Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Михаил Резникович: "Не представляю, что театру будут диктовать политики"

Худрук академического Театра Русской драмы имени Леси Украинки рассказал, почему в театре пересматривают цены на билеты, о кассовых спектаклях, предательствах, олигархах, любви художника и о том, кого видит своим преемником

1/3

— Михаил Юрьевич, сейчас, когда в стране такая неразбериха, тяжело жить в столице театру с названием "русский"?
— До сегодняшнего дня нас никто из властей не ущемлял, ничего не диктовал. Мы нормально творчески работали, ни один человек не врывался в театр. Другой вопрос, что если в декабре-январе у нас были аншлаги, то сейчас их нет. В стране экономия, и нас, естественно, урежут в финансировании. Мы должны зарабатывать деньги и ставить кассовые спектакли, на которые зритель может пойти, учитывая при этом уровень драматургии.
— Будете ли вы пересматривать политику цен на билеты?
— Очень осторожно. Один олигарх, когда я его попросил помочь театру, возмутился: "А чем помогать? Поставьте все билеты по $150 — и все в порядке". Я говорю: "Да, но тогда в театре будет пятьдесят человек". На что он ответил: "А моя жена не хочет с быдлом сидеть".
В Америке и в Европе существует движение в сторону "от человеческого сострадания к устранению себя от участия в чужой жизни", движение под лозунгом "каждый жарит свою яичницу сам". Это неплохо. Но надо понимать, что брать от Европы, а от чего лучше отказаться.
— Если урежут финансирование, получится ли сохранить принцип "деньги—качество"?
— Как вам сказать... Я сейчас думаю о возможных авторах будущих постановок: Эдуардо де Филиппо, Дарио Фо тоже замечательный итальянец. В любом случае, несмотря на финансовые проблемы, есть нижний предел качества. К примеру, у нас идет в театре спектакль "№13" Рея Куни. Приехал к нам МХАТ с ним — и зрители поняли, что мы его более человечно поставили. Ведь еще Станиславский мудро говорил: "Легче поставить два-три хороших спектакля, чем воспитать следующее поколение артистов". Я пытаюсь этим заниматься. Чтобы тридцатилетние брали на свои плечи репертуар и были готовы к этому профессионально и нравственно.
— Может ли власть влиять на культурный продукт театра? Диктовать, что именно ставить?
— Не могу себе даже в страшном сне представить, что художественному руководителю политики будут диктовать репертуар. В советское время приходилось утверждать его в разных инстанциях, а сейчас, начиная с первых дней независимости, у нас этого нет — все на совести художника. Конечно, жить в обществе и быть от него полностью свободным нельзя. Но это не значит, что нужно "подкладываться" под кого-то. Например, в 2005 году, когда хотели наш театр уничтожить (Резниковича уволили, но после протестов общественности и деятелей культуры восстановили в должности. — пжАвт.), министр культуры Билозир заявила, что я — вор, украл миллион и пойду по этапу. Через полгода, когда все поздравляли с орденом, который вручил мне Виктор Ющенко, от нее пришла приветственная телеграмма. Я прошел все это. Да и до этого были похожие истории. Меня снимали с должности большевики, Политбюро. Вызвали и сказали: "Михаил Юрьевич, напишите заявление об уходе, как раз идет заседание секретариата ЦК". Я написал и уехал в Новосибирск, где три года руководил театром "Красный факел". А потом мне позвонили и пригласили вернуться обратно. Еще был один человек, генерал тыла, а по совместительству драматург, который писал колоссальное количество пьес-подделок — графомания полная, но в Украине в советские времена его ставили почти все театры. Меня вызвали и сказали: "Поставьте его пьесу, он вам утроит гонорар". Я отказался, потому что это подделка, хотя другой режиссер поставил. Всегда есть нижний предел, некая ватерлиния, за которой — предательство профессии. Но за порядочность часто приходится платить.
— Если так сложится, что московские актеры в нынешних условиях станут меньше к нам ездить, будут ли люди больше ходить на представления украинских актеров?
— Опасно прогнозировать. Гастролеры к нам едут, чтобы заработать, они эксплуатируют имена, которые мелькают на ТВ. Совсем другое дело, когда приезжает Театр Фоменко, потому что это — замечательный русский театр. Зритель в театре всегда или плачет, или смеется. Но сегодня он больше хочет отдохнуть и развеяться.
— У каких других театров вы хотели бы чему-то научиться, может, что-то перенять?
— Творческий человек может найти что-то интересное везде — и в хорошем спектакле, и даже в плохом. В душе все время идет круговорот. Например, на наш спектакль по Шевченко мы пригласили одного из лучших актеров театра Ивана Франко Петра Панчука. В работе он многое взял от меня, а я — от него. Еще очень важна школа. Счастливы те актеры и режиссеры, которые ее получили: дальше они могут развиваться как угодно. Как бы мы ни относились к Андрею Жолдаку, которого я называю своим полуучеником, у него есть эта школа. Очень продуктивно сейчас работает Андрей Билоус в Молодом театре. Это перспективный режиссер, который через какое-то время, возможно, станет одним из лучших в Украине.
— Вспомнили о Билоусе. Значит ли это, что вы видите в нем своего преемника?
— Не знаю... Не думал. Если говорить о нашем театре, то я бы назвал преемником Кирилла Кашликова. У него два образования, он поставил у нас очень хороший спектакль "Солдатики", который приглашали в Германию, на европейский фестиваль современной драматургии. А Билоус... может быть очень хорошим режиссером когда-нибудь и в нашем театре.
— Вы знаете, что многие актеры вас откровенно боятся?
— Это тоже неплохо. Но надо разобраться, почему... Может быть, потому, что кому-то не хватает профессионализма или бескорыстия по отношению к театру. Но в большинстве случаев, по-моему, уважают. Лидера всегда немного опасаются, если мы примем формулу Станиславского, что театр строится на растоптанных самолюбиях. Наше искусство — коллективное. И у тех, кто не состоялся, часто возникает злость, зависть, конфликтность. Впрочем, это ничего общего не имеет с творчеством.
Знаете, театральные предательства не вчера родились и не завтра закончатся... В нашем коллективном искусстве духовное предательство профессии — а в его основе часто внутреннее опустошение пополам с гиперэгоизмом и фантастической самоуверенностью — шагает рядом с предательством чисто нравственно человеческим. Как правило, предают те, кого ты ввел в профессию, в театр. Каждый, кто хочет стать режиссером, должен это понимать. Это к вопросу, кто кого боится...
— Ваш давний друг Эдвард Радзинский очень много хорошего мне о вас рассказывал. Помню, как в свой единственный выходной в Киеве он не мог к вам дозвониться и поехал к вам на спектакль за несколько часов до отъезда.
— Да, мы смотрели Уайльда в постановке нашего театра. Когда мы познакомились, мне было 24, а ему 25. В "Ленкоме" репетировали его первую пьесу "Вам 22, старики". Я был на преддипломе, работал с Алексеем Баталовым над спектаклем "Человек со звезды", мы там и сошлись. А потом я ставил пьесу Радзинского. Лет 7 или 8 назад он приехал в Киев — в нашей филармонии на музыку положили его повесть о "Сальери и Моцарте", играли наши актеры. Он приехал, посмотрел, а потом пришел ко мне со словами: "Миша, помоги, там неважно с режиссурой". Я провел две репетиции, и лучшей похвалой в моей жизни было, когда после трехчасового прогона он сказал: "Ты репетируешь не как Толя (Эфрос), а как Гога (Товстоногов).
— В вашем театре мало ставится современных авторов по сравнению с классикой.
— Выбор репертуара — трудное и опасное дело. Есть такой термин в театре: "передышка". Думаю, что сегодня не только в Украине, но и в России намечается передышка в драматургии. Не возникает острых, нравственных катаклизмов в пьесах. Есть или чернуха, или заведомо политический "кукиш в кармане". Театр должен быть профессионально готовым, чтобы ставить классику и высокие вещи.
— Как вам кажется, такой сильный человек как вы, реализовавшийся в карьере, может быть просто счастлив в жизни?
— Во-первых, я не убежден в том, что я — сильный. А, во-вторых, не всегда счастлив... Но я пытаюсь. Вообще, если чувство любви художнику неведомо, не вызывало в нем самых разных эмоций — ненависти и наоборот, какой-то сумасшедшей тяги к человеку, он очень многого в искусстве и в театре не сможет сделать. Потому что выше своего эмоционального опыта трудно прыгнуть.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять