укр
Ольга Руднева
Забыть нельзя помнить
Главная Последние новости Украины
5 Сентября 2015, 10:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Секрет нации: как различаются свадебные обряды украинцев в разных регионах http://www.segodnya.ua/img/article/6458/62_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6458/62_tn.jpg Украина Украшают "гильце", лепят эротические свечи и обещают понедельничать
<p>Невеста. Яна сама вышивала рушник за несколько месяцев до свадьбы. Фото и<span>з личного архива Я. Яковенко</span></p>
Невеста. Яна сама вышивала рушник за несколько месяцев до свадьбы. Фото из личного архива Я. Яковенко

Секрет нации: как различаются свадебные обряды украинцев в разных регионах

Украшают "гильце", лепят эротические свечи и обещают понедельничать

Наши соотечественники сейчас с гордостью подчеркивают свою принадлежность к украинской нации. Однако на вопросы: "Что значит быть украинцем?" и "Что такое быть нацией?" — сможет ответить далеко не каждый. Нация  — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. У каждой нации есть ДНК — свой уникальный код, который спрятан в самом простом и, казалось бы, понятном: оберегах, сказках, песнях. В предыдущих публикациях спецпроекта "Секрет нации" мы писали о коде, зашитом в мотанках, колыбельных, писанках, казацком боевом искусстве. В этот раз "Сегодня" вместе с этнографами-искусствоведами раскрывает обычаи и ритуалы украинских свадеб.

"Украинцы всегда заботились о своем будущем, особенно продолжении рода и прочной семье, — говорит этнограф Галина Олейник, старший научный сотрудник киевского музея Ивана Гончара. — Всегда считалось, что брак будет счастливым, если молодожены и их семьи выполнят ряд обрядов, завещанных предками. Вот так определенные ритуалы, закрепленные соответствующими действиями, песнями, заговорами, танцами и составили основу украинской народной свадьбы. Считалось, что если у молодоженов не было обрядового действа, то и самой свадьбы быть просто не могло.

Сегодня к выбору даты свадьбы молодожены относятся намного проще, чем раньше. Также многие сейчас нарушают старое правило и женятся в пост, а ведь прежде такое было просто недопустимо. В прежние времена свадебные обряды были сложными, и в каждом регионе они имели свои особенности. К свадьбе семьи всегда готовились заранее: от сватовства до венчания должно было пройти не меньше 2—3 недель.

Украинцы всегда стремились не только весело и богато отпраздновать, но и облегчить процесс адаптации девушки в новой семье, запрограммировать счастливое совместное будущее молодых, сплотить сельскую общину".

"Осень всегда была порой свадеб для славян, — говорит этнограф Галина Олейник. — В целом есть некий общеукраинский "сценарий" праздника. Предсвадебный этап включал сватовство, когда жених делал предложение своей девушке при ее родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених мог либо сам, либо посылая сватов к родителям избранницы. В некоторых регионах сватовство выглядело как смотрины: родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить ее достоинства и недостатки. Через неделю после сватанья жених с родителями и старостами шел в дом невесты, чтобы обсудить хозяйственные вопросы. Это называлось договоринами. Самой интересной темой для обсуждения было приданое. Еще в начале ХХ века говорили о том, какую скотину даст отец вместе с дочерью и сколько "откроит" земли, а уже в советское время приданым были деньги или домашние вещи. Дальше следовали помолвка, домовины, приглашение гостей.

Свадебный этап включал девичник, выпекание каравая и украшение "гильца" ("вильца") — обрядового деревца. Обычно им была ветвь, которая вставлялась в каравай, а каждый ее росточек украшался цветами, колосьями, ягодами, разноцветными нитками, ленточками и бумажными цветами. "Гильце" символизирует мировое дерево — сакральную вертикаль, связывающую небо и землю, мир богов с миром людей. В зависимости от региона "гильце" изготавливали из разных деревьев, потому и название оно носило разное: хвойка, елка, просто деревце... Эта традиция была характерна для центральной Украины и Гуцульщины — на западе страны и сейчас можно увидеть на воротах засохшие веточки елей. "Гильцевые" традиции в зависимости от села или деревни тоже различаются. Например, в одних районах молодой рубил две веточки — одну на ворота, вторую в дом. В других веточку было принято рубить брату невесты, а в третьих свадебное деревце вообще покупали.

Также в центральной и западной частях страны был популярен обряд, когда засватанная девушка "ковыряла печь" (засовывала руку в остывшую золу), прося тем самым у домового разрешения на брак. Если что-то кололо ей палец, это означало, что жениху лучше отказать. Исследователи видят в этом свой символизм: под ноготь девушке попадала не просто зола, а частица родительского домашнего тепла, материнской любви, которые девушка возьмет с собой в дом жениха.

В традиционной свадебной культуре всех регионов важнейшую роль всегда играли хлеб и рушники. Считалось, что сватовство без хлеба — вообще не сватовство. Для центральной Украины особым был обряд обмена хлебом: важно, чтобы родители невесты сватов причастили своей выпечкой. Если же хозяева дома не желали обмениваться хлебом, это означало, что они не принимают предложение жениться. Такой же смысл был и у вынесенной девушкой или ее родителями тыквы.

Главным украшением любого свадебного стола всегда был каравай, который выпекали в четверг или пятницу. Для этого звали каравайщиц — замужних женщин, счастливых в семейной жизни. В центральной Украине обычно на свадебных рушниках внизу вышивали дерево: корни были символом предков, ствол  — семьи, а цветки — молодых. Фон всегда был белым — это символизировало пустоту: молодые, становясь на рушник, должны ее заполнить своими жизнями.

Свадебные застолья были значительно короче, чем сейчас — примерно до 15—16 часов дня. Окончив его, каравайщицы заводили грустные песни.

В некоторых регионах Западной Украины девушка прежде чем дать согласие на брак, спрашивала у жениха: "А ты будешь меня отпускать понедельничать?". Таким образом девушка "отпрашивалась" на вечерницы — девичьи собрания по понедельникам".

kosmashwedding_8052771__

Молодожены. В Западной Украине в конце XIX века невеста носила вместо фаты огромный венчальный венок

Юго-Восток: супружеский долг по дружбе и "Мертвая вода"

Педагог Яна Яковенко из Запорожья проводит свадьбы по всем традициям своего региона уже больше 20 лет. "Когда я устроилась работать в детский садик, мне сказали: раз я говорю по-украински, то должна досконально знать украинскую культуру, традиции, обряды, — рассказывает Яна. — Чтобы не ударить в грязь лицом, стала совершенствовать знания о нашей культуре. И до того углубилась и полюбила эту тему, что через несколько лет стала экспертом по проведению этносвадеб. К нам даже приезжали пары из России, которые желали пройти свадебный обряд по нашим традициям. А 17 июля 2015 года сама вышла замуж и устроила на Хортице самую настоящую украинскую свадьбу с обрядами, характерными для запорожского региона.

Традиционно наши предки гуляли свадьбу не меньше недели, в течение которой одни и те же ритуалы повторялись по несколько раз. Сегодня украинцы сократили свадьбу до пяти-шести часов, сохранив тем не менее все самое важное. Например, в юго-восточном регионе во время сватанья хлеба, которыми должны обменяться семьи жениха и невесты, символизирует ребенка. Передавая хлеб, мама символически передает в другую семью свое дитя. Еще одна особенность: после помолвки ("заручин") невесту крадут "нечистые силы" — дружки, которые символически уносят невесту в дом "нави", то есть смерти, потустороннего мира. "Домом смерти" считается дом отца невесты. Чтобы ее вызволить, жених, подобно князю, собирает некое войско из своих родичей и отправляется с ним спасать молодую. Поскольку украденная невеста находится "в потустороннем мире", то спасая ее, жених возвращает ее в "реальность". На этот поход молодого благословляет его мать, надевая ему на голову шапку, вручая нож как символ мужества и посыпая его пшеницей. Кстати, свадьба — единственный обряд, при котором мужчинам разрешается находиться в доме в головном уборе.

В это время украденную невесту сажают на бочку, накрытую огромным кожухом. Дружки вплетают ей в косу красные ленты — это цвет "засватанности". Бочка — символ материнского лона, кожух — знак половой зрелости невесты. Кстати, прежде считалось: чем больше волос на теле девушки, тем больше детей она способна родить.

Вызволяя невесту, жених проходит три препятствия. Первое — выкуп, на котором жениха встречают с караваем. Муку для каравая нужно заранее собрать с семи семей, которые живут в идиллии. Второе — встреча с будущей тещей во дворе и принятие из ее рук вина либо узвара собственного приготовления. Третья преграда ждет молодого на пороге дома в лице отца невесты, который встречает жениха со словами: "Попробуй меня отодвинь!". Отодвинув отца — хозяина дочери — жених сам становится хозяином своей невесты. После этого жених еще должен угадать будущую жену среди переодетых в девичьи одеяния парней, старушек, дедов.

Огромную роль на юго-востоке Украины в старину играл свадебный староста. Поскольку молодым до венчания нельзя было разговаривать друг с другом и держаться за руки, староста вручал им рушник. Держась за разные его концы, молодые по выстеленному чистому и невышитому полотну проходили в светлицу. Там по часовой стрелке они трижды обходили вокруг стола, на котором стоял каравай. Затем молодые брали зажженные свечи. После чего их руки связывались специально вышитым невестой рушником со словами: "Что Бог завязал, люди не развяжут". После этого начиналось венчание. Кстати, после венчания рушник снимался, не развязывая узла, и хранился как семейная реликвия.

После венчания муж и жена выпивали из одной чаши и съедали мед, символизируя единение. Как только муж и жена выпивали, чашу разбивали, чтобы никто больше из нее не пил. После чего жених расплетал невесте косу и повязывал ей на голову платок или надевал свою шапку. Это так называемый обряд покрывания. Смысл его в следующем: распущенные волосы есть символ хаоса, а мужчина, дотронувшись до них и собрав, демонстрирует свою силу над хаосом.

После этого наступал обряд-аналог сегодняшнего кидания букета невесты. В юго-восточном регионе вместо букета используют ленты, которые жена снимает со своего венка и бросает незамужним девушкам. Затем мама жены обсыпает спины выходящих из дома молодоженов пшеницей и выливает под ноги воду, через которую новоиспеченный супруг переносит свою жену на руках. Нужно отметить, что в нашей культуре, как и во многих других, невеста считается символом "мертвой воды". А от такой ничего не рождается. А вот после замужества девушка превращается в "живую воду", которая может продолжать рода.

Естественно, в старину девушки шли под венец девственно чистыми. Именно поэтому в украинской свадьбе брачная ночь имела огромное значение. И если жених по каким-то причинам (с перепугу или по неопытности) не мог исполнить свой супружеский долг, за него это мог сделать... дружка".

dsc06747_8052767__

Свекровь и мама. Вяжут невесте на голову пятиметровую "намитку". Фото из личного архива Я. Яковенко

Север: эротические свечи и "мисячко"

"Особенности свадебных обрядов в таком крупном и показательном северном регионе, как Черниговщина, отличны между собой потому, что ее северная часть относится к Полесью, южная — это историческая Полтавщина, а центральная часть считается переходной, — рассказывает фольклорист, кандидат филологических наук Елена Чебанюк. — В черниговском Полесье, в частности в Щорском и Городнянском районах, большое значение придавали свадебной атрибутике. Во многих случаях она была уникальной  — например, маленькие караваи "сонечко" и "мисячко", которые выпекали для молодого и молодой отдельно (и это помимо основных больших караваев от семей жениха и невесты). Месяц олицетворял жениха, а солнце — невесту. Эта очень давняя традиция имеет индоевропейские корни.

На Черниговщине молодым изготавливали свечи с особым эротическим подтекстом. Их лепили только вручную из пчелиного воска, специально принесенного с пасеки. Свечи украшали зерном таким образом, что свеча невесты получалась гладкой, а свеча жениха — шероховатой. Композиции из зерен были символом половых органов. На свече молодого красовался барвинок, а на свече молодой — калина. Как правило, свечи стояли в посудине с зерном на праздничном столе возле гильца.

На черниговском Полесье до сих пор сохранилась такая традиция: если молодая или молодой сирота, они обязательно идут на могилу умерших родителей просить благословения. При этом поются специальные песни-обращения к умершим родителям.

ПОЧТИ КАК В ФИЛЬМАХ. Современная украинская свадьба впитала множество элементов, которые не являются исконно славянскими. Многое взято из западных кинофильмов — например, бросание букета незамужним девушкам. В исконно украинской свадьбе такой традиции никогда не существовало. Но любопытно, что на черниговском Полесье существовал близкий по смыслу ритуал: девушки, которые приходили на свадьбу, брали вербовую веточку и накручивали на нее бумажный цветочек. Считалось, что та, кто первой воткнет свой цветок в каравай, выйдет замуж первой. Вот и получается, что древние обычаи имели перекличку с современными".

__-___8052733__

В музее. Каждому посетителю устраивают свою свадьбу и угощают обрядовой едой и напитками. Фото С. Дженсен

Музей свадьбы: в гулянии участвует каждый желающий

В селе Большие Будища Диканьского района Полтавской области с 2008 года работает единственный в стране Музей украинской свадьбы. Напоминает он обычную сельскую хату. В комнате до мелочей воссоздана обстановка быта 100-летней давности. Атрибуты украинского народного свадебного действа собирали в течение 5 лет. Среди самых старых артефактов — вышитый рушник 1917 года и свадебное платье 1926-го. Его музею подарила жительница села Большие Будища, в котором выходила замуж она сама.

Особенность музея в том, что одному туда хода нет: экскурсии организовываются только для групп, в которых каждый автоматом становится участником настоящей свадьбы. Среди посетителей выбирают жениха, невесту, дружку, боярина, родителей и устраивают целое театрализованное действо. Как и положено, на свадьбе пьют за здоровье и счастье молодых. Напитки настоящие, а закусками на столе служат блюда, приготовленные по технологии наших прабабушек. Кстати, в музее можно и пожениться по-настоящему — брак оформит представитель местных властей.

Ежедневно в Музей украинской свадьбы приезжают экскурсии не только из Украины, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Китайцы, японцы, немцы прибывают подготовленными — со своими переводчиками. Работники музея говорят, что иногда иностранцам сложно объяснить не только суть, но и название обряда, ведь аналогов некоторых старых украинских ритуальных обозначений в других языках просто нет.

Алкоголь  в чайниках

"В ХХ веке большинство украинских свадебных традиций было утрачено, — говорит Елена Чебанюк. — Одна из причин— пропаганда советского образа жизни и "комсомольских" свадеб. В 1980-х годах пытались внедрить традицию безалкогольной свадьбы, на которую в качестве гостей приходили блюстители порядка и следили, чтобы никто не пил. Потому выпивку на стол ставили в чайниках, а пили его из чашек. Сегодня утерянные традиции пытаются восстановить, но без знаний этнографии сделать это будет уже довольно трудно".

Читайте также:
Что нужно выяснить о мужчине до свадьбы
Почему женщины не могут завязать отношения: самые распространенные ошибки
В Ивано-Франковске практикуют безалкогольные свадьбы
Влюбленная пара поженилась под водой у бронзовой статуи Христа
«Большая свадьба» состоялась: 100 пар одновременно создали семью


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Авторы: Александра Бычковская, Олег Локтев
Вы сейчас просматриваете новость "Секрет нации: как различаются свадебные обряды украинцев в разных регионах". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: