Покупка "серых" автомобилей: дешевле, без очереди, но и без гарантий

4 Сентября 2008, 15:26

Плюсы и минусы покупки авто у "серого" дилера.

Покупка "серых" автомобилей: дешевле, без очереди, но и без гарантий

Многие украинцы, желающие приобрести иномарку, задаются вопросом, какого дилера выбрать — официального или "серого". У каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки. Что хорошего и плохого у официальных представителей марок, понятно, а что сулит покупка машины от "серых", знают далеко не все.

В автосалонах серых дилеров обычно представлены иномарки, на которые в Украине у официального дилера наблюдает значительная очередь (по полгода) и модели автомобилей, продаваемых в других странах, но не предназначенные для украинского рынка. Неофициальный дилер покупает автомобили за границей и самостоятельно завозит в нашу страну. По причине более низких цен на американском и арабском рынке, наибольшая рентабельность такого бизнеса проявляется при импорте автомобилей именно из этих стран. Однако с вступлением в ВТО, при пошлине в 10%, у "серого" рынка уже не так много возможностей для занижения цен — разница в стоимости с официалами в данный момент не превышает 10—15%. Чтобы аргументировать свои преимущества, дилеры работают в дорогих сегментах, где даже небольшая разница в цене является ощутимой: автомобили Toyota, Lexus, Mercedes, BMW и другие марки премиум-сегмента.

В этом году "серые" дилеры стали активно искать новые направления деятельности. В итоге активизировались продажи Infiniti и Porsche. Кроме того, сейчас многие "серые" сети стали переключаться на торговлю Acura, пользуясь отсутствием в Украине официального дистрибьютора этого бренда.

СПРАВКА. Официальные дилеры — это продавцы, которые имеют контракты с заводом-производителем, посредством официального импортера. "Серые", так торговцев прозвали официальные дилеры автопроизводителей, — это субъекты предпринимательской деятельности, имеющие разрешение МВД на выписку справок-счетов при продаже авто и выполняющие требования приказа по розничной продаже транспортных средств.

ПЛЮСЫ

СРОКИ ПОСТАВКИ. "Серые" предлагают уже завезенные и растаможенные автомобили со своих площадок: получить автомобиль можно в день проплаты.

ЦЕНА. Из-за скачков курса доллара многие официальные продавцы перевели цены в евро или гривну (что невыгодно для покупателей), "серые" продолжают работать с долларом. Разница в цене иногда получается ощутимая: BMW Х5 у официального дилера стоит EUR 100 тыс., у серого — $100 тыс.

КОМПЛЕКТАЦИЯ. У "серых" автомобилей комплектация — максимальная, рассчитанная на капризы богатых. Машины в полной комплектации у "серых" стоят столько же, сколько в "базовой" у официальных дилеров. "Сегодня автомобили в Арабские Эмираты и еще в ряд стран поставляются в самой высокой комплектации, — признает Станислав Щербина (президент Всеукраинской Ассоциации Автоимпортеров и Дилеров, президент "Дженерал Моторс Украина") на веб-конференции. "Нам — официальному импортеру — очень сложно "выбивать" такие авто для украинского рынка", — говорит он.

МИНУСЫ

КЛИМАТИЧЕСКОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ. "Серый" дилер может продавать автомобили, не предназначенные для эксплуатации на территории Украины, выпущенные для рынка другой страны. Отличия касаются масел, жидкостей, настроек систем охлаждения и кондиционирования.

Так, теплолюбивый железный конь может напрочь отказаться заводиться при "минусовых" температурах. Для того чтобы этого не произошло, продавец обязательно должен провести специальную адаптацию. "С автомобилями, выпущенными для ОАЭ, при эксплуатации в наших условиях возникает проблема с эластичностью материалов при низких температурах. Поэтому перед передачей таких автомобилей владельцам продавец должен заменить все технологические жидкости, работа которых рассчитана на иные температурные режимы", — говорит господин Кучер.

Если не обратить внимания на это важное предупреждение, и все-таки решиться завести дружбу с неадаптированным для украинских реалий автомобилем, это чревато проблемами. Заместитель директора частного СТО "Легион" Андрей Сорока рассказал нам, что рисковать он бы не стал и доверять дилеру тоже, а просто заменил бы все технологические жидкости, в том числе и тормозную жидкость. Под замену попадают и детали системы охлаждения, такие как датчик включения вентилятора (вискомуфты) и термостат.

ПРОБЛЕМЫ С КУЗОВНЫМИ ДЕТАЛЯМИ. В случае ДТП с многими "серыми" автомобилями придется повозиться. Дело в том, что очень многие модели для европейского рынка или, например, американского, хоть и незначительно, но отличаются по форме кузова. Так, владелец американской версии автомобиля Honda Сергей рассказал нам, что в Украине не нашел на свой автомобиль капот. Пришлось заказывать и ждать несколько месяцев.

ГАРАНТИЯ. Многие крупные "серые" дилеры имеют собственные сервисные станции, на которых и осуществляется гарантийный ремонт. Традиционно СТО официальных дилеров лучше, поскольку оборудуются в полном соответствии с высокими требованиями автопроизводителей, а мастерские "серых" могут быть несколько беднее, поскольку оборудуются исключительно по желанию владельцев. То же касается и склада запчастей – у официальных дилеров запасы больше. А с поиском нетипичной детали могут возникнуть проблемы.

СЛОЖНОСТИ С ОФОРМЛЕНИЕМ. При ввозе автомобиля из арабских стран или США, его необходимо сертифицировать. По информации генерального директора ВААИД Олега Назаренка, ни ОАЭ, ни США, не являются странами-участницами Женевского соглашения, и на территории этих государств действуют нормативные документы, которые отличны от Правил ЄЕК ООН.

Фото А. Искрицкой
С "серыми лошадками" нельзя честно пройти техосмотр

Однако, с помощью коррупционных схем, сертификаты соответствия на такие автомобили постоянно выдавались Центрами сертификации. Всеукраинская Ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) обратилась к компетентным органам с информацией о нарушениях нормативов при проведении испытаний. Так, по их данным, вместо положенных 10-14 автомобилей за рабочую смену Житомирская лаборатория пропускает при отсутствии технических возможностей 270 автомобилей, Днепропетровска — 100-105 машин, Запорожский центр изготавливает от 48 до 60 сертификатов, Львовский филиал Ивано-Франковского центра — 45-50 автомобилей за смену. Фактически, если посчитать количество выданных сертификатов, то на каждый автомобиль тратится 2-4 минуты.

В пресс-службе ГАИ нам прокомментировали, что раз обращение в МВД есть, то реагировать милиция будет адекватно. Транспортное средство, не соответствующее нормативам Украины инспектора ГАИ согласно ПДД могут запретить эксплуатировать, сняв номерные знаки до устранения нарушений. Кроме того, с такими автомобилями нельзя честно пройти техосмотр. Легализовать подобный автомобиль можно лишь заменив стекла, оптику и прочие не соответствующие национальным требованиям элементы.

КВАДРАТНЫЕ НОМЕРА. Конструкция кузова значительного числа автомобилей, завезенных в Украину из Америки и ОАЭ, не позволяют установить номерную табличку установленного образца, то есть прямоугольной формы. Если раньше, стандартный знак просто сгибали, пытаясь втиснуть в квадратное посадочное место, то с недавних пор на авто стали появляться номерные знаки квадратной формы. Где берут "квадратные номера"?

До мая 2008 года работники ГАИ на согнутые номера особого внимания не обращали. Но с недавних пор контролирующие службы за такое несоответствие начали применять санкции. "В этом году пришло указание запретить использование таких знаков, и ГАИ обязано ужесточить контроль", — подчеркивает старший инспектор отдела профилактики ГАИ МВД Украины Виталий Шевкунов.

"Номерной знак должен читаться на расстоянии 25 м", — напоминает он. И поясняет, что, согласно пункту 30.2 Правил дорожного движения, в Украине запрещается изменять размеры, форму, обозначение, цвет и размещение номерных знаков. Наносить на них дополнительные обозначения или закрывать их. Они должны быть чистыми и достаточно освещенными. В противном случае, нарушителей ждут неприятности. Согласно ст. 121 части 4 Кодекса Украины об административных правонарушениях, "за управление транспортным средством, не зарегистрированным (или перерегистрированным) в установленном порядке, поддельными номерными знаками, без государственных номерных знаков или с номерными знаками, которые не принадлежат этому транспортному средству или не соответствуют стандарту, в том числе умышленно скрытыми госномерными знаками" нарушителей ждет штраф в размере от 34 до 85 грн.

Если водитель повторно попался за эти же нарушения в течение года, сумма штрафа возрастает до 51 — 136 грн., а в некоторых случаях, как дополнительная мера наказания, предусматривается и оплатное изъятие транспортного средства, как и за вождение в нетрезвом виде.

Существует вполне легальный способ получить номерные знаки квадратной формы, заказав их "как индивидуальные" (Тип 7 ДСТУ 4278:2004 "ЗНАКИ НОМЕРНЬІЕ ТРАНСПОРТНЬІХ СРЕДСТВ"). Стоит это – около 2 тыс. грн.

КРЕДИТ. Взять в кредит автомобиль, завезенный "серым" дилером, может оказаться немного сложнее, чем в случае с официальным автомобилем. Дело в том, что автомобиль выступает предметом залога и если клиент не платит, его забирают. В случае с "серой" машиной, риски банка выше, поскольку продать такой товар сложнее. Поэтому, в ряде банков могут потребовать дополнительные гарантии, увеличение первого взноса и заставляют страховаться по повышенному тарифу.

Однако это относится не ко всем банкам. Так, по словам директора департамента по кредитованию физических лиц на покупку автомобилей АКБ "Правэкс-Банк" Кристины Бойко, их банк сотрудничает с "серыми" дилерами. "Они — полноценные игроки на автомобильном рынке и на большинство таких автомобилей есть все необходимые документы, предусмотренные законодательством Украины", — объясняет эксперт. В банке "ПУМБ отношение к "серым" более осторожное. Кредитный менеджер отделения на Позняках Виталий нам объяснил, что сделку и автосалон проверяет служба безопасности банка — кредит дадут только после этой процедуры, если автосалон согласен сотрудничать с финансовой структурой.

СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ МОДЕЛЕЙ У ОФИЦИАЛЬНОГО И СЕРОГО ДИЛЕРА

Автомобиль

Официальный дилер, $

"Серый" дилер, $

Cadillac Escalade AWD

105 104,2 95 673

Acura MDX

недоступна 68 373

Mazda CX9

60 604 58 235

Toyota Rav4

41 963 39 797

Nissan Tiida

19 890 18 760

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ АМЕРИКАНСКИЕ АВТОМОБИЛИ ОТ ЕВРОПЕЙСКИХ*

1. Красный цвет задних указателей поворотов (стандарт ДСТУ UN/ЕСЕ R48-02:2002 требует только оранжевый цвет указателей поворотов);

2 .Иногда отсутствуют боковые повторители указателей поворотов;

3. Подфарники (передние габаритные огни) — с оранжевыми огнями (согласно с ДСТУ UN/ЕСЕ R48-02:2002 цвет должен быть белым);

4. Место для установки регистрационного номерного знака не освещено, номерной знак часто – квадратный, а не прямоугольный;

5. Отсутствуют задние противотуманные фары, которые, согласно ДСТУ UN/ЕСЕ R48-02:2002, являются обязательными для транспортных средств;

6. Установлено стекло, коэффициент светопропускной силы которого значительно меньше нормативных требований.

* информация Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД)

Владислав Бовсуновский, Алена Реус

Вы сейчас просматриваете новость "Покупка "серых" автомобилей: дешевле, без очереди, но и без гарантий". Другие Автоновости смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...