укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
21 Июля 2009, 17:01  Версия для печати  Отправить другу
×
Киевлянин клеит женщин и лошадей http://www.segodnya.ua/img/article/1671/4_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1671/4_tn.jpg Украина Александр Лидаговский делает из обычного картона гигантских людей, Камасутру и кино.

Киевлянин клеит женщин и лошадей

Александр Лидаговский делает из обычного картона гигантских людей, Камасутру и кино.

Те, чье детство прошло в Советском Союзе, без труда вспомнят картонные наборы из серии "Сделай сам". Из них создавались целые зоопарки с квадратными слонами и треугольными жирафами, овальные вертолеты, танки и даже подводные лодки. В детстве киевлянина Александра Лидаговского подобные игрушки тоже были, и спустя годы, освоив профессию художника и поработав по специальности, он решился на взрослый эксперимент с бумажной скульптурой. "Все сложилось само собой, я долго занимался живописью, но хоте-лось попробовать сделать что-то объемное, бумага оказалась самым доступным материалом.

Однажды взял листик, что-то вырезал, приклеил, получилось интересно, ну, а дальше стал придумывать, как все можно сделать оригинально", — вспоминает Александр.

Так в тесной двухкомнатной квартире стала расти красная картонная лошадь в натуральную величину и наездница к ней. Работа двигалась медленно: бумага, в отличие от традиционных бронзы и камня, — материал хрупкий и прихотливый, многое приходилось переделывать. "Это были постоянные поиски, каждый раз придумывал, как можно приручить капризный материал, — рассказывает Лидаговский. — Еще одна проблема в том, что законов в бумажной скульптуре нет, то есть этому не учат".

НОГИ БУМАЖНОЙ ЖЕНЩИНЫ ТОРЧАЛИ ИЗ ОКНА ТАКСИ. Постепенно к конной композиции присоединились двухметровые мужчины и таких же размеров головы. Необычные экспонаты заинтересовали коллег и те предложили Александру показать творения на выставке. "Самой хрупкой оказалась наездница, и поэтому я решил перевезти ее отдельно, в такси. Курьез произошел уже на улице, когда водитель увидел меня несущего под мышкой картонную женщину с ногами враскоряку. Без коня она смотрелась очень вульгарно. Мы еле впихнули ее на заднее сиденье: ноги торчали из окна".

Еще сложнее пришлось с транспортировкой работ на биеннале в Голландию. Почти две тысячи километров легкие гиганты тряслись в специально нанятой фуре. Обратно уже не вернулись: получив одобрение искушенной публики, были проданы Музею современного искусства. "Такие новаторские вещи там воспринимаются лучше. А наши состоятельные люди не всегда понимают, как можно тратить деньги на бумажную скульптуру, если есть бронзовая". Кстати, несколько лет назад именно бронзовой скульптурой Александр удивил публику на открытии одного из арт-салонов — выставил на обозрение натертую до блеска голову Юлии Тимошенко. Теперь признается, что это была авторская шутка для того, чтобы привлечь внимание к новой галерее.

Одно из последних увлечений Александра — кинетическая скульптура. Чтобы наглядно объяснить смысл, он демонстрирует подвешенную на веревочке к потолку бумажную девушку с тоненьким обручем на талии. Если веревочку закрутить, а затем отпустить, разматываясь, веревочка "оживляет" скульптуру, создается визуальный эффект, что девушка активно крутит обруч. Другая — фото реальной девушки в стиле ню — при раскрутке начинает "прыгать" через скакалку: "Эта кинетическая скульптура очень похожа на кино, где быстро прогоняются кадры, и плоская картинка оживает. Я давно хочу заняться кино, возможно, это будет первый шаг". "У меня иногда коллеги спрашивают, как я могу выживать, делая бумажную скульптуру, потом я рассказываю им, сколько это стоит, и возникает другой вопрос: "Как ты умудряешься продавать бумагу дороже, чем мы бронзу?" А я отвечаю: "Деваться просто некуда", — смеется новатор.

СМУТИЛ ГОЛЛАНДЦЕВ. Для создания скульптур из серии "Бумажная возня", а проще "Камасутра", Лидаговскому понадобилось 30 листов формата А4. Решение простое: из листа художник вырезает фигуру человека и клеит в нужной позе возле ее же контура-дыры на листе. И хотя сами фигуры условны (они даже не различаются по половым признакам), бумажные шутки смотрятся достаточно убедительно и смущают откровенностью. "Эта серия не для семейного просмотра", — смеется скульптор, сдувая пыль с пикантных экспонатов. Бумажные миниатюры порадовали голландцев, именно они дали второе название "Возне" — "Украинская Камасутра", и выстраивались в очереди, чтобы посмотреть на них. "Когда я выставлял экспонаты, был удивлен, как рядом равнодушно ходили люди. Но в какой-то момент за моей спиной с открытым ртом остановился один человек, потом другой, и уже к вечеру собралась обалдевшая толпа".

КАРТОННЫЙ "ФИАТ" ЗА ПОЛМИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ


Работы американцев поражают точностью

Один из самых популярных "картонных" скульпторов мира — британец Крис Гилмор. Он создает из картона точные копии авто, мотоциклов, печатных машинок, прорабатывая их до мельчайших деталей. Трудно поверить, что при изготовлении громоздких вещей дизайнер не использовал ничего, кроме картона и клея. Изюминка его коллекции — полноразмерный Fiat 500. Цена трехкилограммовой машины — $500 тысяч.

Бумажным парадом в мире командуют также американцы Пэтти и Аллен Экманы. Более двадцати лет они изготавливают скульптуры из бумаги по собственно разработанному методу: смешивают бескислотную целлюлозу, используя хлопка, а после эту смесь помещают в форму, которая сжимается, чтобы удалить лишнюю влагу. Красной нитью через все творчество пары проходит тема индейцев: их в полный рост скульпторы создают в мельчайших подробностях, добиваясь идеального сходства.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Пасюта Александр
Вы сейчас просматриваете новость "Киевлянин клеит женщин и лошадей". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: