Верховная Рада сегодня, 3 октября, приняла во втором чтении и в целом закон о концессии. За принятие законопроекта "О концессии" (№ 1046) проголосовали 257 народных депутатов. Президент Украины Владимир Зеленский ранее требовал принять закон "О концессии" до 1 октября.
После рассмотрения проекта постановления спикер может подписать законопроект № 1046 и передать его на подпись президенту.
Законопроект представила парламенту зампредседателя комитета по вопросам экономического развития Роксолана Пидласа. Она подчеркнула, что в Украине действует около 150 договоров о концессии, но это не позволяет привлечь крупные инвестиции. Проблема, по словам депутата, заключается в том, что концессия в Украине регулируется четырьмя разными законами, которые противоречат друг другу.
Проект закона № 1046, в частности, вводит концессионные конкурсы на открытых аукционах. Также документ предусматривает возможность предоставлять инвестору не денежную поддержку (например, выделение земельного участка). Кроме того, государство получит право заменить концессионера и возможность привлекать советников.
Что такое концессия?
Концессия – одна из форм государственно-частного партнерства. Ее суть в том, что государство, признавая неготовность самостоятельно справиться с конкретной задачей, временно продает частнику право на владение и пользование определенным имуществом.
Для государства концессия выгодна тем, что она:
- привлекает частные деньги, сохраняя госсобственность;
- может повысить эффективность управления объектом, за счет этого усилить конкуренцию в отрасли и/или качество услуг.
Концессионер получает:
- доступ к ранее недоступным привлекательным и стратегически важным экономическим объектам;
- распределение рисков;
- госгарантии возврата вложенных средств (как минимум, существенной части).
Концессия эффективно применяется в международной практике более 100 лет. По данным Всемирного банка, в развивающихся странах на долю концессий приходится до 70% контрактов, которые государство заключает в сфере транспорта (железные и автомобильные дороги, морские порты, аэропорты).
Ранее президент Зеленский отмечал, что принятие этого закона позволило бы государству безопасно работать с частным сектором и компаниями.
Напомним, также Зеленский ранее поручил Министерству инфраструктуры провести первые пилотные конкурсы по передаче в концессию порта "Ольвия" и Херсонского морского торгового порта до 1 января 2020 года. О принятии необходимого для этого законодательства глава государства говорил еще в августе во время визита в Турцию: