Блог: Автономия при унитарности. Причины и следствия

21 Декабря 2012, 18:10

Мы сегодня наблюдаем, как в Украине повсеместно применяются двойные стандарты

<p>Сергей Богачев, секретарь Донецкого городского совета, доктор экономических наук, профессор Донецкого национального технического университета</p>
Сергей Богачев, секретарь Донецкого городского совета, доктор экономических наук, профессор Донецкого национального технического университета

Вроде все хотят, чтобы было согласие в обществе, но вот договориться между собой никак не получается. Далеко за примерами идти не надо, посмотрите, что творится в Верховной Раде. С одной стороны все депутаты декларируют благие намерения, но тут же готовы друг другу морду бить. Или взять хотя бы нашу Конституцию, где Украина вроде бы провозглашена унитарным государством, но, при этом существует автономная республика. А ведь только при этом противоречии и была принята Конституция.

Нет единства в Украине по отношению к языковому вопросу, голодомору, другим историческим событиям. Даже Грушевский М.С. в своей "Истории Украины – Руси" говорил, что население нашей страны лучше чувствовало себя в XVI-XVIII вв. в восточных регионах, так как тут сохранялась своя вера и традиции, существовал прогресс в экономическом развитии, увеличивалась численность населения. Но при этом он считает, что украинская культура лучше сохранялась в Западной Украине. И это было бы верно, если бы он добавил, что имел ввиду культуру Древней Киевской Руси. Но он этого не добавил. По-моему, культура – это понятие динамичное, так же как и язык. И состояние культуры должно характеризоваться общим положением населения государства. Нельзя принимать культуру в Черниговской области за эталон и утверждать, что культура Луганской области – отсталая. Нельзя утверждать, что язык на Полтавщине более украинский, чем язык русинов, одесситов или гуцулов.

Но давайте посмотрим на истоки этих противоречий.

Не буду сегодня говорить о Левобережной и Правобережной Украине, о которой много написано. Хотелось бы более подробно остановиться на истории Юго-востока нашей страны, где не было титульной нации, где смешались античность и варварство, православие и мусульманство. Государственность здесь начала развиваться задолго до основания Киевской Руси и Рождества Христова. Еще до Александра Македонского возникли греческие города-государства: Ольвия, Херсонес, Тира, Пантикапей. Несмотря на то, что это были города древних греков, их влияние сказывалось на развитии наших территорий многие столетия.

Города и поселения хазар, генуэзцев, татар, турок в период Киевской Руси и позже наложили свой отпечаток на развитие Восточной Украины.

Или давайте вспомним, как осваивалось Дикое поле в XVIII-XIX вв. После завоевания Крыма Российской империей значительное количество греков, сербов, немцев, евреев переселялись на территорию нынешних Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей. Чтобы освоение шло активней, Екатерина II освобождала переселенцев от уплаты налогов, воинской повинности, им была предоставлена свобода вероисповедания, возможность общения на родном языке. Это привело к резкому увеличению населения в нашем регионе. Создавались греческие поселения от Павлограда до Мариуполя, немецкие колонии располагались на территории нынешнего Тельманово, сербские селения возникали на месте Славяно-Сербска. Эти поселения перемешивались с выходцами из Западной Украины, переселенцами из России. Причем украинцы шли гораздо дальше территории нынешнего государства. И сейчас в Белгородской, Воронежской, Ростовской областях существуют украинские села, где говорят на родном языке и чтут традиции предков. И насколько приятно, когда ты едешь в районе Старого Оскола, Богучара, пересекаешь Дон, слышать украинскую речь.

При этом, говоря об аутентичности украинцев в целом, очень часто "патриоты" забывают, что наши поселения существуют не только на Западе Европы или в Северной Америке, но и на Западе России, в Сибири, в Казахстане. И почему-то со стороны МИДа, Минкульта, общественных организаций не видно каких-либо действий для сохранения украинского языка, культуры в этих селах. Более того, меня удивляет нежелание жителей Западной Украины принять эти факты и согласиться с ними. Я не нашел понимания этих различий в развитии Украины, когда беседовал с Олегом Тягнибоком. Даже во время встреч с местными лидерами "Свободы" из Донецка, Луганска, которые живут в современных реалиях, я не увидел понимания необходимости консолидации.

Не так давно в Донецкий горсовет пришло обращение Луцкого городского совета, подписанное большинством депутатов, по поводу их позиции к Закону о региональных языках. В письме содержались, в основном оскорбления в адрес власти, авторов закона, а также призыв к жителям Луцка вынести приговор "правлячій хунті". В свою очередь, я подготовил и направил ответное письмо о готовности вести диалог на эту тему, или любую другую, но без ругани и голословных обвинений. http://novosti.dn.ua/details/185767/. К сожалению, ответа так и не последовало, наше предложение о диалоге так и осталось на бумаге.

Сегодня, когда вся Европа находится в кризисе, мы должны понимать, что ответственность за выживание должна возлагаться не только на руководителей нашего государства, доверие к которым зыбкое, но и к местным лидерам, руководителям, депутатам, гражданам. Есть два выхода из кризисной ситуации. Либо мы пытаемся найти общие точки соприкосновения в области экономики, культуры, политики путем диалога и обсуждения, либо мы продолжаем лгать друг другу, говоря о необходимости объединения Украины, и спокойно смотреть на возможные последствия, которые ведут к хаосу и развалу.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Загрузка...