За будущее отвечают журналисты, – Владыка Филарет

Актуально

2 Сентября 2014, 08:30

За будущее отвечают журналисты,  –  Владыка Филарет

В церковной жизни Украины произошло значимое событие за последние 20 лет. Состоялась интронизация новоизбранного Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, предстоятеля Украинской Православной Церкви. Корреспондент Сегодня побеседовал с иерархом Украинской Православной Церкви, епископом Львовским и Галицкий Филаретом. Обсудили новую жизни Церкви, взаимосвязь политики и религии, войну и влиянии современного медиа пространства на нацию.

Президент Украины Петр Порошенко, поздравляя с интронизацией Митрополита Онуфрия, высказал надежду на  плодотворные церковно-государственные отношения. Как выглядят такие отношения?

Истории известны различные взаимоотношения Церкви и государства, в периоды религиозного благополучия и в период тоталитарного контроля. Мы были свидетелями этой истории и сегодня должны сделать все возможное, чтобы  отношения Церкви и государства стали отношениями соработничества. Это не значит, что в этих отношениях не будет проблем, что не критикуются те или иные меры, но это значит, что будет рабочее взаимодействие, без политического диктата, и давления. Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, лишение Церкви права давать оценку действиям властей. Но и Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий.

Пришло время, когда Церкви и государству нужно серьезно задуматься и заново выстраивать отношения. Ни для кого не секрет, что на протяжении независимости Украины Церковь очень близко сблизилась с властью.

Церковь всегда это отрицала…

Различные конфессии по-разному и в разное время были близки к власти и влияли на государственные процессы. Я как епископ могу ответственно заявить о том, что власть активно пыталась влиять на церковные процессы и хотела иметь свою государственную Церковь, так сказать "карманную Церковь".

Власти это удалось?

Однозначно нет. Это было не так просто.

Почему?

Церковь прошла долгий и сложный путь к свободе от правящих режимов. Наши епископы и священники, верующие люди ценят свободу и независимость от государственной власти. На самом деле Церковь должна и готова сотрудничать с властью,  но на условиях, которые не наносят вреда ни Церкви, ни государству.

Церковь должна быть свободна от влияния из вне, в противном случае ее голос будет не услышан. Разве можно воспитывать в человеке моральные ценности, если Церковь не может возвысить свой голос в сторону власть имущих по тем или иным вопросам? Мы должны выстраивать взаимоотношения равного партнерства и взаимоуважения, только тогда будет польза: и государству, и Церкви, и обществу.

dsc_0710

Каким образом это возможно сделать?

Церковно-государственные отношения имеют глубокую историю. Задача государства – услышать  то, о чем говорит и к чему призывает  Церковь. Если Церковь призывает остановить кровопролитие, то государство должно приложить максимум усилий, чтобы всеми возможными усилиями это воплотить в жизнь, а по возможности и предотвратить эту беду.

Некоторые политики и политические силы акцентируют внимание на различиях между УПЦ и УПЦ КП в целях собственного политического пиара. Как это влияет на Церковь?

Пагубно влияет. Мы видим, что очень часто политики, в рамках предвыборных компаний, особое внимание уделяют созданию поместной Церкви. Но дело в том, что политикам сложно браться за объединение Церквей, когда они не понимают самой сути жизни Церкви и канонических устоев.

Как можно объединить не объединяемое? Если попробовать объединить Партию Регионов и партию Свобода в парламенте, ничего не получится. Так и с Церковью. Разделение будет происходить до тех пор, пока люди не посмотрят друг другу в глаза и сами не примут решение, что пришло время для объединительного процесса.

Украинской политике нужна объединённая Церковь?

Анализируя влияние политики на Церковь, объединительные процессы, думаю, что единая Церковь им не нужна. Поддержка объединения Церкви происходит исключительно на словах и очень часто эти слова переворачивают, и добавляют к ним агрессию в адрес Церкви. Говоря о единой Церкви, наверное уместно будет сказать не только об украинском политикуме, но и о геополитических движениях, которые активно влияют на церковные процессы. Не для того разделяли Православную Церковь в Украине, чтобы потом объединить. Мощная единая Церковь – это залог благополучия государства, и залог целостности государства. Сегодня на руку многим влиятельным особам, не только украинским, но и зарубежным, разделенная Церковь и разделенное государство.

Объединение реально?

Да, реально. Мы открыты к диалогу, который должен быть основан на канонах Церкви, иного объединения не возможно.Объединение реально только при условии понимания, что такое единство. Единство – это ведь не два предмета, соединенные вместе. Единство – это взаимопонимание. В первую очередь, христианское единство подразумевает любовь к Богу и ближнему.

Мы должны понимать, что нужно сделать первый шаг на встречу тому, с кем ты имеешь желание примириться и этот шаг должен быть сделан с обеих сторон.

Любовь, уважение, терпение и мудрость – эти христианские  добродетели необходимы для того, чтобы начался объединительный процесс.

Возможно ли единство между регионами в Украине?

Сегодня вопрос о консолидации общества стал особенно актуальным для Украины, поскольку как мы видим, еще не сформировалась ее единая идеологическая модель. Несомненно, мы совершенно разные. Но поставим вопрос по-другому. Разве единение предполагает одинаковость?

Единение как раз и предполагает разнообразие и без него теряет всякий смысл. Единение – это есть единство в многообразии. Многообразие же всегда предполагает свободу, которая дает возможность развития в разных направлениях.

После избрания на киевскую кафедру, митрополит Онуфрий сказал в своем приветствии о необходимости личного духовного развития, о том, что мы (украинцы) очень разные, и мы не можем поменять людей в регионах. Мы являемся детьми нашей родины и хотим, чтобы она была счастливой, а счастье добивается совершенствованием человека, в котором и есть единство.

Действительно, мы очень разные. Все годы независимости политики пытались склеить Восток и Запад в единую Украину. Но мы должны понимать, что у людей западных и восточных разные менталитет и культура, разные традиции и религиозное воспитание. Очень сложно порой понять друг друга, говорить об общих ценностях. Но я убежден, если мы будем общаться, мы обязательно найдем точки соприкосновения и будем жить благополучно.

dsc_0668

Священнослужитель имеет право на политическую позицию?

Священнослужитель имеет право только на религиозную позицию.

В 2007 году на Архиерейском соборе УПЦ епископы приняли одно из постановлений, которое осуждает политическое православие.

Неподобающее поведение священников и прихожан только может навредить.

Есть ли вопросы, которые согласовываются с Русской Православной Церковью?

На протяжении уже 23 лет независимости Украины никаких вопросов Украинская православная Церковь не согласует. Наша Церковь не имеет административной зависимости от Московского патриархата. Мы являемся самоуправляемой Церковью, с правами широкой автономии в каноническом единстве с Русской Православной Церковью. Еще во времена, (начало 90-х годов) когда Церковь возглавлял митрополит Филарет (Денисенко), уже тогда украинская Церковь не согласовывала свои действия с Москвой. У нас был свой Священный Синод, был свой Собор епископов.

В современном информационном мире человек черпает информацию, в том числе о Церкви, часто из не проверенных источников. Как Церковь реагирует на недостоверную информацию?

По-человечески мы реагируем болезненно, но Церковь — это другое измерение, не человеческое. В преддверии Архиерейского Собора, на котором избирали предстоятеля, очень много сюжетов было против Церкви. Церковь всегда была гонима: во времена язычников, во времена богоборческой власти. Даже в периоды истории, когда христианские императоры управляли государствами. Гонения мы пережили  и в нашем ХХ и ХХІ столетии. Все проходит и все становится на свои места.

Церковь не должна принимать участие в этом противостоянии. Если сегодня в одной программе Церковь унижают, а в следующей программе Церковь будет унижать в ответ журналистов или государственный строй, это ни к чему хорошему не придет.

Тем не менее,  больше людей смотрит телевизор, чем ходит в Церковь. Духовность обесценивается в новостных сюжетах.

Представителям СМИ важно понимать, что информирование общества должно основываться не только на твердой правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества. Вот, исходя из сказанной правды, или заявленной неправды происходит обесценивание и духовности, и нравственности. Часто выходит так, что журналист не только не несет правды, а целенаправленно несет зло и раздор в общество.

Журналисты, равно как и руководители и собственники телеканалов и газет, обладают  огромным влиянием на общество, они, равно как и священник, и педагог несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения.

Как вы считаете, что может сделать Церковь, чтобы остановить войну в Украине?

В первую очередь нужно сказать о природе войны, для того чтобы понять ответ на этот вопрос. Война это следствие духовной  борьбы и вражды, это физическое проявление духовного недуга общества – убийственной ненависти. Война есть зло.

Церковь должна молиться за государственную власть, за людей, которые взяли в руки оружие, чтобы Господь умудрил всех, остановить кровопролитие любыми способами.

Разрешение конфликта возможно только благодаря диалогу. Если не будет диалога, мира не будет. И, конечно же, Церковь должна возвысить свой голос. Церковь должна быть услышана верующими, которые защищают территориальную целостность государства. Церковь должна быть услышана верующими, которые собой представляют сторону агрессора или ополченцев разрушающих целостность государства.

К сожалению, сегодня у нас это не происходит –  люди не слышат Церковь.

Почему люди не слышат Церковь?

Я об этом размышляю, и мне кажется, что это трагедия для Церкви.

Это говорит о низком авторитете Церкви?

Это глобальная трагедия для всех конфессий. Мы 23 года независимы, Церковь имеет свободу слова. Мы 23 года проповедовали слово Божье, мы строили монастыри и храмы. Было создано очень много религиозных структур в Украине, но, наверное, к самой основной задаче – донести до общества нравственные устои, жить по правде, сделать общество духовным –  к этому мы сегодня не пришли.

Представьте себе, что сегодня люди слушают религиозных лидеров, которые выходят на Майдан, обращаются с экранов телевизоров, с амвона к своей пастве с призывом  остановить кровопролитие, а религиозных лидеров не слышат. Наверное, в этом и есть трагедия для священнослужителей. Наверное, нам нужно пересмотреть свою деятельность: еще раз вспомнить о том, как мы пришли в Церковь,  вспомнить о своем призвании и цели, и, исходя из этого, повернуться к обществу.

Возможно, политики должны осознать наличие серьезного авторитета у Церкви, чтобы считаться с ней?

Активная информационная политика, направленная сегодня против Церкви, призвана этот авторитет очернить.

Верующие люди прекрасно понимают, что за грязными медиа-сюжетами стоит кто-то, кому на руку это.

Недавно в Киево-Печерской Лавре я встречался с группой журналистов и мы говорили о программах, которые порочат нашу Церковь. Так вот сами журналисты рассказали, что подобные сюжеты можно сделать о любой конфессии и о любом человеке, исходя из задач, которые стоят, ну и конечно же в зависимости от финансирования.

Церковь является святой и непорочной, мы как церковное общество должны сделать все возможное, чтобы эта святость сохранялась в Церкви не только как в Божественном организме, но и в Церкви как общине священнослужителей и мирян призванных  вести непорочный образ жизни.

Вы сейчас просматриваете новость "За будущее отвечают журналисты, – Владыка Филарет". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования