укр
Главная Мировые новости
24 Октября 2008, 15:12  Версия для печати  Отправить другу
×
Истории от Олеся Бузины: Адмирал Колчак под клубнично-клюквенным соусом http://www.segodnya.ua/img/article/1359/64_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1359/64_tn.jpg Мир Фильм "Адмирал", если верить рекламе, бьет рекорды по посещаемости. Но большинство зрителей не подозревают, что это не кино, а блюдо. Причем, из ненатуральных – "генномодифицированных" продуктов.
Линкор «Слава». В фильме его «разжаловали» в крейсеры и отдали под команду Колчаку, хотя он на нем не воевал
Линкор «Слава». В фильме его «разжаловали» в крейсеры и отдали под команду Колчаку, хотя он на нем не воевал

Истории от Олеся Бузины: Адмирал Колчак под клубнично-клюквенным соусом

Фильм "Адмирал", если верить рекламе, бьет рекорды по посещаемости. Но большинство зрителей не подозревают, что это не кино, а блюдо. Причем, из ненатуральных – "генномодифицированных" продуктов.

О художественных достоинствах этого "шедевра" можно мало чего сказать. Крепкого сценария, по сути, нет. Как и хорошо сыгранных ролей. Константин Хабенский играет не Колчака, а Хабенского, переодевающегося по ходу действия в различные военные мундиры – иногда очень похожие на настоящие, а иногда совсем не похожие – как тот, что придумали ему для 1917 года. Тогда Временное правительство отменило для морских офицеров погоны. Но кино-Колчаку их почему-то оставили, причем, очень странного, никогда не существовавшего в природе вида. Эту деталь можно объяснить только тем, что "герой" такого масштаба должен выглядеть для зрителя эффектно, хотя есть фотография настоящего адмирала Колчака именно этого периода. И именно в той форме, что надо, но, естественно, без погон.

Высосано из пальца и большинство подвигов, которые совершает на экране герой Хабенского. Фильм "Адмирал" начинается эпизодом постановки мин эсминцем "Сибирский стрелок" на Балтийском море в 1916 году. Эсминец настигает немецкий броненосный крейсер "Фридрих Карл" и вступает с ним в перестрелку. Капитан первого ранга Колчак лично становится к орудию и попадает точь-в-точь в "ходовую рубку" крейсера, чем якобы временно выводит его из строя и вызывает восхищение всей команды.

В реальности подобного эпизода не могло быть в принципе. Ибо поединок броненосного крейсера и устаревшего эсминца, вроде "Сибирского стрелка", – это то же самое, что противоборство мухи с мухобойкой, где в роли мухи выступал бы именно эсминец. Кроме того, даже теоритическое попадание в ходовую рубку крейсера 45-миллиметрового снаряда никак не сказалось бы на его управляемости, так как руководство кораблем в бою происходило не из ходовой, а из боевой рубки, прикрытой толстой броней. Ходовая же рубка – это по сути, легкая "будочка" с хорошим остеклением, которой пользовались в спокойной обстановке, чтобы не утомлять офицеров бессмысленным сидением в бронированном бункере с узкими смотровыми щелями. За всю историю Первой мировой войны нет ни одного примера атаки русского эсминца на немецкий броненосный крейсер. Реальные, а не киношные моряки знали, что это атака не на цель, а прямо на тот свет.

Для 1917 года Хабенскому-Колчаку придумали фантастическую форму с погонами

Придумана от начала и до конца и батальная сцена прибытия Колчака в район Риги на "крейсере" (так он назван в фильме) "Слава" в том же 1916-м. Во-первых, такого крейсера не существовало в природе. В составе Балтийского флота числился не крейсер, а линейный корабль "Слава", на который и смахивает тот "муляж", который активно палит в фильме. В июле 1916-го настоящая "Слава" действительно выходила к рижскому побережью поддерживать артстрельбой северный фланг русского фронта. Но Колчака на борту "Славы" быть не могло, так как в этот период он официально числился начальником минной дивизии Балтийского флота и участвовал совсем в других операциях. Кстати, без малейшего успеха.

Бой настоящей "Славы" под Ригой в действительности выглядел совсем не эффектно. Как пишет современный русский историк С.Виноградов в книге "Линейный корабль "Слава", "ни одного прямого попадания линкор не получил, на палубе впоследствии обнаружили несколько осколков разорвавшихся неподалеку снарядов".

Если бы режиссер Андрей Кравчук снимал фильм о настоящих приключениях Колчака в этот период, то ему пришлось бы запечатлевать не оторванные матросские ноги, а сплошные комические эпизоды, отнюдь не прибавляющие славы Андреевскому флагу. Летом 1916 года новейшие русские эсминцы под командованием лично адмирала Колчака попытались перехватить немецкий конвой, следовавший из Швеции с грузом железной руды, но просто не смогли найти его из-за… тумана. Кроме того, один из эсминцев сломался и был вынужден уйти в порт. Потом попытку повторили, но тоже с плачевным результатом. Как командующий Колчак действовал шаблонно, ввязался в бессмысленную перестрелку с тихоходными немецкими сторожевиками, хотя имел преимущество в скорости, и проворонил транспорты, укрывшиеся в шведских территориальных водах.

Единственной жертвой адмирала Колчака в этом бою оказался крошечный немецкий угольщик "Германн". Его долго расстреливали торпедами в упор с расстояния меньше кабельтового – то есть, ближе, чем с двухсот метров. Одна торпеда с эсминца "Новик" не попала, вторая – не взорвалась. Колчак приказал лупить по "Германну" еще и эсминцу "Гром". Тот всадил в беззащитную неподвижную лохань еще две торпеды, но они тоже не взорвались! И только пятая торпеда русских эсминцев подорвала угольщик. Но, словно издеваясь над качеством русского оружия, немецкое суденышко не спешило идти на дно, так как было загружено пустыми бочками, действовавшими, как поплавки.

ОТКАЗАЛСЯ СПАСАТЬ ТОНУЩИХ НЕМЦЕВ

Взбешенный Колчак запретил поднимать на борт немецких моряков, которые, по словам одного из русских офицеров, "плавали вокруг нас на различных обломках, разбитых шлюпках и просто в воде, неистово взывая о помощи".

Своим поведением Колчак нарушил кодекс морской чести и законы ведения войны. Одни историки объясняли это тем, что он боялся немецких подводных лодок и торопился уйти с места стычки. Но Д. Козлов – автор недавно вышедшей в Москве книги "Цель – шведская руда" озвучил версию, что это, мягко говоря, нерыцарское поведение было связано "с особенностями психотипа А.В. Колчака". По его словам, сослуживцы Александра Васильевича не раз обращали внимание на "совершенно неприличное состояние нервов" и "бешеную вспыльчивость" будущего верховного правителя, а также на его "жестокое обращение с командой" (попросту говоря, мордобойство), когда тот служил еще младшим офицером. Один из участников Первой мировой войны контр-адмирал Пилкин в мемуарах справедливо заподозрил Колчака, отказавшегося спасать экипаж "Германна", в военном преступлении и добавил, что "из песни слова не выкинешь". Но вместо этого неприглядного эпизода Колчак из фильма "Адмирал" совершает анекдотические богатырские подвиги.

Выдающимся флотоводцем Колчак никогда не был. Сослуживец адмирала по штабу Балтийского флота А. Сакович отметил у него задатки военного человека и тут же добавил, что Колчак – "не творец военной идеи, а только частный начальник-исполнитель". В полной мере эта особенность будущего верховного правителя белой России проявилась в годы гражданской войны. Она же предопределила и ее печальный для адмирала исход.

ФИАСКО СУХОПУТНОГО ФЛОТОВОДЦА НА УРАЛЕ

Из фильма "Адмирал" не ясно, почему такие отважные и благородные белые проиграли красным, появляющимся в этой кинокартине только в образе темной бандитской силы. А причина была до неприличия проста. Колчак пришел к власти в Омске в ноябре 1918 года, свергнув антибольшевистское правительство сибирской Директории, состоявшее в основном из эсеров. Кстати, в этом опереточном государственном формировании сам адмирал до переворота числился военным министром. В сухопутных делах он совершено не разбирался и командовать армией лично не мог. Но по воспоминаниям современников, адмирал стеснялся этого и старался подбирать помощников не из профессионалов, а из лично преданных ему людей. Так на должности его начальника штаба оказался Дмитрий Лебедев, активно участвовавший в перевороте, который привел Колчака к власти. Энергичный, оптимистически настроенный, он очень импонировал адмиралу своим задором и стремлением немедленно переходить в наступление на Москву.

Стратегическая ошибка. Вместо Царицына Колчак пошел на Москву и проиграл

Сибирская армия провела мобилизацию. Разложенных революционной пропагандой ветеранов Первой мировой решили не трогать. Под штыки призвали совсем молодых 18 – 20-летних парней. Но колчаковское правительство, в отличие от красных, опиравшихся на центральный промышленный район вокруг Москвы, почти не имело военной индустрии. У белых не хватало патронов. Некоторые части прибывали на фронт с одеялами вместо шинелей. Кроме того, сибирские крестьяне, еще не знакомые с большевизмом на практике, не горели желанием воевать. Один из колчаковских генералов Павел Петров так описал в мемуарах эту ситуацию: "Сибирь, стоявшая далеко от фронта, была настроена вовсе не воинственно, мобилизованные, если и являлись по призыву, так это не значит, что шли охотно против большевиков". Правда, он тут же добавил, что и у красных "все висело на волоске; и у них были люди раздеты, а пополнения брались прямо в ряды из деревень насильно".

Но коммунисты ввели институт комиссаров и заградотряды, расстреливавшие красноармейцев при попытке к бегству. "Теперь их войска состояли не из сброда рабочих, -- вспоминал генерал-лейтенант Филатьев, -- а из мобилизованных солдат старой армии, которых они не боялись ставить в строй, потому что во второй линии находились коммунисты с пулеметами для удержания бегущих". Белые до такого радикального средства повышения боевого духа до конца войны так и не додумались.

Кроме того, они наделали больше чисто военных ошибок. Не обладавший полководческими талантами начштаба Колчака генерал Лебедев распылил войска по расходящимся направлениям. Образно говоря, вместо того, чтобы лупить кулаком, тыкал растопыренными пальцами. Самым уязвимым местом обороны Красной Армии была нижняя Волга – район Царицына – будущего Сталинграда. Именно сюда наступали с Северного Кавказа другие белогвардейцы – Добровольческая армия генерала Деникина. Соединившись с ней, можно было образовать общий фронт против большевиков. Но сибирские полководцы хотели войти в Москву раньше, чем их конкуренты-деникинцы. И это несмотря на то, что Деникин официально признал Колчака верховным правителем России!

Героизм на экране. Подвиг Матросова режиссер заставил совершить всех

Колчаковцы перевалили через Уральский хребет и даже захватили несколько крупных городов – в том числе Екатеринбург и Уфу. Дальше их веерообразное наступление выдохлось. Кроме того, по словам того же Филатьева, дореволюционные царские генералы, которых Троцкий призвал в Красную Армию в качестве военспецов, быстро сообразили, что "сибирские войска разбросаны на широком фронте и их легко бить по частям". Начался откат колчаковцев за Урал.

Главную роль в разгроме Колчака сыграл генерал-лейтенант бывшей царской армии Владимир Ольдерогге, 14 августа 1919 года назначенный командующим красным Восточным фронтом. В старой армии он командовал всего лишь дивизией. А тут получил возможность повоевать по-настоящему и проявил все свои способности. Но в советских историях гражданской войны имя Ольдерогге упоминали мельком. Ведь он был расстрелян по сфабрикованному делу "Весна" в 1931 году. Все успехи Восточного фронта приписывались Фрунзе, на самом деле игравшем при военспецах роль вывески и партийного контролера. Кстати, после гражданской войны Ольдерогге служил в Киеве главным инспектором военно-научных заведений Киевского военного округа. Тут же был и арестован органами госбезопасности.

ЗАБЫЛ, ЧТО РЕКИ ЗАМЕРЗАЮТ

Второй раз неумение Колчака воевать сыграло с ним злую шутку в конце лета 1919 году. Самые проницательные советники в окружении сухопутного адмирала рекомендовали ему начать эвакуацию Омска и перенести столицу на восток в Иркутск. Но Колчак боялся потерять лицо в глазах англичан и французов и понадеялся удержаться в Омске, используя реку Иртыш как рубеж обороны. "Гениальному" флотоводцу почему-то не пришло в голову, что реки имеют вредную привычку замерзать с наступлением холодов. Зимы в Сибири наступают рано. Уже в сентябре Иртыш покрылся льдом. Пришлось драпать по Транссибирской магистрали все в тот же Иркутск. Но время было безнадежно потеряно, а единственная в Сибири железная дорога забита отступающими войсками. В результате Колчак попал в плен к красным и был расстрелян в Иркутске.

Исход. Отступление колчаковцев превратилось в позорное бегство

Но нельзя не упомянуть, что лично адмирал был храбрым человеком, не раз выезжал в 1919 году на фронт, а в тюрьме вел себя честно и достойно. Беда его была в другом – он не умел командовать и подбирать кадры.

ЛЮБОВЬ К ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЕ С РЕБЕНКОМ

По большому счету, перевран в "Адмирале" и последний роман Колчака с женой его флотского сослуживца Анной Тимиревой. В кино это идеализированные бесплотные отношения, напоминающие любовь импотента. В жизни все было иначе. Анна Тимирева никогда не работала в белогвардейском госпитале, как в фильме, а играла при адмирале роль личной секретарши. Морально-бытовое разложение адмирала на фоне всеобщего белогвардейского "разврата" не представляло ничего исключительного. Генерал Филатьев с иронией вспоминает в Сибирской армии "многочисленные штабы с их тучей переписчиц, при которых нередко возились в обозе и их родители".

В 1919 г. у 25-летней Тимиревой уже был маленький сын от официального мужа. Но на экран этот карапуз не попал. То ли сценаристы не знали о его существовании, то ли хотели максимально романтизировать сюжет.

Явная ложь, что после смерти Колчака Анна провела 37 лет в большевистских лагерях, как сказано в фильме. В начале 20-х годов она приехала в Москву и вышла замуж за некоего инженера Книпера. Устроилась работать в Русско-Канадское пароходное агентство архивариусом. НКВД подозревало в этой конторе "крышу" для западного шпионажа. Агентство прикрыли, а Книпер-Тимиреву в админпорядке выслали из столицы на три года в провинцию. В заключении она провела не тридцать семь, а, если быть точным, двенадцать лет, попав под каток репрессий в 1938-м. Потом вернулась в Москву и даже снималась в массовке фильма "Война и мир". В "Адмирале" трусливые перестраховщики не дают ей сниматься. В реальности сама Анна Васильевна вспоминала, что "Мосфильм" поставил ее на учет: "Когда в массовых сценах нужны "благородные старухи", мне звонят, я сажусь на трамвай и несусь… Помните, бал Наташи? Крупным планом княгиня с лорнетом – это я! Хватает на Таганку, на томик Окуджавы, иногда на консерваторию"…

Вообще же, посмотрев "Адмирал", я с удивлением обнаружил, что даже советские фильмы, вроде "Чапаева", отличались большей объективностью. Большевики выглядят в новой киноподелке даже не красными, а черными. А ведь расстреливать пленных во время гражданской войны умели все. К примеру, спешивший на выручку Колчаку отряд генерала Войцеховского, захватив деревню Черемхово под Иркутском, тут же расстрелял местный ревком. Но в "Адмирале" беззащитных жертв "мочат" только красные. Так, словно, это какой-то триллер про молчание белых ягнят.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Олесь Бузина
Тэги: истории, мир
Вы сейчас просматриваете новость "Истории от Олеся Бузины: Адмирал Колчак под клубнично-клюквенным соусом". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: