Война против "евроблях": к чему готовиться владельцам авто на еврономерах

22 Ноября 2017, 07:52

Собственники "литовских" номеров легко могут потерять свои машины

Автор фото: Данил Павлов, "Сегодня"
Автор фото: Данил Павлов, "Сегодня". Автор фото: Данил Павлов, "Сегодня"

Литва может перекрыть схемы ввоза автомобилей в Украину. Так заявляют в Государственной фискальной службе. Уже в следующем году "пересичники" рискуют потерять свои автомобили – их просто могут конфисковать при очередном пересечении границы. Только за этот год украинцы в обход растаможки ввезли 59 тыс. машин с литовскими номерами. По оценкам Государственной фискальной службы, всего в Украине незаконно находится 236,6 тысяч автомобилей.

Журналист сайта "Сегодня" пообщался с собственницей автомобиля на литовских номерах и узнал, что грозит "пересичникам".

Я купила "литовца" за 1000 долларов

"Я долго думала, покупать или не покупать автомобиль без растаможки. Все-таки людям выписывают штрафы на сотни тысяч... Но через знакомых нашла контакты людей, которые перегоняют автомобили из Литвы в Украину. Я пообщалась с ними, разобралась, что и почем, и мне скинули несколько ссылок на сайты, где можно выбрать машину.

Я выбрала понравившуюся, они выехали посмотреть на нее и отписались, что автомобиль не в очень хорошем состоянии. Я выбрала другую. Она была в порядке, и ее пригнали в Украину.

За автомобиль заплатила 1000 доларов, еще 1000 я заплатила перегонщикам.                       

Точно не знаю, как оформлена моя машина, но у меня доверенность на вождение. Через год мне нужно пересечь границу, но об этом еще рано думать, и я пока не знаю, нужно просто пересечь любую границу, или именно литовскую.

Меня уже останавливала полиция, но только посмотрели документы и отпустили. Я не думаю о том, что придется платить штраф или что автомобиль отберут. Наверное, меня бы просто так не отпустили, когда остановили первый раз".

Схемы перегона автомобилей на литовских номерах

В Украину автомобиль без растаможки можно ввезти законно двумя путями. Оба для иностранцев, но украинцы используют как первый, так и второй.

Первый способ – в режиме "транзит". Его используют жители приграничных районов Украины. Например, львовянин может купить в Польше автомобиль и поехать домой, не уплачивая налоги на таможне. Но ему придется каждые пять дней ездить назад в Польшу иначе грозит штраф, а за отказ платить автомобиль могут конфисковать.

Фото: zaknews.in.ua

Фото: zaknews.in.ua

Второй способ доступен только для иностранцев, которые живут в Украине – им можно пользоваться автомобилем без украинской регистрации год в режиме "временного ввоза". Но украинцы и тут нашли лазейку. В Польше и Литве появились перегонщики, которые регистрируют свои фирмы, оформляют на них автомобили, а потом передают украинцам по доверенности. За деньги. По документам автомобиль принадлежит литовской компании, поэтому украинец может год ездить на ней без уплаты налогов. Поначалу схемой пользовались киевляне и жители западных областях страны, теперь авто с литовскими номерами ездят и в Запорожской, Херсонской, Одесской областях.

Но если литовская компания закроется или ее имущество арестуют – у украинца могут отобрать автомобиль, поскольку он по документам не принадлежит ему.

Сейчас в стране находятся 383,3 тыс. машин с иностранной регистраций, сообщают в Государственной фискальной службе. Из них 236,6 тыс. автомобилей – с нарушением сроков пребывания. По оценкам организации "АвтоЕвроСила", около миллиона украинцев – собственники автомобилей с еврономерами.

Больше всего в Украину с начала года въехало автомобилей из Польши – 118 тысяч, и Литвы – 54,7 тысяч.

Как наказывают "пересичников"

В начале ноября Приморский суд Одессы выписал рекордный штраф в 3 млн гривен собственнице машины на литовских номерах. Она не растаможила Cadillac Escalade 2007 года. Суд признал, что женщина уклонялась от уплаты таможенных платежей, и обязал заплатить 300% от суммы, которую она должна была уплатить на таможне. Сейчас одесситка пытается оспорить решение суда.

Охота на "пересичников" началась после того, как президент поручил Кабмину урегулировать ситуацию с нерастаможенными автомобилями. С того времени правоохранители начали выписывать украинцам на "еврономерах" штрафы на сотни тысяч и даже миллионы гривен.

Так, с начала года таможенники оформили 14,5 тыс. штрафов на 84,8 млн гривен за нарушение срока транзита в 5-10 дней. За превышение сроков временного ввоза – 42,9 млн грн. За отказ платить штраф уже конфисковали 309 машин.

В Украине законодательство позволяет бороться с нелегальными авто штрафами и конфискацией, считает адвокат по таможенному праву Ольга Николаенко. Однако в стране слабо взаимодействуют таможенная служба и полиция.

"Поскольку государство заняло бездеятельную позицию – проблема с нерастаможенными автомобилями нарастает, как снежный ком.  Уже сейчас собственники нерастаможенных авто требуют особых условий. По закону нужно составлять протоколы и изымать такие автомобили. Законодательно все урегулировано, но ничего не выполняется", – отмечает исполнительный директор объединения "Таможенные адвокаты".

Без регистрации ездить на машине с иностранными номерами украинцы могут пять дней в одной области и десять дней – при передвижении в нескольких областях. Иностранцу пользоваться нерастаможенной машиной можно не больше одного года.

 Фото: архивФото: архив

Если автомобиль находится в стране на сутки больше, чем положено таможенным кодексом, водителю грозит штраф в 85 гривен. Если же авто задержалось в стране от 1 до 10 суток – придется заплатить штраф в размере 3400 гривен, более 10 суток – 8500 гривен. Если автомобиль принадлежит иностранцу, а за рулем украинец – машину могут конфисковать. А машину украинца могут арестовать в том случаи, если он откажется платить штраф.

Если суд докажет, что человек уклонялся от уплаты налогов – нарушителю грозит штраф в 300% от суммы растаможки по статье 485 "Таможенного кодекса" — "действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей".

Сами собственники нерастаможенных автомобилей хотят не только снижения налогов, но и отмены экостандарта Евро-5. Он не позволяет ввозить в Украину автомобили, произведенные раньше 2010-го. "Пересичники" в основном покупают автомобили устаревших стандартов за 900-1000 долларов – это автомобили  1997-2010 годов выпуска.

"Мы предлагаем зафиксировать льготные ставки акциза, принятые летом 2016-го на постоянной основе или убрать требование о Евро-5. А также ввести налоговую амнистию для автомобилей, которые уже ездят транзитом. Дать возможность таким людям растаможить автомобиль по льготной ставке акциза", – говорит Василий Антонюк, замглавы Западноукраинской ассоциации собственников транзитных автомобилей во Львове.

 Чего ждать "пересичникам"

Правительство собирается обязать регистрировать все автомобили на иностранных номерах. На днях Кабмин подал на рассмотрение в парламент законопроект №7286 о повышении ответственности за отдельные правонарушения. В одном из пунктов проекта говорится, что все владельцы автомобилей на иностранных номерах должны пройти государственную регистрацию в течении 10 дней после въезда в Украину. Это относится к автомобилям, которые ввозятся в Украину более чем на 90 дней.

Если законопроект примут, то "пересичникам" придется передать свои данные правоохранителям. А через три месяца – выезжать за границу, чтобы вновь въехать. Сложнее будет тем, чьи автомобили провозят перегонщики из Литвы.

Пока полиция не может останавливать автомобиль без украинской регистрации только из-за того, что машина на иностранных номерах. Но норма о регистрации в течении 10 дней дает право полиции остановить и проверить эту самую регистрацию.

Фото: Д. Павлов 

К тому же ГФС совместно с литовскими таможенниками начала расследование законности ввоза и эксплуатации в Украине машин, зарегистрированных в Литве, сообщают в фискальной службе.

"Литовские коллеги по запросу украинской стороны начали расследование в отношении законности ввоза и использования на территории Украины транспортных средств, зарегистрированных на территории Литовской Республики", – говорится на сайте ведомства.

Литва могла бы начать проверки компаний, на которые зарегистрированы автомобили украинцев, а затем – конфисковать эти машины при первом пересечении границы. Однако литовская таможня не начинала расследований.

"Таможня Литвы, в свете недавно распространенной в средствах массовой информации, сообщает, что не инициировала никакого расследования транспортных средств, зарегистрированных в Литве и используемых в Украине", – говорится на сайте литовской таможни.

Но в Литве добавляют, что передают Украине информацию на все запросы. К тому же, у украинских правоохранителей открыт доступ к литовской базе данных зарегистрированных машин Regitras. Учитывая, что в Литве машина автоматически снимается с регистрации, если не пройдет вовремя техосмотр и не получит страховку, этих данных будет достаточно, чтобы остановить автомобиль.

При этом украинские таможенники могут запрашивать у Литвы данные о компаниях, на которые зарегистрированы автомобили украинцев. Если литовцы найдут нарушения в их работе – машины соотечественников на литовских номерах рискуют вернуться на родину.

Вы сейчас просматриваете новость "Война против "евроблях": к чему готовиться владельцам авто на еврономерах". Другие Автоновости смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Виталий Андроник

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...