укр
Віталій Квітка
Свято імені нас
Тетяна Острікова
Чому ревуть ФОПи, якщо 3200?..
Главная Последние новости Украины
8 Апреля 2010, 07:48  Версия для печати  Отправить другу
×
Наши цыгане: дочек называют Валютой и не крадут у своих http://www.segodnya.ua/img/article/1939/26_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1939/26_tn.jpg Украина "Сегодня" выяснила, как в стране живут современные городские цыгане и те, кто остался в таборе.
Городских цыган тянет на просторы. Артисты столичного театра «Романс» во время съемок клипа певца Джанго. Картинка была колоритна и задорна — как полагается. Фото: театр «Романс»
Городских цыган тянет на просторы. Артисты столичного театра «Романс» во время съемок клипа певца Джанго. Картинка была колоритна и задорна — как полагается. Фото: театр «Романс»

Наши цыгане: дочек называют Валютой и не крадут у своих

"Сегодня" выяснила, как в стране живут современные городские цыгане и те, кто остался в таборе.

Сегодня — Международный день цыган. Он был учрежден на Конгрессе цыган всего мира 8 апреля 1971 года. У цыганского флага есть своя символика: верхняя часть синего цвета, что означает небо, нижняя часть полотнища — зеленая — означает траву, а посредине красное колесо — знак вечной дороги. Цыгане живут в Украине уже 500 лет, сейчас их официально зарегистрировано 48 тысяч (по переписи населения 2001 года). Хотя сами ромы считают, что их в нашей стране около миллиона. За последние полвека многие украинские ромы осели в городах, но остаются и те, кто верен кочевой жизни...

ТЕАТР. Уже 17 лет в Киеве дает представления цыганский театр "Романс". "Проблема у нас с кадрами. Не учат в Украине цыганской песне и пляске. Прослушиваем талантливых цыганских ребят и обучаем сами, — говорит народный артист Украины, основатель театра Игорь Крикунов. — А цыганская молодежь сегодня хочет учиться — понимают ведь, как важно иметь профессию, например, юриста. Но если в больших городах это решаемо, то в деревнях или селах — нереально, ведь у многих просто нет паспортов". Семья Крикунова хотя и живет в столице, но чтит цыганские традиции. "Женщины у нас ходят в длинных юбках. Могут одеться ярко и красиво — каблуки и украшения, но нельзя в брюках! — рассказывает Мила Крикунова, супруга Игоря. — Женщины должны уметь придерживать края широкой юбки, чтобы она не задела мужчину, ведь это оскорбление. Все, что ниже пояса, — считается нечистым". А еще Мила — потомственная ясновидящая. Когда театр был на гастролях в Коста-Рике, она нагадала Хосе Фигересу, что тот станет президентом страны. И через три месяца предсказание сбылось.

Театр
Мила Крикунова — ясновидящая

СВАДЬБА. Цыган из Харцызска Донецкой области Вячеслав Щербаков выдал старшую дочь Тамилу по правилам: "Родители женят своих сыновей и дочерей в 16—18 лет. Подходящую пару выбирают родители. Вот посватался жених, родители невесты присматриваются — хорош или нет. Если взрослые сговорились, то они должны устроить для жениха и невесты пышную свадьбу. Бывает, невесту воруют. Это старый закон. Приглянулась парню цыганская девушка — он может ее украсть. Важно, чтобы потом, когда все раскроется, он соответствовал традициям. То есть "вор" должен быть честным и порядочным человеком". Для цыган необязателен штамп в паспорте, а венчание в церкви приветствуется. "В день свадьбы главными распорядителями праздника можно считать свата и сваху, которые должны быть пожилого возраста и не быть родственниками молодоженов. Гуляем либо в доме, либо в кафе или ресторане. Танцуем семьями. Ведущие объявляют: "А сейчас пусть выйдет семья такая-то". И все от мала до велика должны сплясать. В полночь сваты уводят молодых в спальню и остаются стеречь у двери их покой. Потом они должны принести простынь и показать всем гостям, мол, свадьба честная".

Театр
Артисту Игорю всего 7 лет

ЯЗЫК. У цыган хотя и есть свой язык, но у них нет алфавита. Поэтому цыганские слова они пишут русскими, венгерскими или румынскими буквами — в зависимости от места проживания.  

ЗОЛОТО КАК ПАМЯТЬ О РОДИТЕЛЯХ

Цыгане носят слишком много золота, считают гаджо (нецыгане). У рома есть этому простое объяснение. "Посторонние люди думают, что мы очень богатые, если в золоте ходим. Но покупка золота — давняя традиция. Когда наши семьи веками кочевали, какое имущество мы могли купить и возить с собой? Только украшения, — говорит цыган Вячеслав Щербаков. — Кроме того, отец семейства должен оставить своим детям наследство, а что может быть лучше, чем цепочки, сережки или браслеты? А так как в наших семьях 5—6 детей, то и золота покупаем немало. И считается, что так у ребенка остается память об отце и матери. Дети хранят эти дорогие для них подарки всю жизнь. А для дочери — это еще и солидное приданое".

КОДЕКС ЦЫГАНСКОЙ ЧЕСТИ: СЛУШАЙ СТАРШИХ И МУЖА

Цыгане свято чтут свои законы. Главное правило: настоящий ром никогда не обидит, не оскорбит, не обворует тех людей, среди которых живет. "Ромале привыкли доверять друг другу, поделятся последним куском хлеба и всегда помогут в трудную минуту. Если ром придет ко мне и скажет: "Отдаю тебе на сохранение золото", то он может быть спокоен — с его ценностями ничего не случится, — говорит житель города Харцызск, цыган Вячеслав Щербаков. — Если же мы узнаем, что кто-то из наших преступил закон, то такого человека можем вычеркнуть из нашей жизни. Например, за убийство, торговлю наркотиками".

Изгнание из сообщества считается у цыган самым страшным наказанием. Человека перестают приглашать в гости, помогать. Ромы — гостеприимный народ. Если переезжают из города в город, то всегда могут пожить у своих собратьев, взять в долг. Скрыть темное прошлое не удастся. "Цыганская почта (по принципу: из уст в уста) работает молниеносно и навести справки о той или иной семье не составит труда", — поясняет Щербаков.

У ромов есть деление на своеобразные касты по способам заработка: одни просят милостыню, другие — торгуют на рынках. Отдельную нишу занимают те, у которых есть свой бизнес, например, рестораны или магазины. Особым почетом пользуются творческие династии — это цыганская интеллигенция.

Закон уважения старших — незыблем. Дети должны слушать родителей. "Не дай Бог, детвора ослушается отца, мы наказываем ребенка кнутом. Не рукой или еще как, а именно кнутом. Так делали и отцы, и деды. В каждом доме хранится кнут", — уточняет Щербаков. А жены должны во всем быть послушны мужу. "Жена должна уметь и приготовить, и развлечь, и заработать. Если же происходят разлады, то за советом идут к старейшинам, которых гаджо (нецыгане) называют цыганскими баронами. Но у цыган нет баронов, есть просто уважаемые люди, которые среди ромов обладают авторитетом", — рассказывает Евгения Навроцкая, представитель ромского общества в Закарпатье "Романи Яг" (в переводе — цыганский огонь).

ПОВЕРЬЯ РОМОВ: ПОДКОВА КОНЦАМИ ВВЕРХ И БОЛЬ С РАДОСТЬЮ

Огромное внимание цыгане уделяют различным символам и суевериям, ведь так у них из поколения в поколение передается народная мудрость. Если цыган нашел на дороге подкову, он не может пройти мимо, а должен поступить по науке. "Подкова для цыгана — символ счастья. И висеть на двери дома она должна концами вверх, чтобы не вылилось счастье. На символике Ющенко, кстати, во время "оранжевой революции" подкова была неправильная — концами вниз. И оттого он слабым президентом был, что удача от него отвернулась", — поясняет пенсионер из Донецка Иван Трофимчук, жена которого, Зинаида, была цыганского рода. Притчу о подкове давным-давно Ивану Петровичу поведала мать супруги — знахарка Никаноровна. "Если цыган найдет на дороге подкову, которая лежит концами от него, то это знак удачи. Он должен подобрать ее и повесить на двери своего дома. Если цыган не подберет подкову, ему улыбнется удача только в этот день. Если подберет — везти будет всегда, — поясняет Иван Петрович. — Если же найденная подкова направлена концами к цыгану, подбирать ее нельзя, так как она несет неудачу. Надо перебросить ее через левое плечо или подвесить на дерево концами вниз, чтобы вылилась неудача, сплюнуть и продолжить путь дальше".

ТРАВЫ И ЗАГОВОРЫ. Цыгане не любят врачей, по старинке предпочитая обращаться за помощью к знахарям. Может, именно поэтому многие ромы нечасто болеют и долго живут. "Лекарства в аптеке нельзя покупать, химия все это. Мне вот за 80, лечусь только народными средствами. Допустим, когда болят глаза, делаю настой из бузины. Его можно пить при кашле и простуде, — разъясняет Иван Петрович. — Покойная Никаноровна, давая мне настой, еще и приговаривала: "О, боль, с глаз перейди в воду, перейди в траву, перейди в землю. Иди к земному духу. Там твой дом. Иди и радуйся". И мне всегда помогало! Всю жизнь удивлялся тому, что только цыгане могут сказать о боли: "Иди и радуйся!".

КОТЛЯРЫ — "МЕТАЛЛИСТЫ", КРЫМЫ — ЗОЛОТНИКИ

Фото: А. Сибирцев
"Дай погадаю". Цыганка Лиза призывала срочно узнать свое будущее

"Наш народ — котляры — самый древний из цыган. Кстати, мы называем себя цыганами и никогда не называем ромами, — рассказал нам цыганский барон Червончик Коломыев. — Ромами, как правило, называют себя кишиневцы, которые вышли из Молдавии и Румынии, или крымы — это цыгане-мусульмане. Хотя язык у нас общий, но они другие. Кишиневцы занимаются гаданием, кочуют... Крымы — скупкой и продажей золота. А мы — котляры — всегда зарабатывали себе на жизнь железом. Мой дед и мой отец были кузнецами. И я по железу могу работать. Но сейчас все мужчины моего табора зарабатывают тем, что заключают договора с разными предприятиями и выкупаем у них за бесценок детали и разный железный лом".

ЗАВОДЫ — В ПОМОЩЬ. Червончик рассказал, что еще при СССР они покупали у работяг все, что те выносили с заводов. Ну а после перестройки бизнес пошел в гору — украинские заводы массово стали помирать. Самым выгодным делом для табора одесских цыган-котляров стал договор с директором обанкротившегося одесского завода "Краян". Там выпускали знаменитые на всю страну подъемные краны. "Из железного лома, который нам разрешили за гроши собрать на территории завода, мы собрали два полноценных крана. И продали их за очень хорошие деньги, — Червончик гордо показывает нам громадный перстень с рубином, красующийся у него на безымянном пальце. — Это украшение приобретено как раз после этой "сделки".

Не брезгуют одесские цыгане-котляры и сбором всевозможного лома и кабелей. У Червончика в Одессе открыто пять точек по сбору лома, а женщины табора регулярно обходят одесские гаражные кооперативы в поисках добычи. В ход идет все: старые детские коляски, санки, убитые микроволновки и старые телевизоры — каждой вещи цыгане находят достойное применение, восстанавливают и продают за смешные деньги на базарах.

Сейчас у Червончика свой дом в районе одесской Бугаевки, по соседству живет и весь его табор в количестве 20 человек. В гараже у Червончика стоит БМВ-Х5 (минимальная цена нового 67 000 евро), да и у его родственников в гаражах автомобили не хуже, чем у него.

Червончик категорически утверждает, что титул барон — не наследственный. "У нас выбирают боро. Это старший в таборе. Как правило, самый уважаемый и богатый человек, который должен помогать всем людям табора", — говорит Червончик.

Фото: А. Сибирцев
Потомство. Дети в таборе заканчивают учебу в третьем классе

РАБОТАЮТ ЖЕНЩИНЫ. Еще два табора цыган поселились на окраинах села Нерубайского под Одессой. За день до того, как мы приехали к ним гости, там умер цыганский боро Гуня Лебедев. Мужская половина табора, по признанию встреченного нами рома Сашки, отмечала поминки. "Все мужчины пьяные — пьют водку второй день", — сказал цыган.

Почти у каждого члена табора два, а то и три имени. Одно — как записан в паспорте. Другое — для каждодневного обихода, как правило, напоминающее прозвище. А третье — то, которым его называют отец или мать. В ходу у цыган денежные и богатые имена: Валюта, Рубинчик, Алмаз, Червончик. Поэтому вполне можно встретить женщину по имени Валюта Червончикова.

Самым главным наказанием в таборе считается изгнание или скверна. Изгоняют тех, кто провинился против цыганского закона, который не имеет ничего общего с другими законами. Предательство, мошенничество и обман неприемлемы внутри табора, зато допустимы к чужакам.

Все женщины Нерубайского табора работают в Одессе, гадая и выманивая деньги у халадо — русских. Любимые занятия мужчин — игра в карты, дружеские посиделки и долгие разговоры. Чумазые дети предоставлены самим себе — никто из них более двух-трех классов не учится. Дома нерубайских цыган построены из обломков досок и кирпичей. Столь недолговечные строения цыгане строят из-за древнего суеверия — после смерти цыгана дом считается нечистым и оскверненным, как и те вещи, которых касался умирающий незадолго до смерти.

Крымы — одесские цыгане-мусульмане — работают на рынках и автовокзалах. Скупкой и перепродажей золота занимаются только женщины, а мужчины благосклонно присматривают за их безопасностью.

Есть в Одессе и другие цыгане. Когда-то они жили в многоэтажках на улице Косвенной возле автопарка. Но потом постепенно заселили возле одесского района поселок Котовского. Там и возникло знаменитое одесское "Палермо", держащее печальную пальму первенства как центр по торговле наркотиками. Ежегодно по "Палермо" проходят милицейские рейды, которые выявляют целые подпольные заводы по изготовлению различной дури. Однако так же традиционно эти рейды ничего, кроме десятков задержанных наркоманов, не дают. К слову, по свидетельству бывшего оперативника одесской милиции Анатолия Квашнина, ежегодный оборот цыганского наркоцентра "Палермо" исчисляется десятками миллионов долларов.

ДЕСЯТКА НА ПРОЩАНИЕ. Провожала нас из нерубайского табора цыганка Лиза. Двое ее деток крутились неподалеку, а сама Лиза настойчиво пыталась войти со мной в гипнотический контакт, призывая меня срочно согласиться на гадание. "Ты парень хороший. Честный и справедливый. Ты потерял большую любовь, тебя уважают на работе. Дай денежку на детишек, нагадаю тебе будущее". Я предусмотрительно отказался от гадания. Мало ли чего Лиза предскажет. Лучше таки не знать. А денежку — 10 гривен — все-таки дал. Я же "хороший парень"...  

РАБОТАЮТ ПОПРОШАЙКАМИ

Фото: А. Чаленко
Аладар Адам мирит цыган

В Закарпатье у ромов непростая жизнь. По статистике здесь живут 14 тысяч цыган — венгерские, румынские, словацкие, а также влахи — ромы украинско-румынского происхождения. Вопреки расхожему мнению о том, что местные ромале ведут кочевой образ жизни, они еще с советских времен живут оседло. "В Закарпатье 124 табора, это поселения у городов и сел. Одно из крупнейших — под Мукачево. Там на 22 улицах проживает около 5 тысяч цыган. Есть магазины, школа, а вот больницы нет, туалеты на улице, с водой проблемы. Дома строятся из подручных материалов, например, необожженного кирпича", — рассказывает Евгения Навроцкая, представитель ромского общества в Закарпатье "Романи Яг".

Работы у большинства цыган нет, поэтому они ездят по стране или за границу "на жебры" — просить милостыню. Многие дети в школу не ходят, а те, которых родители все-таки отдали учиться, редко оканчивают все 12 классов — ограничиваются несколькими годами учебы. "Если ребенок все же окончил школу, то могут возникнуть проблемы с получением аттестата, так как у многих нет свидетельства о рождении. Не говоря уже об отсутствии паспортов у родителей", — говорит Навроцкая.

МЕСТНЫЙ БАРОН. В Закарпатье за советом цыгане часто идут к руководителю ромской организации "Романи Яг" Аладару Адаму. По образованию он музыкант и юрист (окончил МАУП). В 1994—1998 годах был депутатом Ужгородского горсовета.  


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Авторы: Сибирцев Александр, Коновалова Христина
Вы сейчас просматриваете новость "Наши цыгане: дочек называют Валютой и не крадут у своих". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: