Валентина Чикина из Запорожья, художник по образованию, шьет наряды из мужских галстуков. Хотя мастерица считает свое занятие — хобби, юбки получаются такие, что нет отбоя от покупателей.
Живет Валентина в небольшом частном доме. Творческий беспорядок в нем граничит с чисто женской любовью к комфорту. Иначе как объяснить соседство антикварного буфета, стилизованных под старину кофемолок и современных электроприборов, без которых, по признанию хозяйки квартиры, она себя просто не мыслит? Художник по образованию, она украсила жилище так, что с первого взгляда понятно: вдохновение здесь частый гость.
— Моя жизнь — сплошное хобби, поэтому недостатка вдохновения я не ощущаю. Занимаюсь любимым делом ежедневно, и каждая работа вдохновляет на следующую. Причем как-то так получается, что я творю периодами: иногда чувствую, что хочется лепить только фигуры, или же рисовать, или работать с тканью. Знакомый астролог однажды пробовала сделать мне космограмму. Это было как раз в то время, когда я увлеклась вышивкой бисером и украшала брошки. Как же я была удивлена, когда узнала, что, судя по космограмме, мне как раз и следовало на время отвлечься от каких-то больших работ и заняться так называемой "мелочевкой"! Получается, что меня ведет Космос, а я его слушаюсь, — улыбается Валентина Андреевна.
ИГРА. — В галстуки я решила поиграть сдуру, — удивляет мастерица. — В городе открывалась одна галерея, и там решили превратить открытие в Шляпный карнавал. Они рассудили, что карнавальный костюм наденут не все, но хотя бы в шляпку сможет облачиться каждый. К этому самому карнавалу я и смастерила себе шляпу из галстуков.
Получив массу комплиментов, художница задумалась, а не соорудить ли из этого мужского аксессуара еще что-нибудь исключительно женское. Так и появились на свет ее знаменитые юбки, одна из которых "уехала" с новой хозяйкой в Германию, а еще несколько "ходят" по Киеву и ближнему зарубежью.
— Я уже столько галстуков повидала, что могу написать о них книгу, — улыбается Валентина. — К примеру, швейцарские самые плотные, годятся для создания из них зимней одежды. А советские — самые неподходящие для переработки. Хромает качество. А еще они как-то так сшиты, что после распаривания от них остаются "рожки и ножки". Как-то одна женщина сделала мне подарок — принесла аж несколько мешков советских "ошейников". Но они не пригодились. Еще одна причина, по которой советские галстуки прямо рассыпаются в руках — советский же мужчина носил их, что называется до дыр.
К слову, мужнино добро Валентине потрошить не приходится — он попросту не носит галстуки вообще. На одну юбку у нее уходит больше 20 галстуков, поэтому затариваться приходится основательно. Любимый галстучный магазин — ближайший секонд-хенд, где всегда можно найти качественные, хорошо сделанные импортные "ошейники". По ее словам, ей еще ни разу не приходилось найти даже двух одинаковых.
ЛОСКУТНАЯ РОСПИСЬ. — Одежды из галстуков у меня самой немного, — признается мастерица. — Я ведь не дизайнер одежды, а художник, потому с помощью галстуков "пишу" картины. Знаете, с кусочками цветной ткани очень интересно работать, будто с красками! Разложу кусочки ткани на полотне и перекладываю туда-сюда как мозаику. Сама того не замечаю, как получается готовая картина.
Валентина Чикина говорит, что всегда пугается, когда слышит от людей, что они уже нашли себя и свое призвание. Она считает, что как раз в этот момент они его теряют.
— Жизнь человека, и художника в частности это вечный творческий поиск и желание реализовать себя. И не зря в биографиях известных мастеров живописи выделяют несколько периодов. Лично я называю это "играться". Мои галстуки — это тоже была игра, такая же, как и все остальные.
НА КРЫШЕ ВЫСОТКИ ЛЕПИЛА ФИГУРЫ ИЗ ЛЬДА
По словам художницы, она всю жизнь рисует, лепит и вышивает. Даже первым предметом, который она схватила, будучи несмышленым грудничком, стал карандаш. Причем схватила его правильно, а не просто зажала в кулачке, как это делают малыши. Тогда-то родители решили, что в семье родился художник и не ошиблись.
Валентина Чикина закончила Палехское художественное училище в Ивановской области в России, где изучала иконопись и лаковую миниатюру — ту самую, широко известную палехскую роспись. Там она заработала и свои первые "творческие" деньги.
— Палехская роспись всегда очень ценилась у туристов, — вспоминает мастерица студенчество. — И к нам в общежитие частенько забегали отбившиеся от коллектива иностранцы, которые покупали наши работы на сувениры. Ой, как нас тогда гоняли в училище! Мы ведь еще не умели рисовать "настоящий Палех", а иностранцы думали, что приобретают именно его.
Вообще, экспериментировать Валентина любила с детства. Еще школьницей будущая художница любила зимними вечерами забираться на крышу родной высотки и играть "в льдинки". А наутро весь двор, задрав голову, любовался сделанными ею огромными фигурами изо льда и снега. За путешествия на крышу первоклашка не раз получала взбучку от родителей, однако творить ледяные шедевры не переставала.
Сегодня Валентина Андреевна — фигурки лепит не из снега, а из пластилина и глины. Однако любовь к оригинальному исполнению, казалось бы, стандартных работ живет в ней и по сей день.
ЛЮБИМЫЕ РАБОТЫ
Не будь у художницы вдохновения — "мурлыкать" этому галстуку в лучшем случае на чердаке.
Подобных работ у мастерицы несколько — они ждут, когда она найдет им место или хозяина.