Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Одесситы на древнерусской ладье покорят Европу

Копии древних. "Анна Ярославна" будет готова через год, а этим летом энтузиасты возьмут штурмом Трою

В Одесской области энтузиасты строят древнерусскую ладью. "Анна Ярославна" – так называется новый проект одесского Центра исследования истории мореплавания, организации, известной своими путешествиями на собственноручно изготовленных копиях древних и средневековых кораблей.

Судно назовут в честь дочери Ярослава Мудрого, которая после брака с Генрихом I Капетингом по меньшей мере четверть века была королевой Франции (короновали ее в 1051-м году). Как считают историки, наша соотечественница является предком почти всех европейских монархов и даже нескольких американских президентов, включая Джорджа Вашингтона, отца и сына Бушей!

Реклама

НА ЛАДЬЕ — В БРЕСТ. Строительство ладьи началось в этом году, рассказал "Сегодня" руководитель Центра, историк и путешественник Игорь Мельник. Реконструкторы уже пошили для судна красно-зеленый парус с желтым крестом и вытесали из дуба килевую балку с форштевнем и ахтерштевнем (носовая и кормовая части). Сейчас все детали находятся в Рени, где местный лодочный мастер Андрей Федорович изготавливает шпангоутный набор ("ребра" корабля).

Изготовление килевой балки. Фото из архива И.Мельника

Реклама

На июль мореходы запланировали сборку "Анны Ярославны", а в августе­-сентябре займутся обшивкой. В мае 2012 года ладью спустят на воду, и когда она, впитав влагу, что называется, "забухнет" – испытают. А уже в июле любители старины поедут на морской международный фестиваль во французский Брест. "Туда мы нашу "княгиню" доставим автотранспортом, поучаствуем в фестивале, а потом совершим беспрецедентный переход из Франции в Украину по речкам и каналам Европы. Через Германию, Польшу и, возможно, Беларусь. Это очень сложное путешествие, ведь только в Польше надо будет преодолеть 70 шлюзов, каждый потребует колоссального труда!" – говорит Мельник.

Игорь Мельник, Джина и макет ладьи. Фото О.Константинова

Реклама

Длина будущей ладьи – 12 метров, ширина – 2,5 м, вес – 4 тонны. На судне предусмотрено десять гребных мест, экипаж составит 12 человек, плюс корабельная такса Джина. Носовую и кормовую части украсит одесский художник Игорь Ивченко, – автор скульптурной композиции "Тетя Соня" на Привозе. "Сейчас идут дискуссии о носовой фигуре, – поведал нам ваятель. – Я предложил изобразить Анну в виде Алконоста – райской птицы-­девы из византийской и славянской традиций. Это будет женщина в княжеском одеянии с устремленными вверх крыльями. Одной рукой она прижимает к груди Рейнское Евангелие, кириллическую Библию, на которой присягали французские короли (и которую после королевы смог прочитать только гостивший во Франции 7 веков спустя Петр Великий, – Авт.); второй – совершает благословляющий жест. Кормовая фигура будет выполнена в виде хвоста птицы. Но не все с этим согласны. Некоторые указывают на не совсем христианский, языческий характер образа Алконоста, хотя изображения этого мифического создания есть в Юрьевском Евангелии XII в".

На форштевень – Анну Киевскую в образе Алконоста. Фото из архива И.Мельника

"ОДИССЕЙ" – В ТРОЮ. "Анна Ярославна" – это уже девятое историческое судно, созданное Центром истории мореплавания. Первым их проектом была древнегреческая диера "Ивлия", спущенная на воду в 1988-м году и совершившая шесть походов. По речным системам она дошла до Парижа, побывала в Средиземном и Северном морях. Параллельно участники экспедиций проводили разнообразные исследования – от медицинских до океанографических. "Я загорелся этим делом после посещения Змеиного в составе первой научной экспедиции на этот остров, хотя до этого интересовался в основном историей колесного транспорта", – вспоминает Игорь Мельник.

"Ивлия". Фото из архива И.Мельника

В 1993-м году Центр построил средневековый двухмачтовый полиакр "Одесса" – на таких покоряли моря генуэзские и венецианские купцы.

"Одесса". Фото из архива И.Мельника

Потом был финикийский корабль "Мелькарт", еще одна греческая галера "Персей", каркасные лодки "Меотида" и "Тигр" (последняя обтянута кожей), камышовая ладья "Фера" и другие. К каждому творению моряки-историки относятся как к живому существу: "Да они и есть живые. Не зря древние рисовали в носовой части глаза, – чтобы судно видело, куда идет. Когда проведешь столько времени в море, сколько мы, переживешь столько штормов – перестаешь быть материалистом, начинаешь верить в такие вещи, какие раньше никогда не верил", – говорит Мельник.

"Мелькарт". Фото из архива И.Мельника

Возводя "Анну", ребята продолжают и начавшийся в 2004-м проект "Одиссей". Это реконструкция однодеревного суденышка бронзового века, которым предположительно пользовались т.н. "народы мира". Разноплеменные эти "народы" спустились из центра Европы к берегам Малой Азии, где, по одной из версий, разорили Трою (знаменитая Троянская война, описанная Гомером в "Илиаде") и уничтожили Хеттское царство. В 1173-м году до новой эры пришельцы потерпели поражение от армии и флота египетского фараона Рамзеса III. По одному из барельефов на стенах усыпальницы Рамзеса соратники Мельника и воспроизвели лодку. В этом году "Одиссей" повторит путь "народов моря" от болгарской Варны до руин Трои на западном побережье Анатолии.

"Одиссей". Фото из архива И.Мельника

А еще Игорь Мельник (у него – докторская степень по истории) недавно выпустил объемистую энциклопедию по истории транспорта и путей сообщения до XX-го века.

"Чужих богов лучше не призывать"

Аутентичные в их путешествиях – только сами суда. Путешественники не переоблачаются, как наземные реконструкторы, в древние костюмы, не воспроизводят древние обряды ("Не стоит призывать чужих богов – вдруг придут", – шутят они). Пищу готовят на современной газовой плитке, а ладьи и диеры ведут с помощью GPS.

"Иначе нас бы просто не выпускали из портов, да и не обладаем мы теми знаниями и опытом, которые позволяли древним ходить по морям, ориентируясь только по звездам, Солнцу, направлению ветра и приметам, – вздыхает Мельник. – Надо сказать, что даже с современными приборами их умений нам очень не хватает. К примеру, за румынским портом Сулина нас на "Одиссее" страшным штормом выбросило на берег, хотя за час до этого погода была прекрасная, а барометр и в ус не дул. Но накануне закат был красный – солнце в тучу село. Только потом, когда с помощью румын пытались дотащить лодку обратно в воду, я вспомнил старое морское поверье: "Если солнце село в тучу, жди, моряк, большую бучу". Так что не во всем мы древних превосходим".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять