укр
Сергей Корсунский
Остров благоденствия
Главная Последние новости Украины
27 Октября 2008, 18:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Коммуна под Харьковом: каждый день пишут стихи и делят себя на нелюдей и получеловеков http://www.segodnya.ua/img/article/1363/13_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1363/13_tn.jpg Украина В селе категорически запретили спиртное, сигареты и предписали всем работникам слагать стихи.
Суд признал организатора объединения Юрия Давыдова невменяемым. Но единомышленники все равно находятся. Фото А. Пайсова
Суд признал организатора объединения Юрия Давыдова невменяемым. Но единомышленники все равно находятся. Фото А. Пайсова

Коммуна под Харьковом: каждый день пишут стихи и делят себя на нелюдей и получеловеков

В селе категорически запретили спиртное, сигареты и предписали всем работникам слагать стихи.

Искать счастье они задумали в конце 80-х. Молодые люди из разных городов Союза, они заявили на всю страну, что собираются перестроить общество: искоренят курение, наркоманию и пьянство и научат людей поэзии. Со временем у них появились экспериментальные хозяйства в России и Украине. Они стали называться "ПОРТОС" — "Поэтизированное объединение разработки теории общенародного счастья" — и внедрять свои правила на местах. Работа притормозилась после того, как лидера движения Юрия Давыдова и других руководителей обвинили в создании военного формирования на базе этих хозяйств и в издевательствах над детьми (на территории коммуны наказывали за ослушание). О счастье пришлось забыть: всех руководителей, в том числе Давыдова, упекли за решетку. Спустя годы он вернулся, чтобы строить счастье заново. Теперь под Харьковом.

Фото А. Пайсова
Портосовцы. Уверяют, что жизнь без чарки, со стихами и ежедневным трудом в поле и есть счастье

Служебный автомобиль, присланный из коммуны, вырулил на загородную трассу в направлении Люботина. Расположившийся на переднем сидении основатель и директор необычного хозяйства Юрий Давыдов с ходу начал рассказывать о своем детище.

"Хозяйство наше сразу возле реки, — показывает Давыдов. — А на другом берегу — спиртозавод. Мы у них как бельмо в глазу, потому что трезвенники. Еще и говорим им: вы что народ спаиваете?! Директор нас на дух не переносит: мало того, что мы пьянствовать не собираемся, так еще и в соседнем поселке люди пить перестают, благодаря нам. А у нас с выпивкой очень строго — нельзя совсем. И курить тоже. Если кого-то заметят — штраф 100 гривень. Вместо этого предлагаем нашим подопечным культурную альтернативу: в коммуне отличная библиотека, компьютер и даже синтезатор в распоряжении любого новичка. Все это общее, точно так же, как посуда и домашний инвентарь".

Фото А. Пайсова
Так решили. Правила в коммуне и лозунги очень похожи на пионерские и коммунистические

Еще один обязательный элемент организации — рифмоплетство. Поэтому коммуна и называется "СПАРТА", что расшифровывается как Сельскохозяйственная поэтизированная ассоциация разработки трудовой активности.

НИ ДНЯ БЕЗ РИФМЫ. Поселенцы взяли в аренду несколько гектаров земли, обрабатывают участки, держат подсобное хозяйство. 30 человек в возрасте от 20 до 55 лет выращивают свиней, кроликов и лошадей. В магазин ходят только за сахаром, солью и спичками. Мужчины живут отдельно от женщин, о детях пока не мечтают: говорят, нужно поднять коммуну на ноги. А пока коротают время, сочиняя стихи. За идеологию в коммуне отвечает женщина, она-то и следит, чтобы ее подопечные вовремя приходили на партсобрания и писали побольше о счастье.

САРАЙ ГОГОЛЯ, ТУАЛЕТ ЛЕНИНА. С виду хутор, где расквартировалась коммуна, самый обычный, каких много в Харьковской области, но если присмотреться... К примеру, у всех зданий есть имена. Коровник, например, называется "Ликург" — в честь законодателя древней Спарты. А стройматериалы "портосовцы" держат в сарае "Гоголь", имя великого писателя написано на поржавевшем гараже крупными буквами. Неизвестно, как бы автор "Мертвых душ" отреагировал на такое "увековечивание", но для спартанцев это обычная практика. Пушкина, Гоголя и Хмельницкого портосовцы почитают, поэтому дали их имена исключительно полезным помещениям — сараям.

"А Сталин был злой человек, — говорит Юрий Давыдов, — поэтому мы назвали в его честь туалет. Еще у нас есть туалет "Ельцин" — это ему за то, что он сделал с Россией".

Фото А. Пайсова
Туалет. Отхожим местам дают имена злых людей

Даже машины в хозяйстве именные, причем авто стараются величать на космическую тематику, например, "Гагарин", "Циолковский" и "Королев". А гараж, в котором они стоят, — "Байконур".

125 КГ МЯСА В ГОД. Нужно быть счастливым — главный лозунг в коммуне. Каждый раз Давыдов не устает задавать новеньким риторический вопрос "Что такое счастье?" и сам отвечает на него. "Это сумма позитивных эмоций, преобладающих над негативными. Я долго думал: как это так получается, что счастье нужно всем, а никто им серьезно не занимается. Мы разработали технологию, как сделать людей и Украину счастливыми. Сейчас применяем ее на маленьком участке в нашем хозяйстве. И, черт возьми, получается! У нас четыре усадьбы, свиньи, коровы. На каждого человека в год выходит по 125 кг мяса. Все продукты экологически чистые: чтобы мы генно-модифицированное ели, это ни-ни! И люди каждый день улыбаются. А все потому, что у нас уровень счастья больше". Кто-то принимает этот постулат и остается в коммуне, некоторые не выдерживают правильного ритма жизни и возвращаются в городскую суету. Первых, говорит Давыдов, больше.

ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ — НАКАЗАНИЕ ПЛЕТКОЙ

Вначале счастьем занялись в деревне Машково Люберецкого района под Москвой. Тогда в коммуне существовала жесткая дисциплина: за малейшее нарушение правил следовало наказание плеткой. Однако провинившийся волен был сам выбирать: либо подвергнуться наказанию, либо отправиться домой. "Тихая" жизнь на задворках прервалась, когда руководителей Юрия Давыдова и Евгения Привалова, а также Ирину Дергузову и Татьяну Ломакину обвинили по нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации — в создании незаконного вооруженного формирования, незаконном лишении свободы и избиении несовершеннолетних, а также в создании общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием. Несмотря на то, что сами подростки не считали себя потерпевшими, Московский областной суд с участием присяжных заседателей приговорил Дергузову к восьми, а Ломакину к шести годам лишения свободы. Над Давыдовым и Приваловым суд состоялся заочно, так как эксперты института социальной психиатрии имени Сербского признали их невменяемыми.

НЕЛЮДИ ТИХОГО НРАВА ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПОЛУЧЕЛОВЕКА

Всем работникам из соседних сел в "СПАРТе" назначают инструктора. В его обязанностях — следить за "облико морале" и отучать от вредных привычек всех, кто поселился в коммуне навсегда и даже тем, кто оказался здесь временно. Причем "спартанцы" придумали и более оригинальный метод внушения, чем штрафы. По пятницам все обитатели коммуны собираются в столовой на построение. Лучшим работникам вручают тортик, а худшим — игрушечную обезьяну-лентяйку с подтекстом: животное, мол, так и не превратилось в человека, а все потому, что плохо трудилась.

Фото А. Пайсова
Обезьяна в "награду" лентяям

"Сколько я уже провожу построения, никто не хочет получать обезьяну и никто не отказался от первого приза, — уверяет инструктор Елена Александрова. — Им не столько торты нужны, сколько почет и признание коллег, которые живут и трудятся рука об руку. Точно также неприятно держать эту обезьяну и стоять с ней перед строем".

Впрочем, находятся и те, кто к подобным мероприятиям относится с иронией. "Это все детский сад, мы уже привыкли", — говорит одна из работниц.

В коммуне есть своя классификация людей: например, пьяницы и дебоширы считаются "нелюдями злобного нрава". Себя Давыдов называет "получеловеком", который все еще стремится к следующей стадии — "человек разумный". Такую терминологию "портосовцы" позаимствовали у Пифагора. Математик и философ из Древней Греции придумал не только теорему, но и классификацию людей в зависимости от их моральных качеств. Это разделение применяется и в харьковской коммуне. Самое интересное заключается в том, что человеком здесь считают далеко не каждого.

"Нелюди злобного нрава" у нас, как правило, долго не задерживаются, — рассказывает Юрий Давыдов. — Они приходят, устраиваются, а потом что-нибудь украдут или, например, подерутся. А "нелюди тихого нрава" могут прекрасно работать, выкарабкиваться в получеловека. А там, смотри, — и до настоящего homo sapiens дорастут".

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ЖИВУТ ПОРОЗНЬ

Свой день здесь планируют заранее: у каждого есть специальный дневник, где все расписывается по часам. Отдельное время в нем отведено написанию стихов. Никого, конечно, не заставляют, но стены столовой увешаны плакатами: "Позор городам, в которых нет ни одного поэта!" Автор плакатов Ольга Широкая отвечает за идеологию в коммуне, изучает рейтинги своих работников. Напротив каждой фамилии цифра — "коэффициент жизненной силы". Спрашиваем у нее, что это значит.

"Выживаемость, — объясняет "идеолог". — Здесь учитываются не только производственные характеристики: мы смотрим, может ли человек собрать команду, пишет ли он стихи..."

"Когда я впервые попала сюда, была в шоке, — делится впечатлениями новенькая жительница коммуны Инна Харченко. — Я сразу попала на что-то вроде линейки в пионерском лагере, но вместо детей на ней были взрослые. Они все стояли и слушали какую-то торжественную музыку. Как потом оказалось, это был гимн "ПОРТОСа". Прошло время, и я поняла — это и есть счастье. Сейчас я этот гимн и на телефоне слушаю, и с телятами на пастбище. И все стало родным, кажется, все люди в мире должны так жить — одной большой семьей".

Фото А. Пайсова
Елена. Ради жизни на необычном хуторе бросила московскую квартиру и престижный вуз

Но семья здесь понятие условное. Привычные семейные пары сюда не берут: нет возможности выделить супругам отдельную комнату. Да и по правилам организации мужчины и женщины живут порознь. Заводить детей "спартанцы" пока не собираются: говорят, сначала надо поднять экономическую базу. О сексе даже не хотят разговаривать: мол, это не главное в жизни. "Я поражена тем, что есть люди, которые думают не о только о себе, но и о том, чтобы принести пользу другим и вывести страну на более высокий уровень", — говорит Елена, которая ради жизни на хуторе бросила комфортную московскую квартиру и престижный вуз.

"КУРИТЬ УБЕГАЮ: ДАЖЕ СВОИ МОГУТ СДАТЬ"

Соседи из близлежащих сел не спешат бросать свои хозяйства и перебираться в коммуну. По их мнению, счастье — это свой кусок земли и крепкое здоровье.

"Я когда-то сходил туда на разведку, — говорит 74 летний Иван Григорьевич, — так аж плевался! Ну где это видано, чтобы русскому человеку выпить нельзя было? Да хоть 100 грамм! Чтобы его курить отучивали или заставляли каждый день какие-то бумажки вести? Тьфу! Это не для нас".

Некоторые харьковчане приезжают подработать в коммуну на сезон и даже не задумываются о счастье. "Да, меня здесь все устраивает, — жмурясь от солнца, сообщает паренек. — Конечно, приходится слушаться и все правила соблюдать. Курить бегаю далеко. Прячусь, даже от своих прячусь. Они могут сдать".

ПСИХОТЕРАПЕВТ: "Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТО СЕКТА"

Виктор Привалов, психолог, автор книги "Семья — тоже секта": "Эта ситуация уже повторяется. Наша история знает пример военных поселений — вспомните знаменитую александровскую реформу. Тогда наших людей тоже загоняли на отдельные земли, заставляли жить по четкому графику, штрафовали за выпивку, и все ради того, чтобы все были счастливы. Результат известен: реформа погорела. Потому что для нашего человека муштра и дисциплина не подходят.

С другой стороны, это игра. называть эту организацию сектой вряд ли можно. Люди ничего не отдают, кроме того, что добровольно отказываются от каких-то привычек, и они же могут свободно уйти".

У известного психотерапевта Олега Чабана мнение другое: "Я думаю, что это секта. Потому что декларируются рамочные отношения и культивирование каких-то идей. Идеи направлены на изменение личности, притом далеко не на ее развитие. Все начинается как игра, выстраивается на детских инстинктах: объединение, соревнование. А приходят ум "человек", "сверхчеловек", идеи Ницше. Большой психолог Гитлер тоже пришел с мыслью о "сверхчеловеке". Таким образом, создается атмосфера, где легко подтолкнуть: мы – люди тортиков, а есть вон быдло, которые обезьяны. Люди сходятся на дефиците общения, они начинают чувствовать друг к другу какое-то особое единение, которое противестоит жестокому миру, где их не понимают. И вдруг такого человека изгоняют – свободен, тебя никто не держит, если ты не согласен с правилами, более того: мы тебя таким не любим. Итог: у человека тревога, депрессия, нарушение сна. И это куда более изощренное наказание, чем плеть".

"Создали неплохую идею о теории счастья, – говорит секретарь Люботинского горсовета Сергей Нечипоренко, – но создают много проблем своим соседям: ведь от уймы их живности люди просто не могут открывать окна в домах. Фермерство "портосовцы" не оформляют, потому что тогда их деятельность будет регулироваться законом, а это им невыгодно".

С паспортами в коммуне все в порядке. Это показали проверки милиции. Замечали у них нескольких иностранцев. Но у тех есть разрешение пребывать в гостях. По закону, о своем приходе они обязаны предупреждать за 10 дней, что они и делают. Возможно, этого времени хватает на то, чтобы этот самый порядок организовать.

Татьяна Винокурова


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Вы сейчас просматриваете новость "Коммуна под Харьковом: каждый день пишут стихи и делят себя на нелюдей и получеловеков ". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: