На границе к Евро-2012 починят переходы, а болельщиков будут пропускать за пять минут

Корреспонденты "Сегодня" проехали через восточные и западные рубежи Украины и выяснили, сколько времени и нервов уходит на переезд.

Главное событие 2012 года — Евро — неумолимо приближается. Мы решили проверить, с какими проблемами уже прямо на границе нашей Родины могут столкнуться иностранные туристы, решившие посетить матчи чемпионата. Именно по границе и ее сотрудникам гости судят о стране, и пока первое впечатление не лучшее. Корреспонденты "Сегодня" смотались на машинах в Польшу и Россию и выяснили, сколько времени и нервов уходит на переезд.

ЖДАТЬ. Главная проблема: прохождение кордона до сих пор остается очень медленной процедурой. Простой у "ворот страны" может занимать от часа (это самый оптимистичный сценарий) до шести и больше, в зависимости от времени года, дня недели и скорости служителей границы. Причем отсутствие большой очереди вовсе не означает, что вы проедете быстро. Можно застрять на польской стороне, если попадешь на пересменку, или таможенники не в настроении и тщательно проверяют каждую машину.

Реклама

Нам повезло — мы пересекли кордон в Шегинях всего за час 15 минут. У поляков проходим ту же процедуру, что у наших, — сбор паспортов и вопросы о сигаретах с алкоголем, плюс цель поездки (у нас не интересовались). Только лицо с паспортом сверяют дольше, чем наши, вглядываясь с подозрением, как в потенциального контрабандиста. Сам документ рассматривают долго и нудно, по несколько раз пролистывая те же страницы и пристально изучая все визы и штампики. Разве что на вкус паспорт не пробуют. От этой унизительной процедуры становится не по себе. Дальше строгая дама в форме требует открыть багажник — бегло его осматривает и отпускает.

"Очередь вырастает к концу недели. "Часы пик" — с четверга по субботу, тогда застреваешь не меньше чем на 2—3 часа, — рассказывает нам житель пограничья Степан Нечипорук, который часто ездит в Польшу. — Кроме челноков, за границу на выходные едут туристы, а иностранные путешественники возвращаются домой. Свободней всего — в ночь на воскресенье".

Огромные заторы на шесть и больше часов бывают в период летних отпусков, когда заробитчане массово едут на побывку в Украину и обратно, а также перед Рождеством и Пасхой, когда поляки и украинцы скупают на праздники продукты и товары, которые дешевле у соседей. "В дни больших пробок хвост автомобильной очереди тянется за ворота пропускного пункта. Когда едет много фур (они громоздкие, а пункт тесноватый), то легковушки оттесняются. На въезде все стоят вперемежку, это уже потом в разных рядах", — рассказывает сельский голова Шегини Степан Параска. Говорят, якобы за 150 грн. местные "проводники" везут в обход очереди до ворот (погранцы уверяют, что не знают о таком бизнесе). По словам Степана Параски, однажды его машину проверяли основательно примерно час, вплоть до просвечивания и раскручивания колес. Это называется "отправить на канал" или "поставить на якорь", то есть повторный осмотр. Хоть он ничего запретного не вез.

Реклама

"МУРАХИ" И ЗАПРАВЩИКИ. На подъезде к пункту пропуска в Шегини бросаются в глаза вывески на польском языке, зазывающие в магазины на "закупы" дешевых для поляков сигарет и водки. "Челночный" бизнес процветает. Хотя лимиты существенно уменьшились, и теперь вместо блока можно везти только пачку курева, и наши, и поляки умудряются зарабатывать на табачной контрабанде. Как и раньше, папироски распихивают по тайникам в машине и обматывают их скотчем вокруг тела в туалете у пункта пропуска, — вход, кстати, стоит гривню. А после того как год назад жителям пограничных сел разрешили ездить в Польшу без виз (им достаточно показать спецудостоверение), они стали мотаться за границу по пару раз в день, как к куму в соседнее село. Там продают свой товар и затариваются продуктами питания, бэушной техникой и запчастями, которые у поляков дешевле. Поляки везут от нас те же водку-папиросы, конфеты и бензин, литр которого по ту сторону границы в переводе на наши деньги на пять гривен дороже (тех, кто постоянно гоняет к нам за горючкой, называют "заправщиками"). Именно машин с "мурахами", как еще называют челноков, на границе скапливается больше всего — из-за них частенько и вырастают очереди. Таможенники уже знают их "в лицо" и, бывает, подолгу "шмонают". А "нечелноки" сзади ждут.

ПОКА БЕЗ ЯЗЫКА И УЛЫБОК

Ни польские стражи границы, ни наши пока с языками не очень дружат — безапелляционно "мовят" с путешественниками на своем. Датчанин Оле Йенсен, работающий в Украине, периодически пересекает на машине границу с Польшей. Скандинавский "заробитчанин" жалуется, что каждый раз вынужден догадываться, о чем ему толкуют на границе. "Ни разу со мной не заговорили по-английски и ни разу не улыбнулись. Никто ничего не объясняет, ориентируешься по тому, что делают другие люди. Причем видят же, что я не понимаю ничего, и дальше упрямо продолжают говорить по-своему", — возмущается Йенсен. Не улыбаются не только наши, но и польские "контролеры".

Реклама

Правда, к Евро-2012, как заверили нас в погранслужбе, их сотрудники выучат английский и проштудируют пособие "Культура пограничного контроля", в соответствие с которым погранцы обязаны быть более доброжелательными.

ДЫРЯВЫЕ ДОРОГИ ШТОПАЮТ

На сегодняшний день туристам треплет нервы разбитая дорога от Львова до польской границы. К Евро-2012 из основных трасс (на Краковец, Шегини и Рава-Русскую) обещают сделать конфетку. А пока каких-то 80 км приходится трястись по ухабам почти два часа! После починки можно будет домчаться минут за 45. Капремонт уже начали — на "пограничных" дорогах суетятся рабочие и техника. Уже сделали первый километр трассы Львов — Краковец, за которую не брались долгие годы.

В РОССИЮ: 8 ЧАСОВ НА СТА МЕТРАХ ГОПТОВКИ И НЕХОТЕЕВКИ

Если до июня-2012 погранично-таможенные отношения России и Украины не упростят, то футбольным туристам придется несладко. Прохождение Гоптовки—Нехотеевки занимает больше 4 часов, а если не повезет, то и все 8.

ВЫЕЗД ИЗ УКРАИНЫ. В разгар лета (а именно тогда будет Евро) на подъездах к Гоптовке обычно огромная очередь в несколько полос. В любое время дня и ночи — до ста авто. Движутся со скоростью метр в минуту, выйти из автомобиля нельзя — водитель не может заглушить двигатель, иначе прозевает момент, когда надо тронуться, и вакантное место займут машины с соседних полос. Пассажирам же просто некуда податься — инфраструктура полностью отсутствует. Для начала важно не попасть на пересменку (с 8 до 9 часов утра). Тогда погранконтроль в своем государстве займет не много времени: 10—15 минут. Иначе можно прождать час и больше. Россиянам же мариноваться на украинской таможне порой доводится по несколько часов даже не в час пик, но потом за это, видимо, "мстят" их контролеры, когда украинские автолюбители попадают на таможенный пост "Нехотеевка"...

РОССИЯ. Десяток полос для авто в Нехотеевке внушает оптимизм (в Гоптовке их почему-то меньше), но надежды разбиваются, когда становится ясно, что иностранцам, то есть нам, соседям-украинцам, отведено вместе с латышами—белорусами—англичанами всего две полосы! Остальные — для своих. Прежде чем получить декларацию, приходится выстоять час—два—три под палящим солнцем, пока не приблизишься к заветному окошку. Облагороженная территория Нехотеевки, на которой даже курить нельзя, бросается в глаза всем украинцам: у нас хоть и чисто, но оставляет впечатление перевалочного пункта.

Коротать время можно в радиусе нескольких метров от своей машины, альтернатива — Duty Free, но работает он по непонятному графику: днем зачастую закрыт, но зато валюту — украинскую — принимают наравне с рублями. Купить прохладительные напитки больше негде. С удобствами у соседей тоже проблемы. Для путешествующих автобусами — пожалуйста, кабинки в спецтерминале, но автомобилистам туда нельзя.

"Сюрпризы" часто случаются и с анкетами, которые у многих оказываются неверно заполненными. Да, русский-то мы учили с детства, но, оказывается, в декларации много риторических вопросов. "В декларации на машину не надо писать, что у вас есть несовершеннолетние дети!" — кричал нам капитан-пограничник. "А зачем тогда вопрос такой есть?" — вопрошали утомленные пятью часами простоя люди. "Форма такая", — только и мог ответить ответственный дядя. Переписывать бумаги приходилось по несколько раз. Еще хуже приходилось тем автовладельцам, которые явились на границу без ксерокопий паспорта для себя и машины и страховки. Единственный ксерокс на границе почему-то оказывался в самом дальнем здании от полос "для чужих", а копия стоила аж 5 гривен (или 25 рублей)... Редкий водитель, покидая границу, не чертыхнется.

К чемпионату обещают, что прохождение границы сведется к 15 минутам—получасу — количество полос увеличат до 24, а проверку сделают совместной украинско-российской — где-то посредине между Нехотеевкой и Гоптовкой. Но впереди осталось только одно лето до Евро-2012 — не пора ли начинать сближение?

КАК ОБУСТРОИТЬ ПОГРАНИЧЬЕ: ОДНА ОСТАНОВКА И НОВЫЕ ПУНКТЫ

К Евро-2012 время ожидания на границе обещают свести до минимума. Для этого должны починить старые переходы и открыть новые, а также ввести совместный контроль пограничников двух стран, делящих кордон. А на время самого турнира туриста обещают пропускать за пять минут. Вместо визы в Европу, возможно, будет достаточно показать только билеты на матчи (сейчас власти об этом договариваются с поляками).

ОЧЕРЕДИ. "Очереди на границе совсем исчезнут, когда упростится процедура контроля, — говорит сотрудник пресс-службы западного управления погранслужбы Роман Стахив. — Человек будет останавливаться в пункте пропуска один раз, а не несколько, как сейчас". А если проверять будут наши вместе с поляками, это еще ускорит процесс. В пример ставят переходы в Устилуге (Волынь) и в Смильнице (Старосамборский район на Львовщине), где украинцы и поляки уже совместно пропускают машины. Как утверждают автомобилисты, там действительно почти никогда нет очередей. Но нередко пробки возникают перед польской частью границы. "Поляки работают строго по нормативам. Если положено пропустить за смену, скажем, полторы тысячи авто, то не проедет ни на машину больше. А остальные машины ждут уже новой смены. Это называется попасть в пересменку", — рассказали нам анонимно на границе.

НОВЫЕ ПУНКТЫ. Кроме того, для борьбы с заторами старые пункты пропуска нужно расширять, обновлять технически и строить новые. На 500 километрах границы с Польшей — шесть автомобильных пунктов пропуска (четыре на Львовщине — в Краковце, Рава-Русской, Шегинях, Смильнице, и два на Волыни — в Устилуге и Ягодыне). А нужно еще столько же. "Тогда нагрузка на каждый переезд уменьшится, потоки машин равномерно распределятся, и очереди исчезнут", — говорит начальник управления по Евро-2012 обладминистрации Степан Лукашик. К чемпионату должны появиться два новых пункта пропуска (в Угрынове и Грушеве).

АВТОМАТЫ. На облагораживание приграничной территории на востоке и западе страны в следующем году обещают выделить больше миллиарда гривен, рассказал замглавного таможенника Украины Виктор Бондар. По его мнению, это ускорит проезд через границу. К Евро-2012 обещают автоматизировать процедуры, которые все еще выполняют вручную (автоматически будут распознавать номерные знаки, взвешивать, а документы — электронно обрабатывать). А еще, как обещает Бондар, в пунктах поставят камеры видеонаблюдения, чтобы таможенники не брали взяток, и записи будут вывешивать в интернете (в Грузии, по его словам, так почти полностью побороли коррупцию на таможне).

ЧЕЛНОКИ. Одна из главных причин заторов на западном кордоне, уверены спецы, — в растущем наплыве челноков из ближних сел, которые ездят в Польшу без виз по договору о малом пограничном движении. Пунктам пропуска все тяжелее переварить такое количество машин, а рядовым украинцам — проехать быстро. За год польское консульство во Львове выдало 35 тысяч разрешений на безвизовое пересечение границы для жителей 30-километровой зоны. Нужно создать для них отдельные переходы, считает координатор общественной организации "Европа без барьеров" Андрей Лепак.

ТОННЫ ОРЕХОВ И АРБАЛЕТЫ

Пограничники нередко удивляются выдумке людей, которые пытаются провезти через границу что-то незаконное. Например, крокодилов умудрились впихнуть в полуторалитровую бутылку из-под воды, а нелегальных мигрантов обнаружили в тайнике миктоавтобуса. Еще интереснее бывают отговорки контрабандистов. Например, в Луганской области задержали парня с несколькими тысячами упаковок презервативов. Его аргумент: "Для себя". Но еще невероятней была отговорка мужчины, провозившего 2,5 т очищенных орехов: "Для любимой бабушки".

ТАЙНЫЙ РЕБЕНОК. В марте этого года в пункте пропуска "Краковце" на украинско-польской границе две иностранки пытались нелегально перевезти чужого 2-летнего мальчика, выдавая его за девочку. Женщин арестовали (их осудили на три года условно), а ребенка сдали в детдом. Как позже выяснилось, женщинам за вывоз малыша с Украины заплатили его родители — пара бельгийских гомосексуалистов. Один из них, врач-кардиолог Лоран, зачал ребенка в Харькове с помощью искусственного оплодотворения и суррогатной матери (в Бельгии однополым парам это запрещено). Из-за бюрократических проволочек мужчина, по его словам, долго не мог забрать сына и в результате решил незаконно вывезти его из Украины.

АРБАЛЕТЫ. Жители пограничных сел, живущие за счет контрабанды сигарет, придумывают необычные способы доставки товара по так называемой "зеленке" (линия границы между пунктами пропуска). Как рассказали нам источники в спецслужбах, контрабандисты "перекидывают" ящики с сигаретами в "дыры" на границе. С помощью своих каналов они узнают, когда на определенном участке нет пограничных нарядов. По ту сторону границы товар уже ждут местные сообщники. Правило такое: из пяти ящиков шестой должен "упасть", чтобы его "нашли" пограничники соседней державы. На 10 ящиках сигарет имеют калым в пару тысяч евро, которым наполовину делятся с иностранными напарниками. "Перекидывают" по-разному: например, с помощью арбалета, привязав к стреле длинную веревку, по которой пускают ящик. Эффективнее всего эти методы действуют в "узких местах", где граница слабо охраняется, особенно в Закарпатье на границе с Румынией.

Читайте также Самая необычная контрабанда: лемуры в консерве, удав на голову и золотые гвозди

КОЛЕСНИКОВ: НАДО БОРОТЬСЯ СО ВЗЯТКАМИ

"Транспортные пограничные переходы — это проблема. Мы будем их обустраивать, причем нам придется действовать очень жестко, — сказал "Сегодня" вице-премьер Борис Колесников. — Все веб-камеры с каждого поста будут выведены на центральный штаб погранвойск и главное таможенное управление. Многим не нравится болгарско-эстонский пример, когда уволили 100% таможни и взяли британские компании, которые вели работу таможни и параллельно подбирали болгарскую и эстонскую молодежь. Раз не нравится — не доводите до этого! Думаю, у наших таможенных и пограничных органов хватит благоразумия достойно подготовиться к чемпионату Европы и не опозорить нашу страну на весь мир. Мы будем обращаться к журналистам (если честно, уже обратились) с просьбой использовать все методы, в том числе и скрытую съемку, которые позволят нам определить вымогателей. А в марте мы откроем сайт, куда можно будет присылать отснятую на мобильный телефон информацию не только по ГАИ, но и по всем правоохранительным и налоговым органам. Только с помощью достоверной информации от активного общества мы победим коррупцию. Тут каждый должен показать свою гражданскую позицию. Причем я призываю не ограничиваться периодом до Евро-2012. Если мы сможем побороть коррупцию в 2012 году, ее больше не будет никогда. Надо сейчас переломить себя, свой менталитет, и подойти к вопросу по-европейски. Именно в этом — европейскость: и в дорогах качественных, и в аэропортах качественных, а не в пустых декларациях".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,14
56,49
54,96
54,95
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,50
51,01
26,95
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61851.01

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3016.56

Litecoin (LTC)

77.62

Ripple (XRP)

0.49

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять