укр
Главная Последние новости Украины
25 Сентября 2009, 07:38  Версия для печати  Отправить другу
×
"Весна" и ФЭД: судьба лучших брендов СССР http://www.segodnya.ua/img/article/1733/38_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1733/38_tn.jpg Украина Одни советские бренды канули в Лету, а за другими коллекционеры гоняются и ныне.
"Весна" и ФЭД: судьба лучших брендов СССР

"Весна" и ФЭД: судьба лучших брендов СССР

Одни советские бренды канули в Лету, а за другими коллекционеры гоняются и ныне.

Еще 20 лет назад мы передвигались на "Москвичах" и "Запорожцах", продукты хранили в "Днепрах" и "Донбассах", балет смотрели по "Весне" и "Электрону", порядок в доме наводили с "Ракетой" под ритмы, воспроизводимые "Дельфином". Производители этих товаров не разворачивали бурных рекламных кампаний с миллионными бюджетами, не совершенствовали качество и дизайн своих товаров. Сам советский рынок работал на то, чтобы все это всегда было востребовано. Так, постепенно появлялись раскрученные имена, которые теперь называют "бренды".

Сегодня большинство некогда желанных марок — уже история и предмет страсти коллекционеров. Например, Валентин Желяев 15 лет собирает фотоаппараты ФЭД и бритвы "Харьков": "Это все ностальгия. Лучшие годы прошли в СССР, а на пенсии я решил посвятить жизнь этим удивительным вещам. Только спустя 20 лет после распада Союза о советской технике начали говорить и хорошее. Советское не означает плохое — у меня пылесос до сих пор работает, пыхтит, но работает".

"Сегодня" решила разобраться: почему "вымерли" бренды СССР и какие из них производились на территории Украины. А попутно мы выяснили, что за ряд марок ныне украинцы устраивают настоящие бои в интернет-аукционах. Так, если за "Запорожец" вначале просят всего 200 грн., то находятся покупатели, отдающие за авто 5000 грн., да и, к примеру, цена мопеда, за который со старта хотят около сотни гривен, подскакивает из-за числа желающих в 15 раз!

МЕНЯЛСЯ ДЛЯ ЕВРОПЫ. Самый дешевый автомобиль СССР (всего 3500 рублей) быстро приобрел популярность не только в Союзе, но и за границей. Правда, в Европу он уходил с улучшенными характеристиками и под именем Jalta. ЗАЗ прекратил производство "Запорожецев" в 1994 году.

УСТУПИЛ МЫЛЬНИЦАМ. Первый малоформатный советский фотоаппарат создали в Харькове в 1934 году. ФЭД быстро стал популярным. Им фотографировали торжественные приемы в Кремле и семейные застолья, фотографии ФЭДа украшали первые полосы советских газет. Удар отечественному первенцу нанесли дешевые мыльницы. По иронии судьбы фотопроизводство заморозили в начале 1990-х, когда завод отмечал 60-й юбилей.

"ВЕСНА-М" — ХИТ ПРОДАЖ. Гордостью днепропетровцев были телевизоры "Весна", которые считались лучшим продуктом украинской электроники. Особую популярность у советских граждан приобрел телевизор "Весна-М" — он был в каждом пятом доме. Уже 10 лет производство телевизоров — перевернутая страница истории Днепропетровского радиозавода.

МИЛЛИОНЫ "РАКЕТ". Известные на весь Союз пылесосы "Ракета" из Днепропетровска советские граждане впервые испытали в 1956 году, и на них сразу же появился спрос. Через несколько лет выпуск увеличили до 200 тысяч штук в год. В конце 1980-х пылесос модернизировали, стали выпускать уже 3 модели. Производство взлетело до миллиона в год. Последние три года "Ракеты" не выпускают — с рынка их вытеснили зарубежные собиратели домашней грязи.

"МРИЯ" ГУДЕЛА, КАК ТРАКТОР. Тысячи кухонных комбайнов "Мрия" разъезжались из Днепропетровска по всему СССР — они даже были в кремлевских квартирах. Чудо-помощница советской хозяйки крошила, выжимала, резала, кромсала продукты и никогда не ломалась. Хозяйки жаловались только на то, что гудела "Мрия", как трактор в поле. Сейчас не выпускается. Старую "Мрию" продают на интернет-аукционах, стартовая цена от 500 гривен.

МЕЧТА СОЦМОЛОДЕЖИ. Мечта молодежи Польши, Болгарии и СССР — мопед "Верховина" — в прошлом году мог бы отметить полувековой юбилей. Опытные образцы первого мопеда были собраны на заводе во Львове в начале 1958 года, а к концу организовано серийное производство и изготовлено около 50 тысяч машин. В продажу они поступили под маркой "Верховина-3". "Железный зверь" производился на Львовском мотозаводе до 90-х годов.

МАГНИТОФОНЫ ИЗ ЗАПОРОЖЬЯ. Кассетные магнитофоны "Весна" звучали в каждой квартире. На протяжении 1980-х годов запорожский завод уверенно наращивал производство: было освоено и выпускалось 8 моделей и модификаций кассетных магнитофонов "Весна". Но к началу 1997 года производство было остановлено.

КИТАЙСКИЕ СЧЕТЫ НАСТУПИЛИ НА ГОРЛО. Микрокалькулятор Б3-34 и его аналоги МК-54 и МК-56 были настолько популярными, что разработчики Киевского завода "Кристалл" решили продолжить эту линию калькуляторов и в 1985 году выпустили новые модели МК-61 и МК-52. В них добавили один регистр памяти, стало 105 шагов программной памяти и еще десяток функций. Микрокалькулятор МК-52, кроме того, имел память на 512 ячеек, которая не стиралась при выключении питания и в которую можно было записать как программу, так и данные. Когда в начале 90-х страну наводнили китайские калькуляторы, наши, не выдержав конкуренции, сдали свои позиции: иностранцы были дешевле, работали от батареек.

СВОЙ СОТОВЫЙ И МАГНИТОФОН ДЛЯ ТУРИСТОВ. В начале 1970-х мечтой советского меломана был портативный катушечный магнитофон "Дельфин". С такой "красотой" можно было выехать на пляж или собрать компанию на скамейках во дворе. Для уличной прогулки требовалось восемь "батареек" А-373, что утяжеляло магнитофон на килограмм с лишним (вес без элементов питания — 5,6 кг). Магнитофон, записывающий стереозвук на две дорожки с телевизора, приемника, радиотрансляционной линии и, что особенно важно для туристов-гитаристов, — с внешнего микрофона — выпускался симферопольским заводом "Фиолент". Тогда почти все цеха завода были ориентированы на изготовление элементов корабельной автоматики для атомного подводного флота, и только в 1967-м организовали еще и производство товаров народного потребления. "Я на "Фиолент" попал в 1972-м по распределению после института на должность старшего инженера в центральную лабораторию по научной организации труда, — вспоминает писатель Юрий Иваниченко. — Мои друзья из Ленинграда и Москвы тогда просто завалили меня просьбами достать для них "Дельфин". Но я как инженер знал, что пасик у него быстро изнашивается, поэтому у меня был "Маяк".

В начале 1980-х годов, в то время как за океаном "Моторола" выпустила первый карманный телефон, в СССР заговорили о системе собственной сотовой связи. Разработкой сотовых телефонов занимались 4 города. "Тяжелые телефоны "Волемот" появились в авто у руководителей предприятий, — рассказывает один из разработчиков Роман Никифоров. — Увы, ставить их производство на поток не дали, было решено, что сотовые — прерогатива спецорганизаций и директоров. После распада СССР разработки прекратились".

ОСТАЛИСЬ ЖИТЬ, НО НЕ ВЕРНУЛИ ПОКА БЫЛОЙ СЛАВЫ

Не все бренды советской Украины канули в Лету. Например, львовские телевизоры "Электрон", которые в советские годы стояли дома у каждой четвертой семьи в СССР, сегодня видоизменились и продолжают выпускаться. До 1991 года они экспортировались в Западную Европу. Для советских граждан очередь на покупку могла подойти только через пару месяцев, а то и лет. "Электрон" — целая жизнь для миллионов людей. Так, Любовь Беляева, придя записываться на очередь, познакомилась с будущим мужем. Сегодня те "Электроны" хранят на дачах и коллекционируют, как Владислав Млечин. У него несколько очень раритетных "старичков", а также и последние модели, выпущенные в советском государстве. Был старый, один из первых "Электронов", еще в рабочем состоянии, но пришлось продать его приятелю-немцу для ресторана в ретро¬стиле.

Выжил и легендарный холодильник "Днепр". На агрегатном заводе в Днепропетровске его теперь собирают из импортных деталей: компрессоры — итальянские, а материал поверхности — шведский, да и выглядят они совсем не так, как сорок лет назад. Это уже не громоздкие полуовальные морозильные камеры, а вполне современные прямоугольные холодильники с автоматической регулировкой температуры и колесиками для перемещения по кухне. Правда, несмотря на модернизацию, "Днепр" все равно недотягивает до мировых стандартов, и посему спрос на него умеренный.

Самая популярная бритва советских мужчин — "Харьков" — в 1980-х годах считалась лучшим подарком на день рождения, 23 февраля и Новый год. У некоторых мужчин собирались даже целые коллекции новых бритв. В девяностых производство претерпело изменения. Долгое время в Харькове выпускали всего несколько тысяч бритв в год. В лучшие времена — около миллиона в год! Сегодня "Харьков" снова бреет мужчин не только в Украине, но и в СНГ, усовершенствованный прибор выпускают под торговыми марками Breetex и "Новый Харьков". Выжила в новых условиях и двухколесная "Украина" — велосипед из Харькова, сделавший революцию в советских селах в тридцатых годах прошлого века. "Он заменил лошадь. Люди ездили только на "Украине": возили продукты, мешки, ездили на работу, на почту, в магазин, — вспоминают на Харьковском велозаводе. — В 1980-х было уже несколько моделей "Украины". Она совершенствовалась регулярно и хорошо продавалась у нас и за рубежом. Сейчас наметились новые пути развития производства, надеемся, былая слава к нашему детищу вскоре вернется!"

ЕСТЬ ЕЩЕ КОГО ОЖИВИТЬ

"Тяжелее других в 1990-х годах пришлось производителям бытовой техники — в отличие от других товаров, (скажем, конфет), холодильники и телевизоры уступали зарубежным брендам по функциональности и дизайну. Потому, как только на постсоветском рынке появились зарубежные аналоги, народ переключился на них, — рассуждает бренд-менеджер Владислав Рогулин. — В невыгодном положении оказалась и косметическая отрасль — к примеру, ряд марок мыла. Оно "пахло" так, что хозяйки клали его в шкаф для отпугивания моли. Поэтому, хотя сейчас бренды реанимированы, шансы стать популярными, как раньше, у них очень малы. Ведь добавляй производители в свой товар супердорогие ингредиенты, в подсознании экс-советских граждан "то" мыло так и будет вызывать негативные ассоциации. То же самое с советским стиральным порошком — вспомните, сколько усилий нужно было, чтобы отстирать вещи, а результат все равно был отнюдь не такой, как у иностранных порошков. Так что расчет современных производителей "советских" средств для стирки — неверен. Они не завоюют современного потребителя".

Но вот о ряде советских продуктов питания наша память хранит самые лучшие воспоминания. Именно поэтому они не просто "воскресли", но и пользуются повышенным спросом, по сравнению с зарубежными аналогами. "Когда в Украине вновь появилось, к примеру "Ситро" и "Тархун", то эти напитки очень быстро обставили по продажам крашенные газировки из других стран, — говорит Рогулин. — Притом, что иностранный производитель постоянно вкладывает в рекламу. Та же слава у мороженого "Каштан", торта "Киевский" и еще ряда "съедобных" брендов".

Выжили и целые торговые марки: знаменитая на весь СССР кондитерская фирма "Свиточ" сегодня, как и 20 лет назад, продолжает выпускать конфеты, которые все так же любимы. Выжили и продаваемые пивные марки, в частности, Харьковское пиво, Львовское. В СССР, к слову, последнее подавали... вождям в Кремле. По словам бренд-менеджера, осталось немало марок, которые можно реабилитировать, идеи просто "валяются под ногами". "Вполне способна ожить советская жвачка "Клубничная" или "Мятная", — считает Владислав. — Вкус из советского прошлого в состоянии перебить "орбиты-диролы"! И дело не только в их вкусности. Эти жвачки тогда были синонимом статусности. Потому эти бренды будут ассоциироваться у покупателя с "крутостью" и будут покупаемы".


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Авторы: Харченко Александра, Львовски Майк, Негодова Ольга, Пасюта Александр
Вы сейчас просматриваете новость ""Весна" и ФЭД: судьба лучших брендов СССР". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: