnya.ua/img/article/901/2_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/901/2_tn.jpg Украина Теперь, как подозревают автомобилисты, откупиться за "двадцатку" станет невозможным.
Инспектор получит больше прав. Фото В.Говорухи
Инспектор получит больше прав. Фото В.Говорухи

Инспектор всемогущий: новый закон разрешит ГАИ отбирать права на дороге, брать огромные штрафы

Теперь, как подозревают автомобилисты, откупиться за "двадцатку" станет невозможным.

Все возвращается на круги своя, гласит древняя мудрость. Прошло менее трех лет с тех пор, как президент Виктор Ющенко своим указом ликвидировал ГАИ, чтобы искоренить в ней коррупцию и взяточничество. И вот 10 дней назад президент подал законопроект, который не только возвращает гаишникам прежние права, но и делает их намного более могущественными по отношению к водителям, чем в 2005 году. Так как партии правящей коалиции (БЮТ и НУНС) его уже поддержали, он имеет все шансы быть принятым.

ПОГОЛОВНЫЕ ШТРАФЫ. Что предлагают изменить? Прежде всего, резко повысить штрафы (см. инфографику) и вернуть инспекторам ГАИ право выписывать штраф прямо на месте нарушения и лично определять при этом сумму штрафа за большинство нарушений ПДД!

Как разъяснила нам старший инспектор пресс-службы департамента ГАИ МВД Украины Нина Хмелевская, взимать штраф на месте, правда, инспектор не сможет, платить нужно будет через банк. Контролировать уплату штрафов будут через единую автоматизированную систему учета, поэтому уклониться, говорят, не удастся: например, при прохождении очередного техосмотра заставят сперва заплатить штраф.

Но за систематические грубые нарушения: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, повлекшие создание аварийной обстановки, управление авто в пьяном виде, предусматривающие крупный штраф (204 и более грн.) либо лишение прав, наказать может только суд.

Также инспекторам хотят вернуть право временно, до решения суда, изымать водительское удостоверение.

СТРАННЫЕ БАЛЛЫ. Новинка: введение системы штрафных баллов (см. инфографику). Если в течение года водитель наберет 30 или более баллов, его лишают прав на 3—6 месяцев, в зависимости от того, насколько грубыми были нарушения. Например, за 5-кратную поимку ездящего без полиса "автогражданки" права отберут на 3 месяца, а за двукратное совершение аварии — наверняка на полгода. А коль набрал за год 29 баллов и менее, с нового года они "сгорают". В законопроекте предусмотрено, что на первом этапе штрафные баллы инспектор будет вручную заносить в талон предупреждений, потом их учет будет осуществляться автоматически.

Получается, если раньше лишить вас возможности водить авто могли только за крупное нарушение, то теперь даже за несколько несущественных проступков вы можете потерять удостоверение.

БОЛЬШЕ ПОРЯДКА ИЛИ БОЛЬШЕ ВЗЯТОК?

Главная декларируемая цель законопроекта — прекратить беспредел на дорогах, когда из-за игнорирования водителями Правил дорожного движения гибнут тысячи и калечатся десятки тысяч людей. Сейчас, мол, Правила слишком либеральны — и штрафы смехотворны, и поход в суд никого не пугает (а часто у судов вообще руки до штрафов не доходят) и даже права толком не отберешь (хотя в последнее время и отбирают, но это противоречит закону). "Оттого водители и отбились от рук совсем, — рассуждают гаишники. — Вон в Европе штрафы составляют тысячи евро. Так там порядок!" "Ну да, там порядок. Полиция на дорогах взяток-то не берет. А у нас порядка не будет — больше штрафы, больше взятки", — грустно отвечают им автолюбители, обсуждая новый закон на всевозможных инетрнет-форумах.

Действительно, проанализировав новый законопроект, любой автолюбитель может прийти к выводу: снова становится актуальным анекдот о гаишнике, просившем у своего командира поощрить его за отличную службу вручением именного дорожного знака "Максимальная скорость движения 50 км/ч". Ибо громадные штрафы за самые распространенные нарушения (проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, а особенно езда подшофе) вполне способны поднять новую волну коррупции в среде автоинспекторов. Мы глубоко уверены в том, что подавляющее большинство из них совершенно честные люди. Но если примут новый закон и при этом оставят зарплату сержанта-постового равной 1000—1500 гривен, ему будет очень трудно устоять, когда, например, за проезд на красный свет (а тут всегда можно вменить в вину водителю создание аварийной ситуации, что грозит лишением прав минимум на полгода) предлагают откупного не 20—30 грн., а на порядок больше — треть зарплаты. Да и возврат инспекторам возможности отбирать права прямо на дороге снова может вернуть былую статью левых доходов (в еще не очень далекие времена без мзды права обратно получить было трудно).

НАСКОЛЬКО СУРОВЕЕ БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА

Известный украинский адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на защите водителей от превышения гаишниками власти на дорогах, в ответ на вопрос "Сегодня": "Не стоило ли власть имущим сначала серьезно повысить зарплаты инспекторам ГАИ, чтобы у них было меньше соблазнов брать взятки и только потом увеличивать в 5—10 раз штрафы за нарушение ПДД?", ответил, что, по его мнению, ни то, ни другое не сможет коренным образом изменить ситуацию на дорогах.

"Повышать штрафы можно только при одном условии: во время рассмотрения дела в суде будет реальный состязательный процесс между обвинением (ГАИ) и защитой (водитель либо его адвокат), а не формальное штампование судьей решений под копирку даже без присутствия виновного" — сказал юрист. Увеличение зарплаты инспекторам также ничего, на его взгляд, не улучшит, ведь система вынесения наказания останется прежней.

"На сегодня "повелители жезла" уверены: любое, даже самое неправедное их обвинение водителя в нарушении ПДД суд одобрит. Поэтому, если новый закон об увеличении штрафов будет принят, у большинства сидящих за рулем остается один выход при встрече один на один с инспектором, предъявившим им обвинение — решить вопрос полюбовно с наименьшими для себя потерями. Например, откупиться. Если это штраф, то сумма "на лапу", очевидно, будет не больше, чем официально уплаченная по квитанции. А встанет вопрос о лишении прав — сам Бог велел умолять инспектора до последнего: ты мне отдашь "ксиву", я тебя тут же "поблагодарю". Ведь вернуть отобранное судом водительское удостоверение можно будет только минимум через 3 месяца и после сдачи экзамена по ПДД, а это и дольше и дороже", — считает Володарский.

СЕРГЕЙ КОЛОМИЕЦ: "Инспекторам поднимем зарплаты и будем записывать на видео"

Шеф Департамента ГАИ рассказал "Сегодня", зачем нужен новый закон о дорожном движении, какой будет зарплата инспекторов, чтобы их не искушали поборами, и зачем на патрульных авто камеры видеонаблюдения


Главный гаишник страны. Считает, что даже одна спасенная жизнь оправдывает самые жесткие меры по наведению порядка на дорогах, фото А.Корчинского

— Почему считаете новый закон панацеей?

— Благодаря ужесточению мер к нарушителям и усилению ответственности, на мой взгляд, удастся навести порядок на магистралях страны. За прошлый год на 2 тыс. больше трупов, чем в предыдущем! Погибли 9481 человек! Такого резкого скачка в истории Украины никогда не было. Мы уже создали мобильные группы оперативного реагирования. Их прямая задача — выявлять и пресекать те нарушения ПДД, которые могут повлечь тяжкие последствия.

— Водители жалуются, что хватают всех без разбору и тащат в суды, что же будет с введением закона?...

— Не нужно обобщать. Мобильные группы фиксируют только грубые нарушения. С начала отработки таких нарушений выявили более 200 тысяч. Из них почти четверть — являющиеся причинами ДТП. Зарегистрировали более 8 тыс. фактов управления авто в пьяном виде. Задержали почти 150 нетрезвых водителей пассажирского транспорта. Каждый из них — преступник, потенциальными жертвами которого могли стать десятки людей. Что же, по-вашему, — закрывать на такие вещи глаза? И админпротоколы составляем, и в суды их передаем. И с начала года погибших в ДТП на полторы сотни меньше, чем за такой же период минувшего года.

— Эти мобильные группы не только в Киеве работают?

— Да, мы их в каждой области создадим. Вечером в пятницу масса авто устремляется из города, это создает пробки, приводит к ДТП — там обязательно должны быть мобильные группы, чтобы упорядочить движение, сбить скорость. В воскресенье автомобили возвращаются, и снова-таки это не должно вызывать хаос... А в другие дни, когда поток схлынул, мобильные группы выедут в районы, где гаишников годами никто не видел, и водители ездят как хотят, потому что у них голова сельсовета — кум или председатель сельхозпредприятия — сват, и они ничего не боятся. Пусть туда нагрянут наши инспектора, выявят этих безбашенных лихачей и через суд оштрафуют их или добьются лишения прав. Что в том плохого?

— Не приведет ли новый закон и высокие штрафы просто к росту размеров взяток? Может, сначала нужно увеличить зарплаты инспекторов и их работу как-то контролировать?

— Мы об этом уже подумали. Приобретем 160 иномарок Шкода "Октавия", если поддержит руководство МВД, оснастим их камерами видеонаблюдения, как в Штатах, спереди и сзади, чтобы инспектор общался с водителем под запись — одна такая камера стоит порядка 16 тыс. гривен... (то есть нужно больше 5 млн гривен, — Авт.). И зарплату увеличим вдвое. Сейчас средняя — 1850 грн. Молодой сотрудник получает 1200, со стажем — 2500. А будет в среднем около 3500. Для Киева, конечно, тоже не очень много, но все же искушения взымать поборы у людей меньше и соблазна класть в карман тоже (правда, если камер слежения не будет или инспектора научатся их обманывать, то можно предположить, что с такой зарплатой 10 гривен откупных уйдут в прошлое и, возможно, придется давать уже гораздо большие суммы, — Авт.).

— Еще говорят, инспекторам доводится план, что они за смену должны столько-то водителей задержать...

— Нету такого плана, и по каждому факту, если он будет, разбор предстоит самый жесткий.

В РОССИИ ШТРАФЫ УЖЕ СТАЛИ БОЛЬШЕ — НЕБОГАТЫЕ В ШОКЕ

В России с 1 января значительно ужесточены штрафы за нарушение правил дорожного движения. Результат налицо: как сообщили нам в пресс-службе ГИБДД Российской Федерации, за три недели количество нарушений уменьшилось почти вдвое. Водители матерятся и говорят, что такие поборы — террор для людей с не очень высокой зарплатой, ездящих на недорогих авто. "Товарищей с Рублевки мало колышет штраф даже в 100 долларов, они продолжают рассекать по дорогам, как хотят, а вот некоторые клерки теперь думают продавать машины, ведь инспекторы вообще озверели, да и взятки берут пуще прежнего. Раньше семьи милициейских генералов на "Мерседесах" ездили, а теперь, глядишь, на самолеты пересядут", — рассказал нам российский программист Виктор.

Как нам разъяснили, "подорожали" наиболее грубые нарушения: проезд на красный свет "стоит" в пересчете на наши деньги 140 грн. (было 20 грн.), превышение скорости — до 500 грн. (было 60—100 грн.) или даже лишение прав на 4—6 месяцев, если разогнался в городе более чем до 120 км. А за выезд на встречную полосу сразу отбирают прав (штрафовали на 100—300 грн.). С пьяницами за рулем не церемонятся: если раньше, те, кто попались впервые, могли отделаться штрафом в 200—300 грн., то теперь сразу лишают прав минимум на 2 года. Если "лишенец" будет после этого пойман за рулем, его посадят на 15 суток, а права отберут на 3 года. С 1 июля с. г. наказания станут еще суровее: за перечисленные выше нарушения будут не штрафовать, а отбирать права, автомобиль же — доставлять на штрафплощадку. Также нам рассказали, что постепенно все инспектора ГИБДД будут офицерами с зарплатой до 5000 грн. (сейчас 2600—3000). Мол, офицерские звезды и высокая зарплата станут стимулом не брать взятки у нарушителей.

Коллега-журналист, на днях вернувшийся из России, рассказал нам, что сейчас там все ездят пристегнутые ремнями безопасности (штраф 100 грн., было 20, у нас — 3,4—8,5 грн.). А также, что его оштрафовали на 1500 руб. (300 грн.) всего лишь за пересечение левыми колесами двойной осевой линии, хотя встречная полоса была пустой.

ПРАВОЗАЩИТНИК И ГАИШНИК

Пострадают самые глупые и законопослушные

Известный украинский адвокат Татьяна Монтян сказала нам, что считает закон об усилении наказаний за нарушение ПДД своевременным, но уверена, что он не решит проблем со взяточничеством и беспределом на дорогах, а породит новые, о которых сегодня не задумываются. Например, при штрафе в 17 грн. дешевле было его уплатить, чем идти в суд. А если начнут лишать прав, люди пойдут в суды, причем с адвокатами, и судьи захлебнутся под ворохом дел.

"Пострадают самые глупые и законопослушные, — говорит Монтян. — Уже сегодня от массового лишения прав выиграли председатели областных судов, которые во многих случаях не за спасибо отменяют решения райсудов, причем "решение вопроса" стоит до$1000 (ранее было $300). А на "лексусовода" из всех законов действуют только законы физики: если он на скорости влетает в столб, наступает смерть".

"Пусть умники помахают палкой в такую собачью погоду"

Поговаривают, что некоторые инспекторы уже самодовольно потирают руки, предвкушая обогащение, которое сулит им принятие нового закона — мол, нам-то снова начнут давать "на лапу", чтобы "отмазаться"...

— Может, брать и будут, за всех отвечать не могу, — сказал "Сегодня" сотрудник милиции, работающий в столичной ГАИ с 1992 года. — Скажу о себе: не давали бы — не брал бы. А тех "слуг народа", которые думают, что инспектора жируют и строят трехэтажные особняки, я бы сводил на экскурсию в нашу общагу по ул. Хохловых, 5. Там эти деятели увидят много позорного для взрослых мужиков, ставших героями анекдотов о ГАИ, которые на самом деле еле сводят концы с концами, и их детям стыдно одноклассников домой пригласить. А после этого пусть ваши умники возьмут палку и помахают на перекрестке в такую собачью погоду, как сегодня, хотя бы неделю или два-три дня. И спросите, что они думают о нашей службе и о взятках. Разговоры эти будут до тех пор, пока нам не начнут нормально платить и будет невыгодно брать взятки. Хотя бы 700—800 долларов сделать зарплату, и двадцаткой или полтинником никто позорить себя не станет. А сейчас начальство только и знает, что планы нам нереальные спускать: 20 протоколов в день на нарушителей — пока не соберешь "бумажки", мерзни на трассе".


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Прикреплённый файл: 080122_SEG_UKR_08.pdf
Авторы: Александр Ильченко, Александр Панченко
Вы сейчас просматриваете новость "Инспектор всемогущий: новый закон разрешит ГАИ отбирать права на дороге, брать огромные штрафы ". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: