укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Мировые новости
17 Июля 2007, 08:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Проект "Союз—Аполлон": Из "русского" и "американца" сделали космических гермафродитов http://www.segodnya.ua/img/article/623/99_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/623/99_tn.jpg Мир Более 30 лет назад меж звезд впервые состыковались корабли. Это была первая общая работа коммунистов с капиталистами.
Байконур. "Союз-19" на стартовой площадке №1. Фото из личного архива Г. Понамарева.
Байконур. "Союз-19" на стартовой площадке №1. Фото из личного архива Г. Понамарева.

Проект "Союз—Аполлон": Из "русского" и "американца" сделали космических гермафродитов

Более 30 лет назад меж звезд впервые состыковались корабли. Это была первая общая работа коммунистов с капиталистами.

Тридцать два года назад, 17 июля 1975-го на высоте около 200 км над Землей произошло событие, по своей значимости сравнимое с первым полетом человека в космос — на орбите состыковались советский корабль "Союз-19" и американский "Аполлон". Смысл этой стыковки не только в том, что впервые было доказано: разные с технической точки зрения пилотируемые аппарты могут, при необходимости, оказать помощь терпящим бедствие коллегам. Главное — земляне: "коммунисты" из СССР и "капиталисты" из США, объединили усилия в деле освоения космоса. Увы, дальнейшая программа совместных полетов была заморожена на 20 лет. Лишь в третьем тысячелетии стало очевидным: для реализации грандиозных планов, например пилотируемого полета на Марс, требуются усилия многих стран, ибо одной это не по карману.

ХРУЩЕВ "ПОСЛАЛ " КЕННЕДИ. Первым человеком, который заговорил о совместных космических полетах, был не ученый-"технарь", а президент США Джон Фитцеджеральд Кеннеди. Еще в 1963 г. он предложил советскому лидеру Никите Хрущеву осуществить совместный полет на Луну. Но Хрущев, убаюканный превосходством  русских в космосе на тот момент, отказался. А жаль, если бы он согласился, возможно, туристы с Земли уже гуляли бы по лунной поверхности.

Но стремительное освоение космоса потребовало от СССР и США четких совместных действий хотя бы при спасении экипажа корабля, попавшего в аварийную ситуацию. День сегодняшний это подтверждает на примере общей работы на международной космической станции (МКС): после того как в 2003 году  погиб американский многоразовый корабль "Колумбия", русский "Союз" до сих пор используется на МКС как спасательная шлюпка. И пока не будут построены и отработаны новые транспортные корабли "Клипер" (Россия) и "Орион" (США), альтернативы "Союзу" нет. 

СТЫКОВКА ВОПРЕКИ. К проекту "Союз—Аполлон" СССР и США готовились пять лет — с 1970-го. Причем, "на поклон" пришли американцы: администратор НАСА Джон Пейн предложил Президенту Академии наук СССР Мстиславу Келдышу обсудить вопросы, связанные с совместными полетами. Пришли вынужденно. Ведь, несмотря на то, что Штаты первыми высадились на Луну, взяв тем самым реванш у русских за запуск первого спутника и полет Гагарина, в 1970 году конгресс США отказался финансировать лунную программу, кратко сформулировав, почему он это сделал: "Ничего нового о Луне США дальнейшие полеты на нее не дадут".

Программу вояжей на долговременную орбитальную станцию "Скайлэб" НАСА сократила с нескольких десятков до трех и после их выполнения, утопила "Скайлэб" в Индийском океане. Впрочем, астронавты так настрадались во время работы на "Скайлэбе" из-за допущенных конструкторских ошибок и технических недоработок, что, наверняка, были этому рады.

Решение о создании многоразовых космических транспортных кораблей США приняли только в августе 1973 г. У НАСА осталось несколько  мощных ракет "Сатурн" и три  корабля "Аполлон", применить которые они не могли, не зная, что же им делать дальше в космосе.
 
Такой увидел первая международная стыковку в космосе известный художник А. Соколов. УВЕЛИЧИТЬНЕ "ПАПА" И НЕ "МАМА". Конструкция как "Союза" так и "Аполлона" делала невозможной их стыковку без существенных доработок. Например, космонавты дышали кислородно-азотной смесью, а астронавты — чистым кислородом, радиотехнические средства поиска и сближения кораблей работали на разных принципах и частотах, да и сами стыковочные узлы были изготовлены по принципу "папа-мама" — то есть у одного "Союза" (или "Аполлона") — штырь, у другого — приемная воронка, причем конструктивно наши и американские узлы отличались. В итоге на каждом корабле проекта "Союз—Аполлон" был создан универсальный трехлепестковый стыковочный "гермафродит", прекрасно себя зарекомендовавший в работе. Кстати, он и сейчас используется на МКС.

"Образцово-показательная" стыковка прошла, тем не менее, со сбоями, о которых, конечно же, не сообщали в прессе: у наших вырубилась телесистема, которая должна была передавать "картинку" братания в космосе, а у американцев застрял штырь в механизме стыковочного узла, что не позволяло астронавтам перейти из "Аполлона" в "Союз". Эти неполадки устраняли почти сутки.

ПРАЗДНИЧНЫЙ УЖИН — СОК И БОРЩ ИЗ ТЮБИКА

Одели для полета. Леонов и Кубасов устали готовиться. УВЕЛИЧИТЬМало кто знает, что проект "Союз—Аполлон" планировался намного более масштабным, чем получилось в итоге. На орбите готовились собрать большой международный космический комплекс  "Союз"— "Салют" — "Аполлон", где "Салют" — первая орбитальная станция СССР.

Увы, уже в 1972 году оказалось, что это невозможно по техническим причинам: не успевали перекомпоновать основную двигательную установку "Салюта", чтобы установить второй стыковочный узел — для приема "Аполлона". В итоге остановились на усеченном варианте — с помощью специально разработанного стыковочного шлюза в космосе соединялись только корабли.

Их экипажи были назначены за три года до полета. "Союзом-19" командовал "космонавт-11" полковник Алексей Леонов, с ним — бортинженер Валерий Кубасов, уже имевшие по одному полету в космос. Американцев было трое: командир корабля Томас Стаффорд и астронавты Дональд Слэйтон и Вэнс Брандт. После пристыковки "Аполлона" первыми в гости пришли американцы Стаффорд и Слэйтон, а Брандт остался "на хозяйстве".

После взаимных приветствий, произнесенных по-русски астронавтами и по-английски космонавтами, объятий и рукопожатий, они соединили состоящие из двух половинок памятные медали, подписали документы о сотрудничестве, обменялись сувенирами и поужинали соками в тубах, борщом, антрекотом и бородинским хлебом — все из тюбиков, кроме хлеба.

18 июля Леонов побывал на "Аполлоне", а Брандт — на "Союзе". Хождение в гости закончилось первой совместной космической пресс-конференцией.

19 июля корабли расстыковались и на краткое время состыковались повторно, при этом активным кораблем был уже "Союз". Наши приземлились штатно, астронавты — с проблемами: они при посадке слегка отравились парами ракетного топлива.

КОНВЕРТЫ С ЛУНЫ, ПЕЛЬМЕНИ ПОД ВОДКУ И "ВОДКА" В КОСМОСЕ. При формировании в 1972 году американского экипажа для международного проекта "Союз-Аполлон" выявили первый в истории случай "космической коррупции": кандидат Джон Свайгерт был уличен в том, что, передал экипажу корабля "Аполлон-15", посетившего Луну, несколько сотен почтовых конвертов со своей подписью, а по  возвращению на Землю попытался хорошо заработать на их продаже. Этот случай стал известен СМИ и, разумеется, разразился скандал.

Экипаж "Аполлона": Дональд Слейтон, Томас Стаффорд, Вэнс Брандт (слева направо) после возвращения из полета. УВЕЛИЧИТЬЭкипаж "Аполлона" отчислили из НАСА, а Свайгерта наказали, исключив из международного экипажа. Его заменил Дональд Слейтон. Последний мог стать "американским Гагариным", но перед самым полетом у него обнаружили аритмию сердечной мышцы. Трудно представить себе, на какие ограничения пошел астронавт, чтобы вернуться в строй.

Интересно, что позднее, в начале 80-х Слейтон посетил СССР, где встретился с конструктором известной боевой межконтинентальной баллистической ракеты "Сатана" Владимиром Уткиным, которую до сих пор панически боятся американцы. Слейтон выразил свое уважение создателю столь грозного оружия. Конструктор в ответ пригласил его на пельмени, коих они налепили вдвоем огромное количество, причем гость превзошел в этом искусстве хозяина, заслужив его похвалу. А при употреблении пельменей, естественно, под водочку, ни в чем не уступил Уткину и в борьбе с "зеленым змием".

Кстати, о водке: весь мир обошло фото, сделанное на орбите во время стыковки "Союза" и "Аполлона" бортинженером Валерием Кубасовым, на котором Стаффорд и Слейтон пьют из туб, на которых написано "Водка". На самом деле в тубах был... борщ: шутник Алексей Леонов, командовавший экипажем "Союза" разыграл американских коллег. Он сам смастерил водочные этикетки и приклеил их на тубы, а затем предложил астронавтам в честь первой международной стыковки "нарушить режим космонавта". Как видим, шутка удалась на все сто процентов.

ПАМЯТНЫЕ СИГАРЕТЫ ПРОДАВАЛИ СПЕКУЛЯНТЫ

УВЕЛИЧИТЬМеждународный полет "Союз—Аполлон" широко рекламировался в СССР. Была выпущена серия почтовых марок и конвертов со штемпелем первого дня гашения, открытки, фотоальбомы и даже сигареты "Союз—Аполлон" со знаменитым вирджинским табаком.

Понятно, что все это было страшным дефицитом: марки распространялись только среди членов "Всесоюзного общества филателистов", по воспоминаниям автора этих строк, за конвертами с "байконуровским" спецгашением на почте города Ленинска (ныне Байконур) вытянулся длиннющий "хвост". Без очереди не пускали даже тех, кто принимал участие в проекте "Союз—Аполлон".

На Байконуре сигареты "Союз—Аполлон" было можно свободно купить блоками: 1,5 рубля пачка, что тогда считалось довольно дорого, но стильно, в других городах СССР их разметали мгновенно и перепродавали по спекулятивным ценам.

КИТАЙЦЫ ТОЖЕ ХОТЯТ ЛУННОГО ПИРОГА

Так будет выглядеть "Супераполлон", для перевозки на Луну груз и астронавтов. УВЕЛИЧИТЬПосле того как США прекратили полеты к Луне, ее освоение стало актуальным лишь три десятилетия спустя, но при условии создания принципиально новых космических кораблей. Они должны стать не только пилотируемыми, но и грузовыми, способными доставлять за один рейс на Луну тяжелое оборудование, запасы продовольствия, топлива. Интересно, что к возобновлению лунной программы американцев подтолкнули китайцы: руководство КНР заявило, что к 2040 году их страна начнет освоение Луны.

Так будет выглядеть "Супераполлон", для перевозки на Луну груз и астронавтов. УВЕЛИЧИТЬАмериканцы собираются строить на нашей ближайшей соседке стартовую площадку для регулярных пилотируемых полетов к другим планетам Солнечной системы — в первую очередь на Марс. Она будет расположена в районе Южного полюса Луны. Начиная с 2018 года, США планируют совершать по две экспедиции на Луну в год. В их ходе предстоят поиски воды, топлива (гелия-3), полезных ископаемых, особенно так называемых редкоземельных металлов. Специалисты НАСА планируют первый полет нового корабля "Орион" (на фото), способного курсировать между Землей и Луной, на 2012 год. Он создан на базе глубоко модифицированного корабля "Аполлон" и может доставлять к околоземной космической станции трех человек и груз, а на Луну — четырех астронавтов. Для удешевления проекта планируют применять не только "Аполлоны", но и двигатели от старых добрых "Сатурнов", разработанные почти полвека назад знаменитым создателем первых ФАУ и бывшим штурмбаннфюрером СС Вернером фон Брауном, а также части системы "шаттл" — 49-метровые внешние баки с двумя встроенными резервуарами — кислородным и водородным (такие же как те, что взорвались при гибели "Челленджера"). Сам "Аполлон" будет приземляться на Луну на четыре "ноги", а при возвращении — традиционно приводняться в океан.

УКРАИНУ — В СТОРОНУ. Конечно в США хорошо понимают, что стоимость строительства космической базы на Луне огромна — сотни миллиардов и поэтому приглашают к сотрудничеству в первую очередь Россию, а также Китай, Индию и другие страны. А что же Украина? В КБ "Южное" разработан, воплощен в металле и испытан на стенде с проведением огневого прожига (в закрепленном состоянии) двигателей  "космический буксир" — специальный ракетный блок с супермощными двигателями и большим запасом топлива, резко увеличивающий энергетические возможности космического "поезда", следующего к Луне или другие планеты. Увы, конкуренты никому не нужны. И русские, и американцы пока отказываются от услуг украинских ракетных специалистов, несмотря на то, что буксир получился надежным и недорогим.

МАРС ЖДЕТ ГОСТЕЙ. Благодаря опыту, полученному при первой международной космической стыковке "Союза" и "Аполлона" стало возможным проведение подготовки для полетов международных экипажей на другие планеты Солнечной системы. Для начала выбран Марс.

МарсИзвестный испытатель космической техники Геннадий Понамарев рассказал "Сегодня", что в Институте медико-биологических проблем России с прошлого года формируют международную группу добровольцев (ориентировочно до 20 человек) для наземного "полета" на Марс длительностью 500 суток в один конец и в числе кандидатов уже есть несколько россиян и супружеская пара из Австралии, хотя существует мнение, что женщин брать в длительный полет не стоит. Объявлено, что заявку на участие в эксперименте может подать любой желающий, кому позволяет здоровье. Планируется, что "экипаж" будет жить в условиях, максимально приближенных к космическим: обитать в крохотных спецконтейнерах, ограниченно потреблять воду, использовать в пищу восновном продукты, постоянно выращиваемые "космонавтами" в теплицах. Руководителем проекта назначен врач-космонавт Валентин Поляков, который провел в конце 80-х гг. в космосе 437 суток без посадки на Землю — это абсолютный рекорд. 

Заметим, что годом ранее американцы завершили такой эксперимент на антарктической станции Мак-Мердо, однако его результаты не обнародованы. Известно лишь, что в их "марсианском экипаже" дамы были точно.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Пономарев Геннадий
Тэги: наука, мир
Вы сейчас просматриваете новость "Проект "Союз—Аполлон": Из "русского" и "американца" сделали космических гермафродитов". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: