Уход Ryanair из Украины: почему лоукостер может вернуться

Из Львова Ryanair планировал летать в семь городов Европы, из "Борисполя" – в четыре. Из-за провала переговоров с Киевом авиакомпания решила хлопнуть дверью и на западе страны

Компания Ryanair не входила ни в одну страну без скандала, отмечают эксперты. Если со Львовом лоукостер подписал договор без конфликтов, то с "Борисполем" переговоры продолжались больше трех месяцев и закончились провалом. Однако аналитики считают, что история с лоукостером в стране не закончилась и превращается в давление на Мининфраструктуры и аэропорт. Так, премьер-министр Владимир Гройсман уже заявил, что переговоры с авиакомпанией возобновят. Сайт "Сегодня" узнал, почему Ryanair отменил решение летать из Украины и как авиакомпания может вернуться в Украину.

Реклама

Почему Украина осталась без Ryanair

Д иалог с лоукостером изначально был построен неправильно , уверены эксперты. Полеты из аэропорта "Борисполь" и Львова Министерство инфраструктуры анонсировало до завершения переговоров с самими аэропортами. Изначально министр инфраструктуры Владимир Омелян выступил в роли переговорщика. Но в результате вести переговоры пришлось с обеими аэропортами. Если Львов согласился на условия авиакомпания, то в "Борисполе" пытались отправить Ryanair то в "Жуляны", то в Гостомель, звучали даже предложения летать из Житомира. Однако министр инфраструктуры Владимир Омелян все время уверял авиакомпанию и украинцев, что Ryanair будет летать именно из "Борисполя". Это ввело ирландскую авиакомпанию в заблуждения, отмечает Александр Ланецкий , директор консалтинговой компании Friendly Avia Support . После последних переговоров директор международного аэропорта Павел Рябикин заявил, что не может согласиться на условия, которые предлагает лоукостер. По его словам, требования Ryanair незаконные и невозможные в выполнении. А если пойти на них, госпредприятие будет терять два миллиарда гривен в год.

"Я могу заявить как менеджер государственного предприятия, что этот контракт нам не выгоден", – прокомментировал Павел Рябикин.

 dob-kiev-mar17.

Реклама

15 марта коммерческий директор Ryanair  и министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировали четыре маршрута авиакомпании из аэропорта "Борисполь". Фото: corporate.ryanair.com

Ч то просил Ryanair от аэропорта "Борисполь":

  • бесплатная аэронавигация,
  • бесплатные стойки регистрации,
  • бесплатные стоянки для такси,
  • бесплатные площади для рекламы,
  • бесплатная аренда площадей в терминале,
  • бесплатная система приема багажа,
  • бесплатные офисы для продажи авиабилетов,
  • бесплатная земля для строительства гостиницы,
  • закрепление мест стоянок для самолетов,
  • бесплатные офисы для службы аренды автомобилей,
  • единая ставка аэропортового сбора на пассажира на 4 года в размере 7,5 долларов,
  • выплата аэропортам 35% с доходов магазинов duty-free,
  • 60-дневное кредитования со стороны аэропорта.

Рябикин также заявил о политическом давлении на него во время переговоров с лоукостером и выразил недоумение, почему меморандум с перевозчиком подписывал министр.

Реклама

"Если помните, все начиналось с меморандума, подписанного в Министерстве инфраструктуры с одной стороны министром, с другой представителем Ryanair и не был подписан представителем аэропорта потому, что тогда присутствовавший на переговорах финансовый директор отказался его подписать", – сказал он.

Владимир Омелян считает, что на решение "Борисполя" повлияли "Международные авиалинии Украины", которые блокируют начало работы ирландского лоукостера в стране. А заявления о невозможности требований Ryanair министр назвал передергиванием фактов и неумением вести переговоры.

f317dd4cb38ebfc423219b2ed7118a9c_xl

Директор аэропорта "Борисполь" считает требования Ryanair невозможными и незаконными. Фото: Fvcrti.com.ua

"На самом деле ситуация очень проста. Ryanair – это номер один авиакомпания в Европе. Ryanair – это самая дешевая авиакомпания в Европе, которая продает дешевые билеты на перевозки из точки "А" в точку "Б". Безусловно, что аэропорт"Борисполь", который под непосредственным влиянием "Международных Авиалиний Украины", сделал все возможное и невозможное, чтобы эта авиакомпания не зашла на рынок. Чтобы не было свободной конкуренции, и чтобы граждане были вынуждены дальше летать монопольным перевозчиком и платить 300, 400, 500 долларов за билет в одну сторону", – заявил чиновник.

В МАУ отреагировали на обвинения министра : "Это утверждение не соответствует действительности, поскольку авиакомпания МАУ предлагает своим пассажирам широкий диапазон цен, начинаются от 249 грн. на внутренних и от 587 грн. на международных рейсах". Также авиакомпания заявила, что министерство нарушает законы, пытаясь предоставить Ryanair более выгодные условия, чем другим авиперевозчикам.

Полеты из Украины были анонсированы до достижения договоренностей – это главная ошибка, считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк . Вместе с тем, аэропорт "Борисполь" показал неумение вести переговоры.

" Основные ошибки в переговорах – то, что детали были вынесены в публичную плоскость еще на первых этапах. Мы сделали заявление о том, что компания выходит на рынок Украины, несмотря на то, что каких-либо принципиальных договоренностей подписано не было. Получается, мы сами себя подставили в данном случае – сделали заявления, за которые не смогли ответить. Но в этой ситуации, я думаю, ниша будет занята – если не Ryanair, то другой авиакомпанией. Другой вопрос – это аэропорт "Борисполь". Ему нужно проводить корректные и этичные переговоры", – прокомментировал Вовк "Сегодня".

Однако Александр Ланецкий считает, что все те требования, с которыми выступил Ryanair к "Борисполю" незаконны и не логичны. К примеру, лоукостер просит от аэропорта 33% доходов duty-free. При этом авиакомпания обещает аэроузлу дополнительных 1,5% пассажиров. Такие условия приемлемы для провинциального аэропорта, в который больше никто не летает, отмечает эксперт.

"Это было бы логично в Житомире или Белой Церкви, где без Ryanair не летает никто и никогда не полетит. Тогда да, авиакомпания туда пришла и принесла поток. То есть изначально было понятно, что эти требования рассчитаны на провинциальный небольшой аэропорт, в который никто не летает и в котором поток без Ryanair невозможен", – прокомментировал аналитик.

Почему Ryanair отменил рейс ы из Львова

Ryanair планировать летать из Киева и Львова. Однако из-за отсутствия компромисса с аэропортом "Борисполь" решил отменить решение летать из Украины вообще. При этом договор со Львовским аэропортом авиакомпания согласовала и подписала еще в феврале. Ланецкий поясняет, такое решение понятно, если компании украинское направление оказалось невыгодным.

"Себестоимость полета у них начинается от 50-ти евро. Если они продают билеты дешевле и не получают дотацию, это значит, что они продают их в минус. Даже неделю назад было полно билетов по 30-40 евро. Это значит, что не раскуплены даже дешевые билеты – дорогие билеты вообще не продаются. Я думаю, раз они закрыли, значит, они не видят рынка. Если бы тут все было хорошо, никто бы не закрывал. Да, повозмущались, но точно бы не закрывали рейсы из Львова – подписаны все договора, все согласовано, получены все условия", – отмечает он.

270156

Аэропорт "Львов" подписал договор с лоукостером еще в феврале. Фото: 112.ua

Причину отказа от Львова нам объяснила  гендиректор львовского аэропорта Татьяна Романовская . Переговоры с Ryanair начались полгода назад. Еще тогда авиакомпания поставила устное условие, что будет летать в Украину, если ей дадут два аэропорта: в Киеве и Львове. Но лоукостер смог найти общий язык со Львовом, а с "Борисполем" – нет. Так Киев автоматически сорвал соглашение Ryanair со Львовом. При этом Татьяна Романовская отмечает, что им удалось подписать договор без нарушения законов.

"Когда наш аэропорт составлял договор – многие из их условий мы отклонили. Каждый пункт мы обсуждали и обосновывали нашу позицию. Мы можем согласовывать только то, что в нашем подчинении. Ryanair долго настаивал, но в конечном счете соглашался и мы двигались дальше. Мы вместе смогли составить договор, которые отвечает нашему законодательству, нашем условиям, который конкурентный и не идет в разрез коммерческим составляющим. Наш договор был готов уже в феврале, поэтому продажа билетов началась с марта.  "Борисполю" или мало времени, или они не могут убедить – я не знаю, на чем они остановились. Мы не нарушили ни одного закона и ничего не оплачиваем Ryanair", – рассказала гендиректор аэропорта "Львов".  

Может ли Ryanair вернуться в Украину

" Сейчас Ryanair фактически пошел на шантаж . Самая худшая ситуация, которую могут допустить украинцы – это пойти, упасть в ноги со словами: "Вернись, я все прощу", – говорит Александр Ланецкий.

По его словам, Ryanair ждет, что в руководство страны накажет тех, кто ввел компанию в заблуждение, так как лоукостер ожидал получить в комплекте со Львовом и Киев. Поэтому Украине нужно разобраться, почему с авиакомпанией возникло непонимание. А во вторых, нужно четко определить, что аэропорты во Львове и Киеве абсолютно самостоятельно принимают решения.

На заявление об уходе Ryanair отреагировал премьер-министр Владимир Гройсман . По поводу авикомпании он созвал на совещание руководителей Министерства инфраструктуры, Минюста, аэропорта "Борисполь", "Ассоциации аэропортов Украины и Офиса привлечения и поддержки инвестиций. В результате – решили возобновить переговоры с Ryanair.

А министр инфраструктуры заявил, что намерен уволить Павла Рябикина за срыв договора. Омелян пообещал в среду, 12 июля, подать в Кабмин представление на увольнение директора "Борисполя". Также он отметил, что переговоры с Ryanair могут возобновиться только после назначения нового руководства аэропорта.

Перед отказом от полетов в Украину Ryanair обнадежил Львов, что они могут вернуться. По словам Татьяны Романовской, в телефонном разговоре руководство авиакомпании сообщило, что ждут от Киева пересогласования условий договора.  

Своим отказом от полетов не только в Киев, а и во Львов Ryanair пытается давить на Украину, уверен Сергей Вовк. В любых переговорах авиакомпания ведет жесткую позицию, чтобы получить конкурентную стоимость билетов. Украина – не прецедент в отношении Ryanair. Такая же ситуация была в Дании, Норвегии и других странах. Но, как показывает опыт работы лоукостера, он, скорее всего, не отказывается от Украины, а выжидает более выгодных условий.

"Они хотят получить аэропорт "Борисполь", несмотря на то, что он очень для них нетипичен, поскольку во всех других странах мира Ryanair летает в так называемые "вторые", не главные аэропорты. Для того, чтобы получить необходимые для них цены, они занимают жесткую переговорную позицию – в Украине это напоминает игру во "все или ничего". Но все же я думаю, что это не последняя точка в истории с данной авиакомпанией – об этом говорит и опыт Ryanair в других странах мира", – отмечает Вовк.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64170.95

Bitcoin Cash (BCH)

479.27

Binance Coin (BNB)

562.49

Ethereum (ETH)

3063.66

Litecoin (LTC)

82.33

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять