Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Последний штурм Михалкова: Котов, режущий глотки пальцем, Сталин-вампир и измена жены

Сегодня – премьера "Утомленных солнцем 2. Цитадель".

Сегодня в прокат выходит "Утомленные солнцем. Цитадель". Напомним, первый фильм был снят еще в 1994 году (бюджет $2,8 млн). Фильм тогда так и не окупился, но зато получил "Оскар". Спустя 16 лет появились "Утомленные солнцем 2". Михалков наснимал так много материала, что решил разбить второй фильм на две части: "Предстояние" и "Цитадель", общий бюджет которых был рекордным для российского кино — $55 млн. "Предстояние" вышло в 2010-м и, несмотря на агрессивную промокампанию (а во многом "благодаря" ей), едва собрало жалкие $7,5 млн. Оглушенный, но не сломленный провалом, Михалков переносит премьеру "Цитадели" (с ноября 2010-го на май 2011-го), чтобы "кое-что в ней перемонтировать". И вот фильм наконец-то на экранах.

Реклама

Арсеньев-Меньшиков. Из кабинетов — в окопы. Фото kinopoisk.ru

ЧТО УВИДИМ. Герою Никиты Сергеевича Котову присвоят звание генерала, оденут в плащ а-ля Жуков и отправят на штурм немецкой крепости. В подчинение ему дадут 15 000 зеков и крестьян и палки вместо оружия (атака под разухабистые звуки гармони — определенно лучшая). Предстоит ему и встреча с недругом энкаведистом Арсеньевым (Олег Меньшиков), который и расскажет герою Михалкова о том, что его жена Маруся (Виктория Толстоганова) жива и замужем за другим — Кириком в исполнении Владимира Ильина (зрители еще первых "Утомленных" помнят его как "приживалу в загородном доме семьи красного комдива Котова"). Будут и пикантные моменты. Если в "Предстоянии" Михалков показал зрителю грудь своей дочери, то в продолжении будет обнаженный бюст Толстогановой и зад Меньшикова. Вернется и палец-коготь-лезвие (после пыток в застенках НКВД у комдива травмирована рука), которым Котов играючи перережет глотку гоп-стопщику на станции. Будут снайперская дуэль, горящие танкисты и мышь, сыгравшая не последнюю роль в штурме...

Реклама

Горят танкисты. Факелом будет и герой Дюжева. Фото trite.ru

СЕРИАЛЬНЫЕ СТРАСТИ. В "Предстоянии" любовной линии не было как таковой — преимущественно боевик, а в "Цитадели" Михалков дал волю чувствам, видимо, чтобы привлечь в залы женщин (кстати, именно "мыльные" отрывки режиссер и показывал недавно в Киеве на своем творческом вечере, на котором побывала и "Сегодня"). Страсти разворачиваются, когда комдив попадает в свой дом. Его приезду не рады ни Маруся, ни ее родня. Ведь Котова считали мертвым! "Ты же сказал его нет!" — цедит сквозь зубы Маруся Арсеньеву, а потом выдает: "Зачем ты его сюда привез!". А зрителям предстоит разобраться, как устраивала свою личную жизнь Маруся после "расстрела" Котова. И с Арсеньевым жила (он же для усмирения ее насиловал), потом "перешла" как знамя к Кирику, родила ему ребенка... Потому возвращение Котова перевернет с ног на голову ее вроде бы устаканенную жизнь и зритель увидит нервную, истеричную женщину, не готовую принять некогда любимого мужа, а потому с дитем и новым мужем сбегает от Котова. Правда, перед этим делит с ним ложе...

Реклама

Комдив Котов. Его кинули на Цитадель. Фото kinopoisk.ru

РЕЖИССЕР: "ХВАТИТ С МЕНЯ КАНН"

Героичный Михалков. Как и его персонаж, нападок не боится

После выхода "Предстояния" Михалкова обвинили во всех смертных грехах: сюжет дырявый, баталии не ахти, море исторических ляпов и возраст героев несоразмерен (к примеру, на тот момент 64-летний Никита Сергеевич играл 40-летнего Котова). "Меня эти нападки не смущают, — сказал нам режиссер. — Мы сразу шли на определенную меру условности. И Наде не двенадцать лет (а именно столько ей должно было быть в 41-м году), а около двадцати. И Вика Толстоганова моложе Дапкунайте (играла Марусю в первом "Солнце"). Что же касается исторических ошибок — да, признаю, штрафбаты появились в 42-м, а у нас они на год раньше фигурируют. Да, не мог лагерь с 58-й статьей (изменники Родины. — Авт.) стоять так близко к границе. Но мы же художественный фильм все-таки снимали". Объяснил Никита Сергеевич и то, почему не стал отправлять "Цитадель" в Канны (в отличие от "Предстояния", который в итоге остался без награды). "Думаю, это чересчур для любого фестиваля: два года подряд один и тот же режиссер, скандальная картина. Мне говорили, зря не захотел — в жюри сидит мой друг Де Ниро. Но я и так слишком нахлебался с этими Каннами. Столько нервотрепок. У меня и без того наград хватает. Даже Гран-при все тех же Канн есть. За мои "Очи черные" Марчелло Мастроянни получил "пальму" за "Лучшую мужскую роль". Да и что мне с этих статуэток — стоят себе, пыль собирают".

А свое решение вернуться к казалось бы завершенной истории Михалков аргументировал так: "Меня раздражает, что сегодня наши дети смотрят американское кино по типу "Спасти рядового Райана", в котором доблестные американцы выигрывают войну. Я хочу, чтобы они знали, что Гитлера победили русские". Еще одной причиной, заставившей его вернуться к "Солнцу", стала недосказанность: "Я оставил своих героев на пороге великих событий. Мне было интересно узнать, что стало с ними дальше. А еще я хотел снять честный фильм о войне. О многом нельзя было раньше говорить...".

Жена комдива Маруся. Уезжает от него с другим. Фото kinopoisk.ru

СТАЛИН: ОТ ВАМПИРА — К БОГУ

Коба. Великий, но злой гений. Фото kinopoisk.ru

Еще одной из причин, побудивших Михалкова взяться за продолжение, стал образ Сталина. Так, в первом "Солнце" герой Никиты Михалкова — человек, преклоняющийся перед великим отцом всех наций Сталиным и его идеями. Что, впрочем, не спасло его от репрессий. В "Предстоянии" образ генералиссимуса уже утратил свое божественное свечение. Теперь он просто демон, которого Котов ненавидит до такой степени, что даже душит (окуная ненавистное усатое лицо в кремовый торт с шоколадным профилем товарища Кобы) в своих неспокойных снах. В "Цитадели" образ вновь эволюционировал. Теперь это уже и не человек вовсе, а вампир, готовый положить тысячи жизней ради своей цели и который рассуждает: "15 000 человек это много или мало? Для одного участка фронта, может, и да. А для страны?". Для него кровь, что вода родниковая. Можно лить ее ведрами, не считаясь ни с чем. Но несмотря ни на что, Михалков четко дает понять: нравится тебе власть в твоей стране или нет, ты обязан свою Родину защищать до последнего вздоха. Ведь если бы такие обиженные Котовы (а было их превеликое множество) отказались тогда воевать, то никогда бы нам не видать победы. Сыграл Иосифа Виссарионовича Максим Суханов ("Страна глухих"). Многие не смогли принять его образ, мол, Сталин вышел чересчур гротескным и комиксовым. Кроме того, прослушав пленки с записью голоса реального Сталина, становится ясно — Суханов говорит иначе. Его грузинский акцент неестественен, как будто бы юмористы из "Нашей раши" обыгрывают какого-нибудь Гоги, торгующего апельсинами.

МАКОВЕЦКИЙ: "НА СЪЕМКАХ ДРОЖАЛИ РУКИ ОТ УЖАСА"

Маковецкий. Говорит, что во время съемок курил беспрерывно. Фото kinopoisk.ru

Перед премьерой "Предстояния" Сергей Маковецкий, сыгравший в фильме контуженного и убитого горем (во время бомбежки у него погибла жена) энкаведиста Лунина, говорил нам, что считает фильм Михалкова: "Жутким, но великим и правдивым". Не поменял актер свою точку зрения и после провала картины. "Это большое и по настоящему глобальное повествование, — рассказал нам Сергей Васильевич. — И, думаю, первая часть вызвала у многих такое неприятие исключительно из-за своей незавершенности. Им было как бы непонятно: а что, собственно, будет дальше? Вроде только начали рассказ, как вдруг резко хлопнули дверью перед самым носом. Вторая часть должна как раз расставить все точки над "і". Что касается моего героя, то он получит повышение — станет майором. После чего, так же, как и герой Михалкова, попадет в самое пекло войны. Переведется добровольцем на передовую — в окопы. Ведь штабная работа не для него — он вообще не из робкого десятка. И вместе с Котовым Лунин пойдет в свою последнюю атаку на цитадель. Снимая перед вылазкой шинель, чтобы идти налегке, мой герой скажет: "Пойду и я пройдусь". Если говорить о моих впечатлениях от съемок, то я никогда еще не снимался в столь масштабном проекте. Да, вообще, о чем говорить — подобного кино о войне в современной России еще вообще никто не снимал! Техника, люди, декорации, спецэффекты. Кстати, у нас немцев играли настоящие немцы. И сними этот фильм не Никита Михалков, а кто-то другой, так его бы на руках носили — гением и надеждой кинематографа бы величали... Для меня тема войны вообще одна из самых болезненных. И потому на съемочной площадке у меня часто дрожали руки — от ужаса и волнения. Все эти людские смерти, горе… Я много курю, но так как я курил на съемках… Такого еще не было — я буквально не выпускал из рук пачку сигарет. Чем закончится фильм? Походом на запад. Именно туда — на Берлин — пойдут наши танки".

НОВЫЕ "ЖАБЫ" И ПЕРВЫЕ МНЕНИЯ

Стоило появиться официальному плакату к "Предстоянию", на котором изображен Михалков с автоматом наперевес, как в интернете народ живо отреагировал на это событие. С легкой подачи известного блогера Артемия Лебедева был кинут клич: "Зафотожабить Сергеича". То есть создать пародию на плакат. И понеслось: Михалков со стаканом, он же в нацистской каске или с головой Терминатора. Режиссер на толчке и на кремлевской стене. А потом был скандал. Михалков якобы даже собирался подавать в суд на шутника-блогера. Но позже решил, что проще будет с ним задружиться... и предложил сделать плакат к "Цитадели". На что Лебедев ответил согласием. И работа закипела. Но то ли Артемий решил опять приколоться, то ли еще что, но и второй плакат вышел комом... Прежде всего он является точной копией к постеру "Обитаемого острова", где в рискованной близости нежно дышат друг на друга герои Алексея Серебрякова и Василия Степанова. А на заднем фоне раскрывается желтый цветок ядерного взрыва. Но и это не все. Так же он до боли смахивает на обложку к компьютерной игре "Сталин против марсиан". Случайность?

Кстати, первые зрители "Цитадели" уже успели поделиться в интернете своими впечатлениями: "Боевые эпизоды сменяются сценами бесконечных дачных разборок Котова с Марусей и Митей. Извивам этих отношений нет конца, драматургия фильма в них вязнет", "При просмотре картины становится ясно: главная Цитадель, которую штурмует Михалков, — ускользающая молодость, а главная драгоценность, за которую борется Котов, — власть альфа-самца, на которую посягают более молодые и наглые". Есть и позитив: "Несмотря ни на что, Михалков создал фильм, оценить который сполна смогут лишь спустя годы. Как у нас это обычно бывает. Он снял прямое кино о великой нации. О ее духе, о ее чести и внутренней свободе. При несвободе внешней", "Это действительно другая картина, иначе сделанная, с иным ритмом, иной динамикой. Много сильных, хороших образов. Например, образ колыбели войны, — застрявшей в грязи машины, своими попытками выбраться вперед—назад укачавшей и русских солдат и пленных немцев. Паучок, спускающийся словно бы свыше, и через минуту из-за него одни умрут, а другие будут спасены", "Баталии яркие. Мужичье эффектно с колами прет на пулеметы. Есть в этом некая славянская дурь. Аж мурашки по коже".

О ЧЕМ БЫЛО "ПРЕДСТОЯНИЕ"

Напомним содержание "Предстояния". Действие разворачивается в первые дни войны. Срок в лагере отбывает некогда легендарный комдив Котов (Михалков), а ныне человек-номер (по имени здесь никого не кличут). Предчувствуя скорый подход немцев к лагерю, энкаведисты пытаются замести следы, сжигая документы и в упор расстреливая заключенных из пулеметов. Воспользовавшись общей суматохой, Котов и его приятель по отсидке Ваня (Дмитрий Дюжев, "Бригада") бегут... и попадают в штрафбат. Там экс-комдив с пистолетом и саперской лопаткой геройски ходит в атаку на танки, не ведая, что его вовсю уже ищет дочь Надя (Надежда Михалкова). Но не только она одна. По личному поручению товарища Сталина разыскивает Котова и его давний недруг из НКВД Арсеньев. А нужен он военнокомандующему, чтобы возглавить штурм неприступной цитадели. И за ценой никто не постоит...

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять