укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Мировые новости
20 Января 2012, 07:39  Версия для печати  Отправить другу
×
Африканские шаманы вызывают дьявола, а селяне гонят самогон из тростника http://www.segodnya.ua/img/article/2846/37_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2846/37_tn.jpg Мир Украинцы, живущие в Африке — о колдунах, привидениях и ритуальных убийствах.
Известка — символ силы и «бронежилет» от злых духов. Многие либерийские племена и сейчас живут по канонам предков и неистово поклоняются своим идолам
Известка — символ силы и «бронежилет» от злых духов. Многие либерийские племена и сейчас живут по канонам предков и неистово поклоняются своим идолам

Африканские шаманы вызывают дьявола, а селяне гонят самогон из тростника

Украинцы, живущие в Африке — о колдунах, привидениях и ритуальных убийствах.

Жертвоприношения, заклинания, ритуальные убийства... Шаманы, злые духи, колдуны... Казалось бы, все это не более чем книжно-киношная мистика. Но украинцам, оказавшимся вдали от Родины, в Западной Африке, так или иначе приходится сталкиваться с такими явлениями.

Читайте также: Украинские миротворцы тратят на звонки женам по $1000 и никогда не говорят "последний вылет"

Уже несколько лет в Либерии живет наш земляк, 40-летний одессит Сергей Чернышов. Владеет здесь казино и недавно получил лицензию на разработку месторождений полезных ископаемых. На границе с соседним Кот-д’Ивуаром ему выделили 160 гектаров площадей, где будут добывать золото.

Прошлым летом, побывав в селении Белибо, где живет 150 человек из племени сусайтов, Сергей стал свидетелем местных нравов и диких ритуалов, о чем рассказал "Сегодня".

"Я реально присутствовал при казни, — говорит он. — Жертву в буквальном смысле слова исполосовали, а потом бросили умирать в страшных муках. И сейчас, по прошествии нескольких месяцев, такое ощущение, будто все это не явь, а приснилось в кошмаром сне".

ТЕПЛАЯ ВСТРЕЧА. Сергею, по его словам, был оказан очень теплый прием. Белого гостя вышло встречать все селение. Жители Белибо понимают, что от него зависит и их будущее. Будет золото — будет работа. Чернышов уже установил в селе дизель-генератор, и с 19 до 23 там есть свет. Преподнесли хлеб-соль по-африкански — колу, порезанный наркотический плод, с водой. Съел он эту колу с перцем, посидел на их собрании.

"Потом ко мне поочередно подходил каждый житель Белибо и оказывал знаки внимания — мужчины обнимали, трогали за руку, женщины с головы до ног обплевали нагрызенной касавой — типа нашей картошки, что считается высшей степенью гостеприимства, — продолжает Чернышов. — Детишки притащили живую курицу, принявшись ее ощипывать, а выдернутые перья втыкать мне в волосы. В общем, все было необычно и весело. Это светопреставление длилось четыре с половиной часа...".

Но на третий день своего пребывания Сергей стал свидетелем казни. Перед этим в центре Белибо собрались все жители. И затянули монотонную песнь, из которой можно было разобрать только два слова — "Моя мао". Так они пели-подвывали восемь часов! Концерт гостя утомил, и он отправился в свою палатку. Улегся, пытался уснуть, но бесконечная "Моя мао" не давала отключиться... "И вдруг из джунглей донесся истошный, дикий крик — как будто кого-то режут, — продолжает рассказ украинец. — Толпа вмиг разбежалась по своим хижинам".


Сергей Чернышов: "Во время ритуала у меня было такое ощущение, что это не явь, а какой-то кошмарный сон"

КАРА ДЬЯВОЛА. Потом выяснилось, что этим заунывным "Моя мао" они вызывали Дэвила, то есть дьявола, который должен был прийти и рассудить их в споре. Незадолго до описываемых событий жители села решили открыть свой магазин — его у них не было. Что вырастили, то и съели. Собрали 20 тысяч либерийских долларов (это что-то около $300, то есть порядка 2400 гривен) на закупку продуктов питания для этой торговой точки по ценам, которые установил старейшина. Эту сумму вручили местной жительнице, которой предстояло пешком пройти 75 км до ближайшего города Зведру, закупить товар и принести его в Белибо. Та взяла в помощники двух сыновей и вернулась с продуктами. От нее потребовали отчет, как были потрачены деньги. И в одной из коробок недосчитались банки кока-колы.

Женщина заверяла, что не причастна к пропаже, но ее назвали воровкой. Вспыхнула ссора. Чтобы разобраться, кто прав, люди и обратились к Дэвилу, который должен был откликнуться на их зов, прийти из джунглей и вынести вердикт... И Дэвил этот зов услышал!

— Я находился в палатке, снаружи оставался незамеченным, но сам через антимоскитную сетку все отлично видел — моему взору открылась совершенно сюрреалистичная сцена, — волнуется Сергей.

Дэвил явился в селение весь измазанный белой известкой, в перьях. Вокруг него было несколько молодых мужчин с завязанными глазами и тоже с головы до пят в известке. Они начали на него кто лаять, кто ржать, как лошадь, мяукать, верещать, как обезьяна... Дэвил в это время прыгал и приплясывал в центре образовавшегося вокруг него круга. Это действо продолжалось минут сорок. Потом Дэвил умолк и замер, показывая, что готов к чему-то очень ответственному. Молодые люди расселись спиной к нему, как бы охраняя этот замкнутый круг...

И в этот момент Дэвил громко произнес имя той, кто, по его мнению, была виновата в пропаже. Виновной была объявлена женщина, доставившая из Зведру продукты. Через несколько секунд приволокли эту несчастную.

— Предчувствуя недоброе, она громко закричала, пыталась вырваться, но ее крепко держали за руки. Дэвил извлек большой кривой нож и отрезал ей сначала одно ухо, а затем второе... Кровь хлещет фонтаном... А молодые люди стоят над женщиной, держат ее и повторяют: "Ву-ву-ву-ву-ву", заглушая душераздирающие вопли...

Затем Дэвил тем же кривым ножом начал вырезать со спины жертвы ровные полоски кожи. Одну полоску, вторую, третью — словно ремни... После того, как вся спина была изрезана, женщину подхватили за руки-ноги, сбросили в глубокую яму и накрыли кольями, оставив умирать. Ни пить, ни есть ей не дадут, и из этой ямы уже никогда не выбраться. Туда попали и ее сыновья, которых привязали к бревнам и таскали по земле до беспамятства... Правда, это происходило уже без Дэвила — благословив приведение приговора в исполнение, тот исчез в джунглях. Вот такая всех троих ожидала участь — и лишь только за то, что Дэвил указал на эту женщину как на виновную в пропаже колы. Хотя совсем не факт, что именно она ее украла...

ПОСВЯЩЕНИЕ. Белый человек тоже может стать сусайтом. Для этого надо пройти обряд посвящения — вымазаться известкой и три месяца жить в джунглях полностью обнаженным. Только после этого он может принимать участие в других ритуалах.

— Мне тоже предлагали стать сусайтом, — говорит Сергей. — Но я сказал, что у меня свой Бог, который может сильно обидеться. Они такое объяснение приняли. Испугало ли меня увиденное? Очень. Это какой-то первобытный мир. Не покидало ощущение, что перенесся на машине времени куда-то очень далеко... Но через несколько дней заставил себя взглянуть на вещи под иным углом зрения. Я брал образцы золота, у меня было 2—3 грамма драгоценного металла, и я мог оставить их где угодно, не боясь, что кто-то к ним даже прикоснется — потому что это чужое, а чужого брать нельзя, кара неотвратима. Впрочем, может быть, это только к белому человеку такое отношение, не знаю...

"КАРАУЛ! В НАШУ ДЕРЕВНЮ ПРИХОДЯТ ПРИВИДЕНИЯ!..."

Работа полицейского в Монровии — более цивилизованная, приспособленная под городские стандарты. И совсем иная — в глухих деревнях, где население живет в нищете.

— Нет света (только дизель-генераторы, работающие по нескольку часов в сутки), канализации, супермаркетов, нормального питания, — делится с "Сегодня" подполковник милиции Тимофей Колесник. — Люди ведут примерно такой же образ жизни, как в заброшенных украинских селах 150—200 лет назад... И у здешних жителей очень сильны традиции дедов-прадедов, так называемый "традишн лоу" (традиционный закон), который они чтут как "Отче наш". Это не общепринятые письменные акты, а ритуалы, правила, обычаи, формировавшиеся веками...

— Да, у либерийцев сильны традиции комьюнити, общества, — присоединяется к разговору подполковник милиции Сергей Мешков, который работает полицейским советником в городе Банга, графство Бонг. — В деревнях есть старейшины, к ним обращаются за советом, если возникает спор или что-то случается, и только они принимают решение, от которого зависит чья-то судьба, а порой и жизнь...

Неурожай каучука, риса — идут к старейшине, тот приступает к заклинаниям, а перед тем велит принести в жертву курицу, указывая при этом, живая она должна быть или мертвая, белая или разноцветная. Или ящерицу. Или домашнюю козу...

Обращаются к шаманам, колдунам... Не в полицию, до которой десятки, сотни километров, а к своим, доморощенным вещунам...

— Бывает, разбираешься в какой-то криминальной ситуации, которую уже расследовал либерийский полицейский, и видишь, что в ней не все однозначно, — продолжает Тимофей Васильевич. — И слышишь в ответ: "Так колдун сказал, а не соглашусь — мою жену поразит молния...".


Деревня. Сюда тоже являются дуавы, которые пугают жителей. Фото: А. Ильченко

ДУАВЫ. На границе с Кот-д`Ивуаром прошлым летом образовался стихийный лагерь беженцев — 88 человек. Женщин нет, заняться нечем, охрана... И беженцы организовали в резервации импровизированную церковь — поют, танцуют, молятся... Ничего не нарушают, не буйствуют. Но вскоре посыпались жалобы: дескать, по вечерам к ним наведываются дуавы — привидения...

— Они действительно верят в привидения, и при одном упоминании у многих волосы встают дыбом, — улыбается Колесник. — В их представлении это никакая не мистика, а реальное человекоподобное существо. Дуав разнопол, невысокого роста. Лица не разглядеть из-за густой растительности. Заигрывает с детьми, уводит домашних коз... Горе тому, кто встретится с ним взглядом — дуав увлечет человека в джунгли, и следы его исчезнут навсегда...

Наши полицейские приехали в лагерь и, выслушав беженцев, усомнились. Но когда доложили своему тим-лидеру, та отнеслась к рассказу без шуток.

— Она заявила, что дуавы — не выдумки, а очень серьезная угроза, и к жалобам нужно отнестись со всей ответственностью, написав рапорт, ибо, если в Монровии узнают раньше, чем доложим мы, будет неправильно, — говорит Мешков. — И мы писали рапорт, где все изложили в мельчайших деталях: кто и когда являлся в лагерь, что при этом происходило. По словам беженцев, дуавы больше не захаживали...

МАСКИ: ЛИБЕРИЙЦЫ ИХ ПРОДАЮТ, НО У СЕБЯ ДОМА НЕ ВЕШАЮТ


Маски-страшилки. Могут отпугнуть кого хочешь, и не только злых духов, но и добрых...

В Монровии, через дорогу от хорошо охраняемого посольства США в Либерии, расположился рынок сувениров, поделок и резных изделий местных ремесленников. Здесь преобладают традиционные маски, изящные статуэтки слонов, гиппопотамов, крокодилов, обезьян, выполненные из черного и красного дерева, а также потешные домики, барабаны, сумки из крокодильей и змеиной кожи, ножи, рисунки маслом и акварелью на холстах, дешевая бижутерия из морских камушков и ракушек, прочий ширпотреб.

Завидев наших покупателей, торговцы энергично зазывают их в свои лавки и, смешно коверкая русские слова с английскими, повторяют скороговоркой: "Нормал!", "Карашо!", "Гуд, берем!"

Торг уместен, более того, поощряется, и вещица, за которую просили, скажем, 100 долларов, может быть продана значительно дешевле — раз в пять! В придорожных деревнях мы видели, как изготавливают такие изделия — из простого полена, почти как у папы Карло, с помощью стамески, резцов и наждака получаются забавные фигурки.


Резчик по дереву. Работает, не покладая рук и ног. Фото: А. Ильченко

Но есть товар, на который скидок практически не бывает — больших размеров ритуальные маски стоимостью от 300 у.е. и выше (в Украине вырастут в цене минимум на порядок). Многие выглядят жутковато, даже зловеще, несут на себе отпечаток некой глубокой тайны бытия, непостижимой простым смертным загадки...

Кое-кто остерегается покупать такие сувениры, везти домой и дарить другим — мол, ничего хорошего они не принесут. Видимо, что-то в этих суевериях есть. Кто-то, выбирая маску, предпочитает ту, у которой глаза закрыты. В общем, на вкус и цвет... Но что любопытно: так же, как дети тундры — чукчи — не держат в своих жилищах оленьих рогов, либерийцы не жалуют маски и не украшают ими свои дома. С чего бы?..

МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ

Среди местных жителей, особенно в глубинке, существует традиция — если человек умер своей смертью в собственном доме, жилище разрушают. Несчастливое, мол, приносит беду. Звонит однажды в миссию командир полицейской станции: "ЧП — в деревне рушат дом, срочно выезжайте!" Группа поддержки, в составе которой есть и украинец, прибывает на место происшествия, начинает разбираться. А им говорят: "Да все нормально, тут хозяин убился, значит и дому пришел конец". Полицейские для порядка опрашивают местных жителей, составляют протокол и убывают восвояси. Против правил не попрешь.

А когда происходит несчастный случай в джунглях, скажем, кого-то укусила ядовитая змея или человек сорвался с дерева — покойника принято тут же, на месте, и похоронить. Братья-подростки отправились в лес за пальмовыми зернами. Один забрался на дерево и бросал плоды вниз, а второй их собирал. По неосторожности связка кокосов упала пареньку прямо на голову... Как только полицейские оформили протокол, погибшего там же и закопали.

Умеют в либерийских селениях гнать... самогон. Используют для этого сахарный тростник. Готовый продукт называется King juice — королевский сок. Крепость — 60 градусов. 1 литр — 70 либерийских долларов (эквивалент 8 гривен).

РИТУАЛЫ И ОБЫЧАИ

Украинские полицейские миротворцы рассказывают, что в начале XXI века в Либерии были очень часты ритуальные убийства. Доходило до полутора тысяч в год (точная статистика как не велась, так и не ведется). Сейчас говорят, всего 2—3 в месяц.

— Мне пришлось выезжать на одно из них, — говорит офицер, попросивший не называть фамилию. — О нем нам сообщили с золотых приисков — месторождения, которое только начало разрабатываться. Ехали часа четыре, пробираясь по непролазным джунглям и едва заметной дороге...

Информация подтвердилась. Старатели рассказали, что презренный металл любит и дуав. И вызвали его из леса. Тот пришел. Но потребовал печень человека или литр крови. То есть кого-то нужно было принести в жертву, тогда и золото найдут. Пришлось уважить просьбу, иначе не видать и металла...

— Мы ко всей этой чертовщине, конечно, относимся с предубеждением, — усмехается собеседник. — Но местные в обычаи предков свято верят и соблюдают их. А когда наши приезжают в отдаленные селения, куда редко заглядывают белые люди, местные детишки от страха плачут и разбегаются, собаки воют и скулят — непривычен им другой цвет кожи.

"Сегодня" выражает благодарность Департаменту прессы и связей со СМИ Минобороны Украины за содействие в командировке нашего спецкора.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Александр Ильченко
Вы сейчас просматриваете новость "Африканские шаманы вызывают дьявола, а селяне гонят самогон из тростника ". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: