укр
Сергей Корсунский
Остров благоденствия
Главная Последние новости Украины
17 Мая 2011, 19:31  Версия для печати  Отправить другу
×
Наш хай-тек: в Одессе делают военные девайсы, электромускулы и чипы для НАСА (фото) http://www.segodnya.ua/img/article/2491/46_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2491/46_tn.jpg Украина "Сегодня" побывала на предприятиях, которые, несмотря ни на что, поддерживают имидж Пальмиры как промышленного города
В электропечах "Красной Гвардии" - звездные температуры. Фото О.Константинова
В электропечах "Красной Гвардии" - звездные температуры. Фото О.Константинова

Наш хай-тек: в Одессе делают военные девайсы, электромускулы и чипы для НАСА (фото)

"Сегодня" побывала на предприятиях, которые, несмотря ни на что, поддерживают имидж Пальмиры как промышленного города

Часто приходится слышать, что серьезной наукоемкой промышленности в Одессе совсем не осталось. В самом деле, распад Союза и последующие реформы привели к коллапсу многих наших машиностроительных гигантов. "Центролит" и "Орион" превратились в руины, на месте ЗОРа — контейнерный терминал, в корпусах "Эпсилона" — бизнес-центр, "радиалка" пытается барахтаться, но пока без надежды на возрождение, "Краян" отбивается от рейдеров... Однако "Сегодня" нашла предприятия, которые, несмотря ни на что, поддерживают имидж Одессы как промышленного города, а их разработки пользуются спросом по всему миру. Так, сделанные одесситами электроохладители летали на Марс вместе с миссией НАСА, одесский НИИ поставляет телевизионные системы для самолетов российского президента, а завод "Телекарт" снабжает украинскую армию компьютерами.

ГВАРДИЯ: В ЛИТЕЙКЕ – ДЕВУШКИ

В литейном цеху машиностроительного завода "Красная гвардия" столбик термометра редко опускается ниже 35 градусов по Цельсию. Работа здесь кипит в буквальном смысле слова. В двух больших электропечах – почти звездные температуры. Там переплавляется с различными добавками металлический лом, давая на выходе чистую сталь. У одной из печей стоят, напряженно вглядываясь в приборы, полуголые рабочие. Главный здесь – литейщик Олег. Коллеги говорят, что он металл "чувствует": "По одному цвету Олег определяет температуру расплава, знает, сколько нужно добавить ферромарганца, других компонентов, чтобы получился качественный продукт. Специалист высокого класса, на нем одном весь цех и держится. Как заболеет – все, процесс останавливается".

Вот наступает ключевой момент – заслонка печи открывается, из нутра этого адского агрегата бьет луч ослепительного света (фотоаппарат мгновенно "слепнет"), и вниз, в форму из специальной огнеупорной песчано-глинистой смеси, стекает бледно-алая струя расплавленного металла. Через некоторое время, остынув, она превратится в деталь будущей шахтной лебедки или железнодорожного домкрата – основной продукции завода.

На "Красной Гвардии" трудятся не только суровые мужчины с черными от навечно въевшейся  копоти лицами, но и... женщины. К примеру, мастер Галина Климович вот уже 14-ть лет имеет дело с литейным ковшом: работу свою, несмотря на массу не самых приятных сопутствующих моментов, любит и бросать не собирается. "Профессия литейщика сродни искусству скульптора, это всегда творчество, – уверена она. – Некоторые новые изделия получаются практически сразу, на доводку других может уйти год".

Еще два года назад "Красная гвардия" практически стояла – из-за кризиса основные потребители продукции завода, а это железные дороги и угольные шахты, отменили заказы. Заводские цеха были завалены никому не нужными домкратами и лебедками, рабочие "отдыхали" в неоплачиваемых отпусках, а дирекция предавалась отчаянью. Но сейчас проблемы успешно преодолены, утверждает директор предприятия Владимир Чередник: "По объемам производства мы достигли докризисных показателей, по количеству рабочих рук – пока нет (было 315, сейчас – 215, – Авт.), но это вопрос времени. Тем более, что желающие встать к станкам есть, в том числе среди молодежи. Еще два года назад ПТУшники приходили к нам на практику "для галочки", но сейчас появился интерес к делу!"

О выходе из кризиса свидетельствует и то, что "Красная гвардия" осваивает новые виды изделий – например, начала отливать двухтонные причальные тумбы для портов. Вместе с институтом "Донгипромаш" машиностроители готовятся к модернизации шахтных лебедок. А вот от приобретения суперсовременного немецкого оборудования для литейки отказались: "Они предлагали увеличить производство с 2,5 до 40 тысяч тонн в год, но такие объемы нам просто не нужны. Кроме того, новая техника требует всего 25-30 человек персонала вместе с управленцами. У нас же на тот момент в цеху работало 114! На такое сокращение мы никак пойти не могли – бизнес бизнесом, но есть ведь и социальные обязательства".

Читайте также: Достижения одесских ученых: роботы-солдаты, умные бактерии и солнечный корабль

 ОТ МАНГАЛОВ ДО ВОЕННЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

На южной окраине Одессы расположилось одно из самых необычных наших предприятий. Необычных потому, что этот довольно крупный, да еще и высокотехнологичный завод был построен практически с нуля в середине 1990-х годов. Компания "Телекарт-прибор" специализируется на изготовлении самых разных электронных штук, от кассовых аппаратов и тепловентиляторов до современных аппаратов связи и всяких интеллектуальных военных девайсов.

В десятке просторных современных цехов людей относительно немного: многие процессы здесь автоматизированы. В частности, резка металла. Или сборка плат – в рабочем помещении еле слышно гудит большая умная машина, за которой присматривает всего один скучающий оператор. Точно такие же автоматы стоят на заводах "Самсунга"! Впрочем, машина пока одна, поэтому часть плат собирают по-старинке, вручную.

На "Телекарте". Все делает робот, человек — наблюдает. Фото О.Константинова

"Телекарт" старается по максимуму замкнуть цикл производства. Сам отливает и обрабатывает металлические и пластмассовые детали, сам оцинковывает и красит изделия, сам начиняет их электроникой, а потом тестирует. Закупают только комплектующие для электроники.

"А вообще у нас очень разнообразный перечень продукции. Делаем даже ширпотреб, – признается специалист завода Виталий Любимов. – Сейчас вот поставляем мангалы для одной из торговых сетей. Внедряем дешевые автомобильные инверторы (устройство, которое подключается к прикуривателю, преобразуя 12 вольт постоянного тока от аккумулятора в 220 вольт переменного для разной техники – от ноутбука до электробритвы, – Авт.)".

Нам демонстрируют цех сборки военного оборудования. Здесь строго-настрого запрещено фотографировать, но смотреть и интересоваться подробностями можно. По словам заводчан, "Телекарт" обеспечивает нашу армию вполне современными комплексами радиосвязи "Акация" и тактическими компьютерами системы "Нарада" для командиров подразделений. Терминалы "Нарады" внешне напоминают айпады.

"Айпады" для вояк. Фото пресс-службы "Телекарт-прибор"

"Одно время мы даже телевизоры собирали свои, но потом правительство ввело нулевые ставки на ввоз бытовой техники, и производство накрылось. Сейчас хотим наладить сотрудничество с французами, выпускать мобильные телефоны", – говорит Любимов.

Особое место в разработках "Телекарта" стоит электроника для муниципальных предприятий: паркоматы, карточные терминалы оплаты услуг городского транспорта, лифтов, "социальная карта" (платежная карточка льготника) и другие. В свое время эти разработки пытались внедрить и в Одессе, но не все сменяющие друг друга команды на Думской площади шли на контакт с "телекартовцами" и в итоге проект забуксовал. Сейчас у компании очередной период "взаимного интереса" с мэрией.

КАБЕЛЬНЫЙ: УСПЕШНО КОНКУРИРУЕТ С КИТАЙЦАМИ

По автоматизации производства одно из первых мест — у завода "Одескабель". Это, пожалуй, единственный наш индустриальный объект, который практически без потерь пережил распад Союза. А все благодаря относительно поздней модернизации (в 1986-1990-м), когда здесь поставили новенькое финское оборудование для телефонных и волоконно-оптических линий связи. В итоге продукция одесских кабельщиков осталась вполне конкурентоспособной. И остается таковой поныне: завод – лидер в Украине и один из лидеров в СНГ по производству оптических и медных кабелей, а также LAN-кабелей (для компьютерных сетей). Кстати, специалисты "Одескабеля" утверждают, что через 10-20 лет в мировом соревновании меди и волокна победит последнее. Ведь оно способно передавать в тысячи раз больше информации, чем проволока. Тоненькая "леска" оптоволокна диаметром меньше миллиметра заменяет телефонный кабель толщиной со среднего удава!

Кабельный завод: "Будущее – за оптоволокном". Фото пресс-службы ОКЗ

"Сейчас основная проблема – это прокладка. Волокно используется для магистральных сетей – до входа в дом. Внутри помещения его прокладывать тяжело: стекло так просто не изогнешь, как металл, оно хрупкое. Поэтому нужна специальная аппаратура и очень квалифицированные рабочие. Но прогресс не стоит на месте, и эти проблемы, думаю, скоро решат", – говорит технолог завода Георгий Неделько. Кстати, скоро на "Одескабеле" будут изготавливать волоконно-оптические кабели с вдвое меньшим диаметром, чем сейчас, при сохранении основных параметров.

Нам показывают один из цехов. Огромное помещение, заполненное самым разным оборудованием, через которые непрерывно ползут нити медной проволоки. Машины эти нити выпрямляют, истончают до нужного диаметра, скручивают их по две в так называемую пару, потом несколько пар – в сердечник, который покрывается пленкой. Далее еще один станок покрывает сердечник расплавленной пластмассой. Остывая в наполненной водой ванне, пластмасса превращается в прочную эластичную оболочку. Готовый кабель нарезают необходимыми длинами, упаковывают в коробки и тестируют с помощью новейшего устройства (заводчане хвастаются, что такой в Украине всего один, да и в Европе он не у всех имеется).

На весь цех, производящий десятки тысяч километров кабеля в год, аж 8 человек сменного персонала, задача которого – следить за машинами, чтобы они, не дай боже, не выпустили брак. "Но не стоит считать нас операторами, которые делают однообразную работу, – говорит 28-летний рабочий Андрей. – Ведь мы еще и настраиваем станки, меняем параметры и режимы, чтобы добиться улучшения качества. Это – творчество".

Так делают высоковольтные кабели. Фото пресс-службы ОКЗ

Высоковольтные кабели (их свивают особо внушительные станки – настоящие стальные монстры), оптоволокно, LAN... Продукция кабельного завода используется в правительственной связи, ее прокладывают в скалах, по дну морей и рек, используют на атомных электростанциях. Два года назад предприятие стало производить кабели для "теплых" полов и стен жилых квартир.

Главный конкурент одесситов – китайцы, но их изделия, хоть и дешевле наших, заметно уступают им по качеству, утверждают на "Одескабеле". "Взять хотя бы LAN-кабель. У нас в основе – чистая медь, у них – биметаллический сплав, который далеко не так надежен. В их кабельной продукции очень много брака", – уверен начальник службы сбыта LAN-кабелей одесского завода Олег Лучак.

НАШИ ЧИПЫ – НА МАРСЕ

При виде невзрачного серого здания на задворках студгородка холодильной академии на ул. Тенистой в голове не укладывается, что здесь — один из центров украинского хай-тека. Не какой-то междусобойчик ученых мужей, занимающихся изготовлением за государственный счет хоть и наукоемких, но устаревших еще в прошлом столетии вещиц, а всемирно известная фирма, которая поставляет свою продукцию в Штаты, Японию и Европу.

У директора "Термиона", кандидата технических наук и члена Американского института аэронавтики и астронавтики Владимира Семенюка, — визитка на английском. А на сайте компании нет русскоязычной версии. "Наши изделия здесь никому не нужны, мы работаем только на экспорт", — говорит Семенюк.

Название товара звучит мудрено — термоэлектрические охладители. С виду ничего эдакого — какие-то пластинки и пирамидки разных размеров, в основном не больше ногтя мизинца. А между тем это полупроводниковые устройства, которые при подаче электротока резко понижают сразу на сотню градусов температуру охлаждаемого объекта. Используются в бытовой и медицинской технике, космических аппаратах, средствах связи, приборах ночного видения. Изготавливают их из теллурида висмута, который стоит почти как серебро — около $700 за кг. Цилиндрические стержни нарезают на специальной электроискровой установке. Получаются шайбочки, которые после химобработки и никелирования попадают в станок с алмазным режущим инструментом. Он превращает их в тоненькие пластинки – термоэлементы. Последние определенным образом собирают – вручную под стереомикроскопами! – после чего припаивают к керамической подложке и устанавливают на цоколя. Прибор готов!

"Термион". Сборка изделий производится вручную. Фото О.Константинова

В 1997-м изделия "мэйд ин Тенистая" летали в качестве охладителей для альфа-протонного спектрометра... на Марс. Это была знаменитая миссия НАСА "Марс Паффайдер" (марсопроходчик). Годом спустя одесские разработки закупили французские фирмы "Марвел Термоэлектрикс" и "Алкатель". Французы использовали охладители в своем мощном полупроводниковом лазере, предназначенном для трансокеанской дальней связи через оптоволоконный кабель.

Охладители. Сбрасывают температуру на 100 с лишним градусов. Фото О.Константинова

А еще одесситы помогли коллегам из Берлинского технического университета в создании весьма необычного приспособления. "Это нитевидная структура из сплава, который "запоминает" первоначальную форму (т. н. "умная структура". — Авт.), — объясняет Владимир Семенюк. — При нагреве до 60 градусов выше нуля она сокращается, теряя 8—12% длины. Быстрое охлаждение, которое дает наш чип, возвращает проволоку к исходному состоянию. Своеобразные "электронные мускулы", которые можно применять в медицине и роботехнике".

ОПЕРЕДИЛИ LG

Еще одно небольшое научно-производственное объединение обосновалось на Мельницкой улице. Два десятка работников предприятия "Электротехника — Новые технологии" и в самом деле находятся на передовой отечественной науки и техники. В одной комнате — цех, где собирают образцы изделий, в другой — конструкторское бюро, заметьте, без единой чертежной доски. Все инженерные изыскания проводятся только на компьютерах.

Сотрудники фирмы разрабатывают и изготовляют небольшие партии т. н. бесконтактных, или вентильных, электродвигателей и электронные блоки управления к ним. Такие двигатели надежнее, компактнее и экономичнее обычных (асинхронных), знакомых нам по школьному курсу физики. С их помощью легко регулировать скорость присоединяемых механизмов — например, роботов, манипуляторов, конвейеров или насосов.

Фото О.Константинова

А не так давно вентильные двигатели начали завоевывать рынок бытовой техники. Кстати, "Электротехника" в свое время предлагала одному из украинских производителей стиральных машин делать на основе своих разработок стиралки с прямым приводом, т. е. без передаточных шкивов и ремней. Завод отказался, а через год корейский гигант LG выпустил первую партию таких машин, представив это как серьезный технологический прорыв.

Как рассказывает научный руководитель "Электротехники", доктор технических наук Виталий Рымша, вентильный двигатель способен работать в агрессивной среде, например, на дне моря. Поэтому, когда столичный институт имени Патона занялся глубоководной сваркой, он обратился именно к одесситам. "Электротехника" изготовила привод, позволивший впервые в мире произвести электросварку на глубине 200 метров!

Свойство вентильных двигателей менять скорость в широком диапазоне позволило использовать одесскую продукцию в аппаратах искусственной вентиляции легких, в том числе — впервые в Украине — для новорожденных младенцев.

Ну и, конечно, военная техника, как без нее. Двигатели "Электротехники" вот уже восемь лет успешно крутят не имеющие аналогов в СНГ радары "Буревестник-1", которые отслеживают обстановку в территориальных водах Украины. Прибор видит малые и сверхмалые объекты на расстоянии и при условиях, когда пасуют даже хваленые американские станции, утверждают разработчики.

"ЭТЮД" ДЛЯ МЕДВЕДЕВА

Не перевелась в Пальмире и талантливые конструкторы. У нас продолжают функционировать многочисленные КБ и НИИ, некоторые – вполне успешно. Появились и новые, негосударственные учреждения. К примеру, Морское инженерное бюро, основанное в 1995-м году группой молодых научных сотрудников водного университета, – по его проектам в Украине, России, Китае построены десятки пассажирских лайнеров, танкеров, сухогрузов, паромов. Самые интересные, как на наш взгляд, разработки МИБа – водолазное судно со всем необходимым снаряжением (от барокамеры до телеуправляемого подводного аппарата) и аварийно-спасательный ледокол. Первое ("Стольный град Ярославль") уже спущено на воду, сейчас достраивается еще одно такое же. Ледокол – в стадии производства на Амурском судостроительном заводе.

Ледокол по одесскому проекту делают россияне. Фото Морского инженерного бюро

Есть чем похвастаться и одесскому НИИ телевидения (в 1970-х был первопроходцем в области цифрового ТВ), чьи ноу-хау до сих пор успешно используются в космической и авиационной технике. Так, для Международной космической станции в институте разработали беспроводную систему управления полетом в экстремальных ситуациях. Она выдерживает перепады температуры от минус 150 до плюс 150 градусов и позволяет Земле видеть и слышать почти в реальном времени, что происходит в любом отсеке станции. Недавно ОНИИТТ подписал договор о поставке своей бортовой информационно-развлекательной ТВ-системы "Этюд" для самолетов АН-148-100ЕА, которые войдут в состав летного отряда российского президента. То есть, Дмитрий Медведев во время перелетов сможет посмотреть киношку на телеэкране одесского производства!

Другое чудом пережившее бурные 90-е государственное КБ – "Молния" – делает звукометрические комплексы для военных: специальные устройства, которые по звукам вражеских пушек определяют их координаты и наводят по ним свою артиллерию. Правда, оборонных заказов в последнее время у "Молнии" немного, и КБ приходится подрабатывать "на гражданке" – они разработали и наладили производство праздничных салютов.

НЕНАДЕЖНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОДПОЛЬНАЯ ОБОРОНКА ДЛЯ АЗИИ

Почти все опрошенные нами руководители одесских наукоемких предприятий и эксперты называют главным препятствием на пути возрождения потенциала — государственную политику. Точнее, отсутствие таковой. Причем не важно, кто при власти, — "оранжевые", "синие", кучмисты. "Разницы в подходах нет, — говорит одесский экономист Виталий Николаенко. — Просто одно правительство лоббирует, условно говоря, импортеров, а другое — сырьевых экспортеров. У отечественного машиностроения, за исключением некоторых отраслей (вроде автомобильной), лоббистов в Киеве нет". Машиностроение облагается налогами так, как и другие сферы экономики, а льготы для хай-тек остались лишь на бумаге. И это при том, что инвестиции здесь отбиваются в разы дольше, чем, скажем, в торговле или банковском деле.

Проблема №2 — отсутствие хотя бы минимального протекционизма. Выше мы писали, как обнуление Кабмином Тимошенко таможенных пошлин на ввоз бытовой техники зарубило на корню телевизионное направление у "Телекарта". Та же Тимошенко фактически уничтожила производство украинских аппаратов искусственной вентиляции легких, закупив на волне антигриппозной кампании "забугорные" аналоги.

Что касается госзаказа. Многие высокотехнологичные производства поставляют свою продукцию различным ведомствам и госпредприятиям. Но, во-первых, получить госфинансирование очень тяжело: "Только чтобы стать участником тендера, нужно собрать гору бумаг, в том числе справку из БТИ на все заводские объекты недвижимости — а это 50 тыс. грн., — утверждает директор "Красной Гвардии" Владимир Чередник. — Плюс банковская гарантия на 350 тыс. — это деньги, которые должны лежать мертвым грузом на счету". И это только официально.

Как признался нам на условиях анонимности руководитель одного из одесских предприятий, выиграть тендер в Украине невозможно без уплаты большого отката. Но даже если вы прошли все круги бюрократического ада, получить бюджетные денежки непросто. Частные компании должны выворачиваться наизнанку, дабы выполнить условия договора. Не редкость ситуация, когда продукция уже поставлена, а расплачиваются за нее через полгода или даже через несколько лет.

Из этого положения дел и растут ноги у теневой экономики. Каждый выживает, как может. Кто-то проводит часть продукции через т. н. "опытные цехи", где она не поддается учету, а прибыль от ее реализации — налогообложению. Кто-то полностью уходит в подполье.

К слову, нелегально у нас не только водку да псевдоитальянскую обувь штампуют. Скажем, на одном из таких цехов в Одессе, с руководством которого мы пообщались, делают... сверхпрочные полимеры: "Если делать все по закону, завод не проживет и года, — говорит владелец теневого предприятия Николай. — Наши материалы легализуются через несколько фирм в Украине, а потом законно экспортируются в Юго-Восточную Азию. А там, я не исключаю, их используют для нужд оборонки, ведь это продукция двойного назначения".


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Константинов Олег
Вы сейчас просматриваете новость "Наш хай-тек: в Одессе делают военные девайсы, электромускулы и чипы для НАСА (фото)". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: