На круглом столе на тему "Легализация рынка электроники. Что мешает?", организованном "Финансовым клубом", представители бизнеса рассказали, кого власти обяжут поставить кассовые аппараты и выйти из тени
В прошлом году парламент принял законопроект, в котором обязал использование кассовых аппаратов для продажи бытовой техники, на которую выдается гарантия. Основания на то были: полки украинских магазинов наводнил контрабандный и контрафактный товар, а крупные участники рынка стали мимикрировать под ФОПов 1 и 2 группы налогообложения для ухода от налогов. В среднем, доля серого импорта у нас в стране достигает уже 20-25%, и с каждым годом его вес только возрастает, а недобросовестные магазины, особенно в интернете, маскируются под официальных представителей международных компаний-поставщиков.
- Сейчас в интернете зарегистрировано огромное количество доменных имен, как Bosch-ua, Gorenje-ua, Miele-ua и пр., которые никакого отношение к официальным импортерам не имеют, — рассказал глава Комитета бытовой электроники Европейской бизнес ассоциации, директор компании Miele Игорь Макаров. – И если официальные представители стремятся защитить свою марку, осуществляют гарантийное и постгарантийное обслуживание, продают сертифицированные товар, то "теневики" завозят товар нелегально. Неизвестно прошел ли он сертификацию, товар может быть не предназначен для использования в Украине, нет инструкции на украинском языке и т.д. Такой товар может быть просто опасен для потребителя".
Такие продавцы, как правило, не предоставляют никаких гарантийных документов и дают лишь минимальную контактную информацию. Все это делает крайне проблематичным привлечение такого горе-предпринимателя к ответственности за продажу некачественного товара. А штрафы за не предоставление исчерпывающей информации о продавце и товаре на сегодняшний день – минимальны.
Кроме этого, как отметил президент KTD Group, соучредитель коалиции "За детенизацию экономики" Александр Громыко, в украинских магазинах более 30% кассовых аппаратов-двойников. Т.е. покупателю могут выдать якобы чек (скорее всего – товарный), но в налоговую информация о покупке-продаже не идет. И никто в итоге не знает, какой реальный оборот у таких продавцов. С одной стороны, от этого страдает государственный бюджет, а с другой потребитель, который никак не застрахован от покупки "левого" товара.
- В 2016 году мы получили больше 5 тысяч жалоб потребителей на продавцов сложной бытовой техники, из них мы рассмотрели 60% обращений и помогли решить проблему, а 40% остались без рассмотрения, поскольку большинство из них не были подтверждены расчетным документом или документ не имел всех реквизитов, – сообщила Лилия Стиренко, и.о. заместителя председателя Госпотребслужбы Украины. По её словам, в интернете такой процент минимальный – всего 1% жалоб на интернет-магазины, торгующие сложной техникой, было рассмотрено Госпотребслужбой Украины (про удовлетворение их вообще сложно говорить), а 99% жалоб были не удовлетворены именно из-за отстутствия подтверждающих покупку документов или качество такого документа не соответствовало законодательству. Нет реквизитов – нет согласования проверки продавца – нет защиты прав потребителя.
В свою очередь, поспособствовать детенизации рынка должна законодательная норма об обязательном использовании кассовых аппаратов при торговле сложной техникой на гарантии.
"Фискализация сама по себе – это не панацея, поэтому зацикливаться только на этом блоке, если мы хотим детенизировать какой-то сектор экономики, ни в коем случае нельзя. Нужно говорить прежде всего о комплексных мероприятиях", – сказал эксперт по вопросам налоговой и бюджетной политики РПР Вячеслав Черкашин.
По его словам, для Украины более эффективной будет точечная фискализация с акцентом на рисковые сектора экономики и принятое постановление Кабмина о списке сложной технике – первый шаг на этом пути.
Во время круглого стола участники рынка на встречах в Государственной регуляторной службе предложили Минэкономразвития убрать ряд товаров, при торговле которыми необходимо было бы установить кассовый аппарат. Так, из списка были удалены: зарядки, колонки, мыши, клавиатуры, вэб-камеры, MР3-плееры, наушники, bluetooth-гарнитуры, флешки, электронные сигареты, а также очки, коляски и мангалы и еще десятки пунктов. "99% замечаний представителей малого бизнеса были учтены. Вместе с этим, после принятия этих норм, товары не только не подорожают, но и в перспективе, за счет увеличения доли белого рынка и конкуренции, многие продавцы опустят свои ценники", — считает гендиректор Ассоциации "Украинские импортеры бытовой электроники" Софья Арасланова. "Норма об обязательном использовании РРО при торговле сложными бытовыми товарами коснется только недобросовестных продавцов, особенно, в e-commerce. Продавец должен будет поставить кассовый аппарат, и если он превышал оборот, то придется выйти из тени", – добавила Арасланова.
Видят выход из ситуации в этом противостоянии "тени" и мировые импортеры.
- Минимизация серого и черного импорта – самый сильный стимул вендора увеличивать инвестиции в рынок, и чем скорее мы наведем здесь порядок, тем скорее вернемся к тем объемам, которые были у нашей компании в лучшие времена, – отметил Александр Шабанов, представитель компании LG, которая в том числе из-за проблемы теневого сектора вынуждена была изменить в Украине бизнес-модель.