На топливном рынке Украины грядет революция: чем хотят заправлять машины

Эксперты говорят, что идея с использованием спиртобензина у нас неоднократно проваливалась, а в Европе уже является анахронизмом

Депутаты решили укрепить энергетическую независимость Украины – в Верховную Раду подан законопроект о постепенном переходе на топливо для двигателей внутреннего сгорания, изготовленное из возобновляемых источников энергии. Речь идет о спирте, который, как известно, производят из зерна и других пищевых продуктов. Эта тема поднималась неоднократно в течение последних десяти лет, но пока успехов немного. Сайт "Сегодня" выяснил, каким должно быть безопасное биотопливо и какие технологии для этого нужны.

Что предлагают депутаты

В поданном в Раду законопроекте № 2471 о развитии использования жидкого биотоплива можно выделить три аспекта:

Реклама

Первый – политический – это имплементация директивы Европарламента 2009/28/ЕС об использовании энергии из возобновляемых источников. Согласно ей, Украина обязана к концу 2020 года иметь не менее 10% такой энергии. А значит на 10% можно сократить импорт нефтепродуктов, доля которых в общем объеме потребления топлива составляет около 80%.

Второй аспект – экономический. Принятие закона позволит загрузить украинские спиртзаводы производством биоэтанола. Биоэтанол – это обычный этиловый спирт с формулой С2Н5ОН, получаемый при переработке растительного сырья (у нас это зерно, сахарная свекла, картофель) и используемый в качестве топлива. Пить его нельзя, так как этот спирт обезвоженный.

На сегодня, по данным Министерства экономики, торговли и агрополитики, мощности украинских спиртозаводов загружены всего на 20%. По мнению авторов законопроекта, новшество позволит постепенно загрузить почти на 100% мощности спиртзаводов, создать новые рабочие места, увеличить поступления в бюджет и улучшить экологию, так как продукты сгорания биоэтанола менее вредны, чем бензина или дизтоплива.

Реклама

Биотопливо и сейчас в незначительных объемах используется в Украине: в 2018 году, по данным Минэкономики, произведено 22,6 тыс. т биоэтанола. А после принятия закона рассчитывают произвести в 2020 году уже 320 тыс. т или в 14 раз больше.

Третий аспект – технический. Нужно организовать смешивание биоэтанола с чистым бензином и обеспечить устойчивость этой смеси от расслоения с помощью специальных присадок. Этот момент отражен в законопроекте, но в самом общем виде: "нужно обеспечить устойчивость".


О других изменениях на рынке топлива читайте в статье "Рынок топлива в Украине ждут перемены: цены на АЗС резко изменятся".

Реклама

Один из авторов законопроекта, нардеп Олег Семинский, привел пример: если наш трейдер ввозит в Украину 20 т бензина, то обязан туда добавить 1,4 т (7%) украинского биоэтанола.

"Это не только приведет к развитию производства, но и к притоку новых технологий в производство биоэтанола, освоению мощностей неработающих спиртзаводов, которые сейчас приносят убытки государству, тогда как могли бы стать местом для развития отрасли в будущем. Это также энергетическая безопасность", – подытожил Семинский.

Читайте также:

Кнут и пряник

Как разъяснил директор департамента возобновляемых источников энергии Госэнергоэффективности Юрий Шафаренко, если закон примут, то операторы рынка должны подавать в Госэнергоэффективности ежегодные отчеты о продажах.

"Госэнергоэффективности будет брать отчеты у компаний-производителей и импортеров, сверять их с налоговыми и таможенными данными. Если они придерживались квот, то все нормально. Если нет, то их ожидает штраф и предписание в следующем году закрыть эту квоту", — прокомментировал Шафаренко.

Несоблюдение квот, а также не предоставление информации грозит огромными штрафами. За тонну не добавленного биоэтанола – штраф 53,8 тыс. грн – это вдвое больше, чем цена тонны бензина А-95. А за несвоевременное предоставление информации грозит штраф 1 млн грн.

В виде "пряника" трейдерам обещают налоговые льготы для спиртосодержащих бензинов. Если обычный бензин облагается акцизом 213 евро/тыс. л, то на бензин с содержанием спирта от 5% ставка акциза 192,2 евро/тыс. л (-10%) , от 10% — 170,8 евро/тыс. л (-20%).

Эксперты: "В Европе это вчерашний день"

Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн напомнил, что тема использования биоэтанола не нова, но ее выполнение каждый раз останавливалось из-за технических трудностей. Как разъяснил Куюн, просто так добавить "ведро биоэтанола в бочку бензина" нельзя. В Европе на нефтебазах ставят специальные установки по блендингу. Чтобы не получить на выходе "бодягу", необходим строжайший контроль качества, создание лабораторных комплексов, стоимость которых измеряется сотнями тысяч долларов. Игнорирование этих аспектов ведет к снижению или утрате качества бензина и, как следствие, – удару по потребителям.

"В целом речь идет о переходе на принципиально новую технологическую культуру, которая мало совместима с сегодняшними украинскими реалиями. Например, Польше на создание "спиртовой" инфраструктуры понадобилось более 15 лет, – анализирует Куюн. – Спиртосодержащий бензин будет дороже обычного из-за усложнения производственного процесса. Но, пожалуй, самое главное – явная запоздалость "биоэтанольной" программы. Европа уже отказалась от наращивания доли биокомпонентов в моторных топливах, там все больше смотрят на электричество, водород и биотопливо второго поколения, для производства которого не используются пищевые культуры и сельскохозяйственные земли. В Украине собираются заниматься тем, что в Европе уже считается вчерашним днем".

Еще один момент – техническая готовность украинского автопарка к повышению уровня использования топлива с биодобавками и готовность автопроизводителей давать гарантию на узлы и агрегаты топливной системы в случае их выхода из строя из-за использования такого топлива.

"Бензин Е-10 (с 10%-м содержанием биоэтанола) и другие смеси с большим содержанием биоэтанола не рекомендованы производителями практически всех автомобилей, которые сейчас являются массовыми в Украине, – разъяснил нам замдиректора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. – Chevrolet, Mercedes, Skoda и другие в технических характеристиках указывают, что в случае использования топлива Е-10 и выше, производитель не гарантирует нормальную работу топливной системы".

По словам гендиректора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, производители жестко прописывают, какой вид топлива должен использоваться в двигателе автомобиля. И если окажется, что бензин был "не тот", в гарантийном ремонте откажут.

Но Назаренко говорит, что возможны исключения:

"В порядке доброй воли клиенту могут пойти навстречу и сделать ремонт по гарантии, если он докажет, что топливо было некачественным. Поэтому стоит какое-то время после заправки сохранять чеки, чего многие, увы, не делают. Но лучше все же заправляться в постоянных сетях АЗС и проверенным топливом".


Как украинских водителей обманывают на АЗС, смотрите в сюжете:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,20
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,16
51,05
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66365.84

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3210.92

Litecoin (LTC)

85.08

Ripple (XRP)

0.55

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять