укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Последние новости Украины
1 Октября 2008, 07:30  Версия для печати  Отправить другу
×
Вниз головой: в Умани хасиды встретили Новый год http://www.segodnya.ua/img/article/1311/77_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1311/77_tn.jpg Украина Через два года количество хасидов, приезжающих в Умань к могиле своего учителя раби Нахмана, может увеличиться в несколько раз. Мы впервые публикуем историю жизни "виновника" уманских торжеств.
Паломничество хасидов в Умань всегда сопровождается веселыми танцами и песнопениями. Фото В. Лазебника
Паломничество хасидов в Умань всегда сопровождается веселыми танцами и песнопениями. Фото В. Лазебника

Вниз головой: в Умани хасиды встретили Новый год

Через два года количество хасидов, приезжающих в Умань к могиле своего учителя раби Нахмана, может увеличиться в несколько раз. Мы впервые публикуем историю жизни "виновника" уманских торжеств.

 Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ.

Иерусалим — Мекка — Рим — Буддагая — Афон: вот города самых крупных в мире религиозных паломничеств. Похоже, что в этом списке скоро окажется и Умань Черкасской области, куда каждый год приезжают тысячи евреев — последователей учения раби Нахмана, похороненного здесь, на нынешней улице Белинского. В этом году в Канун еврейского Нового года (праздник отмечается по лунному календарю и в этом году пришелся на 15 сентября) только чартерными рейсами из Израиля прибыли около 20 000 паломников, а число прибывших своим ходом из Европы, Африки и Латинской Америки трудно сосчитать.

В этом году в Умани стало на самом деле тесно, огромная синагога на 6000 мест была полностью заполнена молящимися еще за три дня до праздника, а место для молитв возле самой могилы учителя, к которому в прошлом году пристроили второй этаж, неспособно было вместить всех желающих. Молодые хасиды то и дело влезали на крышу, а те, кто отчаялся пробиваться к могиле, молились в квартирах, расположенных в девятиэтажках прямо над могилой Нахмана.

"Эти многоэтажки как будто специально построили для того, чтобы сюда приезжали паломники. Посмотрите на Умань, ведь здесь больше нет таких домов, значит, это сам Бог сделал так, чтобы их построили", — сказал "Сегодня" Эфраим из Нью-Йорка, который приезжает в Умань с 1980 года, тогда его, трехлетнего ребенка, в Умань привозил покойный дед. С таким почтением он относится к 4 многоэтажкам микрорайона завода "Меггометр", в которых размещается большинство приезжих.

Фото В. Лазебника
Кто не втиснулся в синагогу, молится в окне

Местные жители в эти дни вывозят из квартир всю мебель и завозят двухъярусные кровати, чтобы обеспечить максимальное количество спальных мест. Несмотря на увеличение количества приезжих, цены на проживание, по словам хасидов, держатся на прежнему уровне, с одного человека берут $100—150 за неделю. Причем местные гостиницы, расположенные в пешеходной досягаемости святых мест, в это время пустуют, хотя за эти деньги там также можно устроиться на неделю. Но хасидам положено жить ближе к месту молитвы, хотя не исключено, что с увеличением числа прибывших, хасиды начнут более плотно осваивать территорию Умани.

Резкое увеличение числа паломником ожидается в 2010 году, когда исполняется 200 лет со дня смерти Рабби Нахмана. В мире около 300 000 брацлавских хасидов и Умань, в которой 87 000 жителей, за это время должна основательно подготовиться. В этом году произошло два важных события, связанных с паломничеством — во-первых президент Украины официально отказал группе раввинов, желающих перенести тело Нахмана в Израиль, а во-вторых, уманскую синагогу (кстати, самую крупную в Украине), выкупил самый известный еврей Казахстана, миллиардер и алюминиевый магнат Александр Машкевич, состояние которого Forbes оценивает более чем в $2 млрд. Он сказал "Сегодня", что собирается вкладывать деньги в инфраструктуру мест паломничества и самой Умани.

РЯДОМ С НИМ ОТДАЮТ ЧЕСТЬ. Ветеран Великой Отечественной войны полковник Ихиль Вигдорович — один из немногих евреев, оставшихся в живых после войны вернулись в Умань. Ему повезло, от безжалостного уничтожения фашистами его спас призыв в армию, с войны он вернулся офицером. Теперь, в дни ежегодного паломничества хасидов он приходит на улицу Пушкина, чтобы поговорить с евреями на идиш — практически забытом языке своих предков. "Пуля попала мне прямо в грудь, если чуть ниже, все, не говорили бы мы сегодня на идиш", — рассказывал он о фронтовых годах.

Фото В. Лазебника
Он еврей?! Хасиды удивлялись знаниям советского офицера

Полковник говорит, что ничего не может вспомнить о довоенной жизни евреев, впрочем свое имя и фамилию говорит очень четко, как будто в воинском строю. На его груди, кроме советских наград, — израильская медаль, посвященная 50-летию победы над фашистской Германией. "Это за то, что я хорошо бил немцев"", — объясняет он наличие награды. Ради нее в 1995 году Вигдорович съездил в Иерусалим. Он — самая популярная личность среди паломников, многие фотографируются с Вигдоровичем, ради некоторых кадров он даже снимает левой рукой очки, правую ему ампутировали. Стоя рядом с ним, хасиды отдают честь.

ПАЛОМНИЧЕСТВО — РЕЖИМНАЯ ЗОНА. Недалеко от места паломничества хасидов располагается стихийный базарчик, куда уманчане выносят на продажу вещи, способные, по их мнению, заинтересовать приезжих. Здесь и кроличьи шапки, и женские шубы из лоскутков, которые с удовольствием пялят на себя израильтяне, а также музыкальные инструменты, старые аккордеоны, мандолины и даже духовые инструменты — саксофоны и пионерские горны. В понедельник за $20 ушел аккордеон, и за $30 горн, в который гордо трубил пожилой выходец из СССР, имитируя звуки подъема в пионерском лагере.

Фото В. Лазебника
Валюта. В дни паломничества в Умани ходят доллары

А уманчанка Нина кроме традиционных носков начала вязать на продажу ермолки, головные уборы евреев. "Меня этому никто не учил, я просто подсмотрела у приезжих на головах", — сказала она "Сегодня". По ее словам, освоить выпуск нового изделия было нелегко, "головы у всех разные", и вязка должна быть очень плотной. Ее цена — $2—3 за ермолку, но она жалуется, что покупают их мало. В основном потому, что основной базар действует возле главной синагоги, и торгуют там только приезжие хасиды. Кстати, там тот же товар на ура уходит по $6.

Проблема в том, что зона паломничества чересчур тщательно охраняется, туда могут пройти только сами паломники, журналисты и жители квартала, у которых есть специальное разрешение. Хотя со времени восстановления активного паломничества прошло уже 20 лет, власти по-прежнему препятствуют контактам местных жителей и приезжих. Сами хасиды могут свободно передвигаться по городу, но уманчанам подойти к синагоге для того, чтобы просто купить диск с понравившейся хасидской музыкой, пока невозможно.

Часть жителей города считает, что их таким образом обижают, а из-за того, что между украинцами и евреями практически нет контактов, по городу постоянно бродят различные слухи, провоцирующие ненависть к хасидам. Кроме того, те, кто не делает бизнес на приезжих, завидуют тем, кто имеет возможность заработать за неделю до $1000. Возможно, что зону паломничества пора расширить до территории всей Умани, по крайней мере это не даст развиться вражде и создаст диалог культур, о котором Умань со времен гайдамаков уже успела позабыть.

УМАНЬ ПЕРЕЖИЛА ДВА НАСТОЯЩИХ ГЕНОЦИДА ЕВРЕЕВ

Умань, город в Черкасской области, первое упоминание о котором относится к 1616 году, уже к середине XVIII века насчитывал до 30 000 жителей, из которых 90% были евреи, а 10% поляки и украинцы (эта часть Украины до 1793 года была под патронатом Польши). Как пишет еврейский историк Арье Каплан, город был достаточно богат и нередко подвергался атакам запорожских казаков, да и просто мужицких банд, желающих грабить польских магнатов и зажиточных евреев. Впрочем, большинство набегов были безуспешны, горожане отбивались.

Самой кровавой страницей в истории города стала бойня 1768 года, когда гайдамаки под руководством Максима Железняка устроили еврейские погромы в крупных селах Лысянка и Тетиев, в результате чего тысячи еврейских беженцев спрятались в Умани, причем их было так много, что они ютились в палатках под открытым небом. На борьбу с гайдамаками комендант города Младанович выслал начальника местной милиции Ивана Гонту в вместе с подчиненными, который предал власти и перешел на сторону Железняка. Умань осталась без войска, кроме того, Младанович успел договориться с повстанцами, что после взятия города они будут резать только евреев, а поляков не тронут. Впрочем, сопротивление все-таки было. Евреи и часть поляков сражались с гайдамаками, но вскоре уступили, и ворвавшиеся в город повстанцы начали резню, как сообщают еврейские источники того времени, они не пощадили ни одного еврея, которого повстречали в городе.

Убийства и грабежи продолжались три дня. Около 3000 евреев укрылись в каменной синагоге, с ними были два раввина — Лев Шаргородский и Моше Менакер. Гонта установил во дворе синагоги алтарь, водрузил на него деревянное распятие и потребовал, чтобы каждый еврей, выходя из здания, кланялся Христу. Ни один человек не вышел, тогда двери расстреляли из пушки, и гайдамаки ворвались в синагогу. Пока раввин Шаргородский молился о спасении, часть евреев сражались с помощью вил и ножей, однако спустя несколько часов все они были убиты.

Всего в дни этой катастрофы в Умани было убито около 20 000 евреев, выжить удалось только небольшой группе, которая вместе с раввином Давидом Хазаном пряталась в пещере недалеко от города. Они вернулись в город, сосчитали убитых и захоронили их в двух больших могилах, увенчанных курганами. В советской исторической науке те события в Умани рассматривались как составная часть классового освободительного движения украинцев, более того, утверждалось, что среди гайдамаков было немало бедных евреев, которые соблазнились грабежом своих богатых соплеменников. Впрочем, то, что захват Умани был кровавым, под сомнение не ставилось, история о том, что гайдамаки вырезали всех чиновников городской управы, а их трупы выбросили из окон, кочевала из учебника в учебник.

Кладбище, где после похоронили и раби Нахмана, по словам местных жителей, было уничтожено во время Второй мировой войны, а из могильных плит, фашисты построили дорогу, которую теперь невозможно найти, поскольку она под асфальтом. В годы войны евреи Умани пережили еще одну трагедию, фашисты создали гетто на территории современного завода Меггометр (там были расположены две синагоги, здания сохранились и сейчас там находятся цеха предприятия).

С июля 1941 по апрель 1942 гг. в Умани были уничтожены более 20 000 евреев, составлявшие около 50% тогдашнего населения города. В 80-х годах еврейское население Умани составляло около 1800 человек, с тех пор оно уменьшилось за счет выехавших в Израиль.

Фото В. Лазебника
В тесноте, но счастливые. Количество паломников в Умань увеличивается с каждым годом

ТУРКИ В ИЗРАИЛЕ ПРИНЯЛИ ЕГО ЗА ФРАНЦУЗСКОГО ШПИОНА

Фигура Раби Нахмана, деятельность которого в иудаизме можно по праву сравнить с деятельностью Мартина Лютера в христианстве, имеет огромное значение в истории еврейского народа. И конечно, большое значение для Украины, поскольку вся его духовная деятельность в основном проходила на территории нашей страны — в Меджибоже Хмельницкой области, Брацлаве Кировоградской области, Медведевке и Златополе Черкасской области.

Прожил он всего 38 лет ( 1772-1810) он успел объездить с проповедью большинство крупнейших еврейских центров Восточной Европы — Каменец – Подольский, Львов ( на территории Украины, разделенной между Россией и Австрией, проживали более миллиона евреев) и даже посетить святую Землю Обетованную, Эрец Исраэль, что в то неспокойное время казалось практически нереальным. Правда, в Акко турецкие власти не дали ему сойти на сушу, приняв за французского шпиона ( именно так во время конфликта между наполеоновской Францией и Турецкой империей воспринимали людей в шляпе и с длинными височными прядями). Иерусалим ему также не удалось посетить, зато побывал он в Хайфе и Тиберии.

Еврейские источники утверждают, что его жизнь была чудесной с самого рождения, уже в 6 лет он тайком бегал молиться на могилу своего прадеда — основателя хасидизма Бал Шем Това. Причем, по свидетельству очевидцев, он делал это зимой, а после долгих часов, проведенных на морозе, приходил в синагогу с мокрыми пейсами, отчего все удивлялись, зачем ребенку моют голову в такую холодную погоду. Мальчик получил традиционное еврейское образование, изучал Тору и Талмуд.

Нахман женился в 13 лет и прямо на свадьбе, где он рассуждал о Всевышнем среди молодых людей, у него появился первый духовный ученик – рабби Шимон. В 14 лет у него появился первый ребенок – Адель, названная в честь бабушки ( у евреев в те времена детей выдавали замуж сразу после 13-летия, считающегося совершеннолетием, а детей и сейчас принято называть в честь умерших родственников). Нахман очень сильно постился, временами только молился и не ел практически ничего. До тех пор, пока однажды из-за недоедания у него пошла кровь горлом, о этих упражнениях знала только его жена, которая поклялась хранить религиозную деятельность мужа в строгой тайне.

Также он любил для молитвы удаляться в лес на лошади или уплывать на лодке в камышовые заросли по берегам реки Тясмин. Свои духовные достижения он скрывал, в общественной жизни изображал невежду, а на улице играл с младшими детьми. На протяжении жизни рабби Нахмана сопровождали чудеса, например, однажды на его пути упал христианский крест, который все время отвлекал его от молитв, на рыбалке рыба сама приплыла ему в руки, он стал видеть души мертвых людей. Причем, другие люди тоже иногда видели как рядом с Нахманом во время трапезы восседают души покойников.

НАХМАН СЧИТАЛ, ЧТО МОЖЕТ СПАСТИ МЕРТВЫХ

За Нахманом закрепилась слава раввина, который очищает души умерших, а во время религиозных диспутов может продемонстрировать как выглядит страх Божий. Иногда он совершал чудеса и прекрасно проповедовал после того, как выпивал немного вина. Его последователи громко молятся, танцуют, поют и рассказывают Господу о своих проблемах в мелких деталях.

Деятельность Нахмана и других хасидов в то время критиковали раввины традиционного иудаизма, так называемые мисгадим. От их имени даже издавались херем, указы, запрещающие евреям общаться с хасидами, а также призывы выдавать их властям как преступников и возмутителей спокойствия. Однако, хотя Нахману и другим ребе-протестантам приходилось часто путешествовать инкогнито, они были любимы своим народом, и всегда получали поддержку, в том числе и материальную. В письмах Нахмана, к примеру содержатся просьбы к богатым ученикам дать его жене, а ему выслать 100 рублей, что по тем временам – суммы немаленькие.

Незадолго до смерти в 1810 он решил поселиться в Умани, поскольку он считал, что может очистить души евреев, погибших во время уманской резни. В то время он был уже серьезно болен туберкулезом, но запрещал вызывать к себе доктора. "Я не боюсь смерти, мы успели кое-что сделать в этом мире", — сказал он однажды. Свою смерть он описывал как переход на новый уровень: "Я заслужил того, чтобы отбросить это тело". Он скончался 16 октября 1810 года в доме, который находился в том месте, где сейчас улица Некрасова, перед этим в Умани разыгрался сильный шторм, который посчитали божественным знаком.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Вы сейчас просматриваете новость "Вниз головой: в Умани хасиды встретили Новый год". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: