укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Последние новости Украины
9 Декабря 2008, 07:22  Версия для печати  Отправить другу
×
Вся правда о русинах и сепаратистах http://www.segodnya.ua/img/article/1442/13_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1442/13_tn.jpg Украина В Закарпатье редко кто называет себя украинцем, но и отделяться никто не хочет.
Фото А. Чаленко
Фото А. Чаленко

Вся правда о русинах и сепаратистах

В Закарпатье редко кто называет себя украинцем, но и отделяться никто не хочет.

Что Украина в последние месяцы может услышать в СМИ и из уст политиков националистической ориентации о Закарпатье? Мол, какие-то местные товарищи, назвавшие себя русинами, собираются провозгласить там независимое государство под названием Подкарпатская Русь. Помогают же им в этом одновременно (как это не звучит парадоксально) и российские спецслужбы, выполняющие задание Кремля по расчленению Украины, и глава президентского Секретариата Виктор Балога, уроженец этих мест, и как говорят, хозяин края.

Непосредственным поводом для таких разговоров послужило громкое заявление, принятое на Втором европейском конгрессе подкарпатских русинов, прошедшем недавно в Мукачево (этот город считается вотчиной Балоги). Последние потребовали от облсовета Закарпатской области принять акт о воссоздании русинской государственности в статусе республики Подкарпатская Русь в составе Украины. Мол, если этого не произойдет до 1 декабря этого года, то русины сами сделают это. Вот и все. Зима, как мы знаем, уже наступила, облсовет ничего не принял, а страшного ничего не произошло – Украина и дальше продолжает существовать в своих границах.


Медведь и триколор. Флаг и герб Закарпатской области  и Подкарпатской Руси идентичны

Правда, сводки, поступающие из Закарпатья в последнее время, посвящены в основном изнурительной борьбе местного СБУ с русинскими лидерами. Последних пока не садят, пока только таскают на допросы. Когда верстался номер, из Ужгорода пришло сообщение, что одному из лидеров русинского движения священнику Димитрию Сидору СБУ предъявило обвинение в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. За это ему грозит ограничение или лишение свободы до 3 лет. С о. Димитрия взята подписка о невыезде.

Так существуют ли русины на самом деле или это все выдумки вражеских спецслужб? С точки зрения Венгрии, Словакии, Чехии, Румынии, Сербии и многих других государств, а также ООН, этот народ существует и признан ими национальным меньшинством со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно — у русин есть свои национальные школы, общества, культурная автономия, финансирование деятельности и так далее.


Русины говорят: "Мы – не украинцы, мы – четвертый восточнославянский этнос"

ПРОТИВ. А вот с точки зрения украинских центральных властей — такого народа нет. Русин как национальность в прошлом году признал только Закарпатский облсовет, что вызвало большой скандал и переполох в столице. Однако даже это решение не повлекло за собой того, что русины получили права национального меньшинства в Украине. Их по-прежнему не существует. Противники русинства не то, что бы не признают русин как таковых, тут дело обстоит несколько по-другому.

"Вот смотрите, я закарпатец за деда прадеда и по отцу и по матери. Вы меня можете спросить: "Вы русин?", я отвечу: "Да". Но так вы и галичанина можете спросить: "Ты галичанин?". Он ответит, что да, но одновременно добавит, что он и украинец. Точно так же и я — русин, но украинец. По этой причине не считаю, что Закарпатскую область нужно превратить в какую-то автономию. Помню, еще в 90-х, когда в облсовете хотели рассматривать этот вопрос, то некоторые районы области, в которых проживали гуцулы, объявили, что в случае ее провозглашения, они присоединятся к остальной части Украины", — объяснил нам свою позицию по русинскому вопросу депутат-бютовец Александр Сочка.

ЗА. Под русинами лидеры русинского движения, с которыми мы побеседовали, понимают все автохтонное славянское население Закарпатской области (кроме словаков). "Мы – не украинцы, мы – четвертый восточнославянский этнос, который существует помимо украинцев, русских и белорусов. У нас свой язык, который ближе к русскому языку, чем к украинскому, свои традиции, своя культура. Украинцами мы стали только после войны, когда Подкарпатская Русь была присоединена Сталиным к УССР. Всех в паспорте так записывали украинцами. Прошло два поколения, люди просто стали забывать, что они русины. Вот по последней переписи русинами записались официально 10 тысяч человек, но мы проводили параллельный подсчет. И по ним русинами себя признали около 150 тысяч человек", — говорит нам историк и филолог Дмитрий Поп.

ДРУГИЕ. Многие жители Закарпатья на вопрос, кто они по национальности, скорее всего, ответят, что они "закарпатцы", при этом не упомянув этнонима "русин", равно как и "украинец". "Ой, вы знаете, нам уже надоела вся эта украинизация, — возмущается завуч одной из закарпатских школ по имени Катерина. — Какое отношение мы имеем к казакам и к Голодомору? Да не было их у нас тут. Мы и вышиванок-то никогда в жизни не носили. А от нас требуют, чтобы в школе с детьми какие-то мероприятия по Голодомору проводили. Все из-под палки".

В Закарпатье, в отличие от Галичины, не распространен национализм. Это чувствуется даже на улицах городов: если во Львове, когда вы заговорите по-русски, с вами продолжат говорить по-украински, а в Ужгороде или в Мукачево сразу перейдут на "великий и могучий". "В силу того, что тут исторически проживали не только русины, но и венгры со словаками, внутренний космополитизм тут в крови. Никому и в голову не придет упрекнуть вас за русский", — рассказывает нам один из деятелей русинского движения.

СЕПАРАТИЗМ. Общий итог наших бесед в Закарпатье: люди здесь действительно чувствуют свое отличие от людей в других частях Украины. Многие не называют себя украинцами, а чаще — закарпатцами. Некоторые даже вспоминают слово "русин". Но от нашей страны никто отделяться не хочет. Даже самые радикальные русинские элементы. Максимум, чего они требуют, — это автономии. И шумиха, раздуваемая вокруг сепаратизма, возникла на пустом месте. Она только привлекает внимание к лидерам русинства. Лучше позволить тем, кто считает себя русинами, спокойно об этом говорить, не записывая никого в сепаратисты.

"КОЙ НЕ НА ФІГЛЮ ГО СКРУТИЛО": РУСИНЫ И ИХ ЯЗЫК

Фото А. Чаленко
Памятник Александру Духновичу. Первый проводник русинского самосознания

Итак, откуда же пошли русины? Официальная версия в Киеве — они украинцы. Просто при Австро-Венгрии (а позже и в Чехословакии) украинское население называли русинами. Отсюда и пошло название. А вот русинские просветители считают русин отдельной нацией. На вопрос, почему они считают себя отдельной народом от нынешних украинцев, если русинами себя называли еще совсем недавно (даже в начале ХХ века) и галичане, ответ у них такой.

"Да когда-то мы были с ними одним народом, но время взяло свое. На галичан (язык, ментальность, обычаи и так далее) очень сильно влияла культура Польши, а вот мы почти 1000 лет были под Венгрией и сумели сохранить свой язык в первоначальном виде. Кстати, несмотря на близость этнонимов, русские и русины — это также разные народы", — говорит Дмитрий Поп.

Если вы попросите русина поговорить с вами на русинском, вы вряд ли что-то сможете понять в этом языке. Чтобы наглядно это продемонстрировать, мы приведем в качестве примера перевод начала "Евгения Онегина", сделанный русинским поэтом Васылем Матолой (кстати, орфография русинская)

Муй вуйко набожный
Кой не на фіглю го скрутило
Так вшитких сполошив
Што найся не приказуй

Усі ся збили з нуг
Вун уважатися заставив
І ліпшоє придумати не муг
Ісе буде другим наука

Но, Боже муй, як кортно
З хворым быти динь і нуч
На крок не одыйти
Кому йсе треба, коли ногов єднов уже на тому світі
Ісі забаганки …

НОСТАЛЬГИЯ ПО ЧЕХАМ

Фото А. Чаленко
Масарик в Ужгороде. Чешский президент много сделал для русинов

Земли Закарпатья еще со времен Средневековья входили в состав Венгерского королевства, а потом и Австро-Венгрии. Однако, после Первой Мировой войны с подачи первого чехословацкого президента Масарика эти земли под названием Подкарпатская Русь вошли в состав Чехословацкого государства, а в 1938 году даже получили свою автономию. Память об этом периоде истории Закарпатья тут хорошая.

"Вы знаете, я помню, когда в 1993 году Чехословакия распалась, то многие закарпатцы в разговорах со мной выражали искреннее сожаление по этому поводу. Мне говорили: "Жаль, а мы рассчитывали к вам присоединиться". Меня тогда эти разговоры поразили", — рассказал работник одного из европейских диппредставительств в Киев, чех по национальности, еще до нашей поездки на Закарпатскую область. И, действительно, во время разговоров со многими закарпатцами об Чехословакии, частью которой всего 20 лет была Подкарпатская Русь, отзывы о тех временах были только положительные.

Фото А. Чаленко
Чехия признает русин и издает много литературы по истории Подкарпатской Руси

"Конечно, по мнению многих, лучше всего жилось при чехословаках. Почему? А вас, журналистов, тогда не преследовали, и свобода прессы была, — смеется Иван Балога, отец всесильного главы Секретариата. — В те времена можно было спокойно ходить из Чехословакии в Венгрию. Вон, без паспорта, просто с одной справкой из сельской управы можно было до Америки добраться. А сейчас разве так можно?" Ему вторит и Иван Шуфрич, отец одного из самых известных депутатов-регионалов. "Понимаете, во времена Чехословакии культура тут была на высоте. Ужгород был ухоженным городом. У реки Уж вдоль одной из самых больших липовых аллей в Европе был розарий, за которым ежедневно ухаживал человек, он постоянно подвязывал цветы".

СИДОР: РУСИНЫ — НЕ СЕПАРАТИСТЫ

Фото А. Чаленко
Отец Димитрий: "Мне обидно. Все кричат: Россия финансирует русинов, а она ни копейки не дала"

"Русинское движение до сравнительно недавних пор было вялым и не энергичным, пока к нему не присоединился этот человек. к тому же оно не было так заполитизировано, как сейчас", – так Иван Шуфрич высказался об о. Димитрии Сидоре, священнике Московского патриархата, который возглавляет одну из самых громких русинских организаций – Сойм подкарпатских русинов.

Чтобы понять масштаб и энергию этой личности, достаточно увидеть, какой огромный собор он построил в Ужгороде в (на это ушли почти 14 лет). По своим масштабам это практически один в один московский Храм Христа Спасителя.

Фото А. Чаленко
Храм Сидора в Ужгороде. Отец Димитрий построил его за 14 лет

О. Димитрием в равной степени, как восхищаются, так и недолюбливают. Недоброжелатели называют его бизнесменом от церкви, агентом трех или четырех разведок и авантюристом. "Откуда он деньги взял на храм? Многие подсчитали, что на стройку таких масштабов ушло как минимум 11 миллионов долларов. А эти магазины, которые он построил по периметру храма. А музыкальную студию вы у него видели?", — возмущается один из наших собеседников.

Однако сам о. Димитрий относится к подобным разговорам с иронией. Говорит, что храм строить ему помогали обычные люди, а не Россия или какие-то там спецслужбы. "Вы знаете, мне обидно. Все кричат, что Россия финансирует русинское движение, а она ни копейки нам не дала. Вот все нас ругают, что мы получили от "Русского мира" Вячеслава Никонова грант миллион рублей. Во-первых, это всего лишь 30 тысяч долларов, и эти деньги должны были пойти на содержание 40 русинских воскресных школ. Даже на сайте этого фонда с августа повешено объявление, что нам эти деньги выделены, но мы их до сих пор не получили. Видите, Москва хорошо устроилась. Ничего тут не делает, а говорят, что вот то, и то Москва сделала или построила".

О. Димитрий – человек непреклонный. "Мы – не сепаратисты. Мы добиваемся своей государственности, но в рамках автономии в составе Украины под названием Подкарпатская Русь. Такая автономия у нас была при чехословаках. К тому же 1 декабря 1991 года большинство жителей Закарпатья высказались на референдуме за создание здесь "самоуправляемой территории".

За свою деятельность о. Димитрий подвергается преследованиям со стороны СБУ. Его таскают на допросы, а совсем недавно после посещения сбушниками его храма, остались выбитыми двери.

БАЛОГА — РУСИН, НО... ПАТРИОТ УКРАИНЫ

Фото PHL
Балога. Его обвиняют в финансировании русинов

Разговоры о том, что глава Секретариата президента материально подпитывает так называемый русинский сепаратизм, пошли после того как Евгений Жупан, глава другой крупной русинской организации "Народной Рады русинов", депутат от "Нашей Украины" в Закарпатском облсовете, сообщил в эфире "5 канала", что какое-то их фольклорное мероприятие финансировал Виктор Балога. В разговоре с нами многие русины подтверждали нам эту информацию. Но его участие в русинском движении преувеличено. "Да, Балога — русин. Говорит по-русински. Я с ним встречался и разговаривал. Но… он патриот Украины", — говорит о. Димиртий Сидор.

ШУФРИЧИ: СЕРБЫ, РУСИНЫ И ВЕНГРЫ


Дед – банкир Юрий Шуфрич, отец – почетный консул Иван Шуфрич, сын и внук – депутат Нестор Шуфрич

Интересную историю рассказал нам Иван Шуфрич о своем отце Юлии Шуфриче, в свое время известном закарпатском банкире. "По линии отца наши предки сербы. А вот мой отец считал себя русином. При чехословаках, когда он делал успешную карьеру, будучи в Тячиве директором филиала "Агробанка" Чехословакии, ему предлагали сменить национальность с русинской на чешскую (тогда была практика назначать на руководящие посты только людей чешской национальности), но он ответил: "Я – русин!" При венграх ситуация была аналогичной. Когда он стал директором филиала Национального банка Венгрии, ему предлагали записаться венгром, угрожали, даже на несколько дней вывозили в какое-то место, чтобы припугнуть, но он все равно отказался и сказал, что он – русин. При советской власти он отказался стать коммунистом, за что поплатился карьерой, а вот в паспорте ему написали украинец. В семье же у нас всегда говорили на двух языках – русинском и венгерском".


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Чаленко Александр
Вы сейчас просматриваете новость "Вся правда о русинах и сепаратистах". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: