Гости фестиваля и кинокритики посмотрели уже 16 фильмов основной программы, в которую в этом году вошли 20 картин.
Обладатель "Золотой пальмовой ветви" будет объявлен в воскресенье.
В четверг наивысшие оценки критиков достались картине "Белая лента" австрийского режиссера Михаэля Ханеке. Это история детей и подростков, поющих в хоре немецкой деревни накануне Первой мировой.
Герои фильма становятся жертвами сурового общества, изображенного режиссером – их жизнь и поведение подчиняются по-настоящему военным законам.
Это педагогия, основанная на нравственном истязании и унижении, которая была распространена в Европе с XIX века до 1950-х годов и основы которой прописаны в учебниках. По словам самого режиссера, фильм обнажает "корни неважно, какого терроризма – политического или религиозного".
По оценкам экспертов, опрошенных специальным каннским выпуском британского журнала Screen International, "Белая лента" стала одним из лидеров – ей поставили 33 из 40 баллов. Наибольшее число баллов – 34 – набрал "Пророк".
За ним по предпочтениям следуют фильмы "Яркая звезда" Джейн Кэмпион (33 балла) и "Разорванные объятия" Педро Альмодовара (32 балла).
Фильму Тарантино, который уже покидал фестиваль с "Золотой пальмовой ветвью", критики поставили 24 балла. Как отмечают СМИ, лента призвана оживить жанр фильмов про войну.
Еще одному обладателю "Золотой ветви" Ларсу фон Триеру вовсе не удалось убедить критиков – его фильм набрал 16 баллов. Столько же баллов во второй день фестиваля получила картина "Весенняя лихорадка" китайского режиссера Ле Е, которая, по мнению СМИ, отличилась сценами гомосексуальной любви и не вполне внятным сюжетом.
Картина фон Триера, в свою очередь, изобилует резкими сценами насилия и секса. Как отмечают критики, в ней переплетаются темы траура, чувства вины, "первородного страха" и эдипова комплекса.
"Скандалы – это прекрасно. Я думаю даже, что устроить скандал благодаря фильму – это совершенно блестяще. Я уважаю все формы реакции на мой фильм. Все эмоции, вызванные фильмом, хороши. Пока меня не бьют", – заявил сам фон Триер.
При этом фон Триер посвятил свой фильм знаменитому советскому режиссеру и сценаристу Андрею Тарковскому, которому, по словам самого Триера, крайне не понравилась его картина "Элемент преступления" (1984).
Картине испанца Педро Альмодовара повезло больше – в день показа во вторник пресса приняла ее благосклонно. Однако, как отмечают СМИ, сеанс не сопровождался овациями, которых удостоились его картины "Возвращение" и "Все о моей матери", получившие в 2006 и 1999 году призы за сценарий и актерское мастерство и за постановку.
Пока что лидером, по мнению критиков, остается "Пророк" Жака Одиара – история неграмотного девятнадцатилетнего араба, который попадает во французскую тюрьму.
Сперва герой выполняет поручения корсиканских заключенных, которые "заправляют" делами внутри тюрьмы, а затем получает расположение криминального авторитета и шаг за шагом поднимается по ступеням тюремной иерархии. Его начинают называть пророком после автокатастрофы, в которой ему посчастливилось выжить.
"Когда речь заходит о жестком криминальном кино, Жаку Одиару мало равных в Европе. "Пророк" – это одновременно жесткий, тщательно проработанный социальный реализм и захватывающее развлекающее кино", – утверждает эксперт Screen International.
В пятницу и субботу гости фестиваля увидят в рамках основного конкурса картины израильского режиссера Элии Сулеймана, аргентинца Гаспара Ноэ, малайского режиссера Цай Мин-Лянь и испанки Изабель Койшет.