Дмитрий Брусникин: "Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет"

20 Февраля 2013, 12:04

Известный актер и режиссер рассказал нам о булгаковской мистике в своей жизни, как учился играть у любимца Сталина, что для него значит неравный брак, почему снимает своих учеников по блату, а жену, наоборот, в кино старается не звать

<p>Режиссер. Жену в своем кино снимает лишь в эпизодах — старается не смешивать работу с семьей</p>
Режиссер. Жену в своем кино снимает лишь в эпизодах — старается не смешивать работу с семьей

— Дмитрий Владимирович, у нас на ТВ сейчас показывают сериал "Неравный брак" (канал "Украина"), в котором вы сыграли главную роль — немолодого мужчину, влюбленного в молоденькую девушку, которая в силу обстоятельств вынуждена выйти за него замуж. А что в вашем понятии значит неравный брак?

— Это прежде всего одноименная картина русского художника Василия Пукирева. Помните? Церковь, скрюченный в угодливой позе священник, жених — "старезный", на ладан дышащий, но богатый дворянин и невеста — девушка молоденькая, бледная, едва на ножках от волнения стоит. В советские времена эту популярную картину во всех учебниках размещали — она ведь сделана с точки зрения социальной, мол, поглядите, как богатый класс эксплуатирует менее обеспеченные слои населения. А вообще... что такое неравный брак!? Разница в возрасте... Вообще это интимное дело. Но если это действительно чувства, если это действительно любовь, то какие могут быть препятствия! Никаких, даже возрастных! Только вперед! Повторюсь, если это, конечно, серьезные, глубокие чувства.

— Вы играли в спектаклях "Бал при свечах" (по роману "Мастер и Маргарита") и "Дни Турбиных" по Булгакову. Мистика булгаковская вас не преследует?

— А что есть такое поверье?

— Конечно, причем о нем первыми заговорили вовсе не журналисты, а сами актеры.

— Ну раз так... Я действительно очень долго гастролировал со спектаклем "Бал при свечах", переиграл там очень много персонажей, почти все мужские роли, включая Воланда. Да, с этими поездками были связаны некие мистические странности, например неожиданно гас свет в зале. Хотя с проводкой и выключателями было все в порядке — специально проверяли перед выступлениями, и все равно освещение вдруг само по себе вырубалось под чистую. С "Днями Турбиных" — нет, ничего мистического не происходило. Хотя... Много лет назад, когда мы готовили этот спектакль, еще молодыми студентами, выпускниками четвертого курса, мы поехали с нашим режиссером-постановщиком в Киев, на Андреевский спуск, пошли к дому Булгакова, просто посмотреть. Тогда ведь музея еще и в помине не было (он открылся только в 1989-м. — Авт.), и когда мы проходили мимо окон, со второго этажа раздалась песня: "Здравствуйте дачники, здравствуйте дачницы". Если помните фильм "Дни Турбиных" Владимира Басова, то там эту песню пел Андрей Ростоцкий, игравший Николку Турбина (а в недавнем сериале "Белая гвардия" песню пел уже Константин Хабенский — Алексей Турбин. — Авт.). Оказалось, когда мы проходили под окнами, по телевиденью как раз шла картина Басова. Но, наверное, это случайное совпадение, мистикой вряд ли назовешь.

— Играя Турбина, вы брали кого-то за образец?

— Вы знаете, для художественного театра это знаковая роль. Ее играл Николай Хмелев, первый исполнитель Турбина. Он, кстати, и умер на сцене во время спектакля. Этому актеру рукоплескал сам Сталин, любимой пьесой которого были "Дни Турбиных". Так что игра этого великого актера повлияла на меня самым прямым образом! У него я и учился. 

— В театре вы играли Александра Ульянова — брата Ленина. Среди актеров, которым тоже довелось играть революционных вождей, сейчас модно рассказывать, что в те времена они выходили на сцену играть подобных героев чуть ли не из-под палки.

— Несогласен. Даже наоборот — тогда это была очень интересная творческая задача. Лично я не рассматривал эту роль как политическую, мол это же старший брат самого Владимира Ильича! Нет, мне была интересна психологическая сторона этого персонажа. Я пытался понять и постичь, что может чувствовать и о чем может думать молодой, 21-летний человек, запертый в четырех стенах в ожидании смертной казни. Его ведь в итоге казнили — за покушение на жизнь императора Александра III.

— Вы начинали как актер, потом стали режиссером — сняли популярные сериалы "Саломея", "МУР есть МУР". В чем причина такой перемены?

— Просто не хватало мне актерства, казалось, что я могу больше и лучше.

— А что приносит больший доход? Игра в кадре или за кадром?

— Актером все-таки выгоднее работать: времени занимает меньше — пока режиссер закончит одну картину, артист в четырех может успеть сняться. Кроме того, на актере и ответственность не такая большая. А на режиссере все! Тем более что я такой: вникаю во все, буквально в каждую деталь, в реквизиты, грим. В этом смысле я вредный.

— Ваше главное киношное разочарование?

— Ты снимаешь картину, тебе кажется, что ты все здорово сделал, а потом продолжение этой картины вдруг снимают другие люди! Обидно! Это своего рода разочарование. Хотя это бизнес. Или ты снимаешь картину, которую ты считаешь достойной для большого количества зрителей. А ее ставят не в то время, когда большинство людей на работе, или не на том канале. Ты не попадаешь в формат. Все это сложно!

— Вы еще преподаете в школе-студии МХАТ. По блату берете своих учеников к себе в кино?

— Конечно! Я всегда снимаю своих учеников. Это не означает, что они играют главные роли — скорее эпизоды. Ведь для них это замечательная практика.

— Однажды вы сказали, что против того, чтобы в кино играли беременные актрисы...

— Это не так. Меня просто переврали. Когда я снимал сериал "Саломея", то пробовал на главную роль актрису Евгению Крюкову. Она прошла несколько проб, мы ее утвердили и уже готовы были снимать. Я в это время уехал отбирать натуру, и вдруг мне позвонили и сказали, что Женя беременна. Это было, мягко говоря, неожиданно. Ведь она нам ничего не сказала. Конечно, мы могли попробовать ее снимать, но это было страшно рискованно. Никто ведь не знает, как будет проходить беременность, а мы могли поставить под угрозу весь проект. Пришлось ей отказать.

— Ваша жена Марина тоже актриса. Вам легко ее снимать!?

— Она у меня уже давно больше режиссер (спектакли "Сонечка", "Дворянское гнездо"), чем актриса. Она, как и я, заканчивала актерское отделение, сегодня она очень известный режиссер в Москве. У нее гораздо больше театральных постановок, чем у меня.

— Бывало такое, что она обижалась на вас за вашу режиссерскую жесткость!?

— Нет. Я сознательно не снимал ее много. Лишь в небольших ролях. Мы стараемся друг другу не мешать, чтобы не пересекать жизнь с работой.

ВЫПУСКНИК ОЛЕГА ЕФРЕМОВА

Имя: Дмитрий Брусникин
Ро­дил­ся: 17.11.1957 в Потсдаме (Германия)
Карьера: актер, режиссер

Окончил школу-студию под руководством Олега Ефремова. В годы учебы встретил свою будущую супругу — сокурсницу Марину (их браку уже 34 года, а сыну Филиппу — 30 лет). С 1993 года преподает в школе-студии МХАТ как мастер курса, среди его учеников: Сергей Лазарев, Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Екатерина Соломатина. В кино снимается с 1983 года. Самые известные работы: "Прохиндиада 2", "Петербургские тайны", "Марш Турецкого", "Сыщики", "Гражданин начальник", "Неравный брак". Как режиссер снял "Саломею", "МУР есть МУР", "Закон и порядок". Заслуженный артист России.

Екатерина Хоменко

Вы сейчас просматриваете новость "Дмитрий Брусникин: "Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет"". Другие Новости про звезд смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...