В Украине плохо приживаются концессии: причины неудач

Ключевое условие успеха концессии – взаимное доверие государственного и частного партнера и их равенство перед законом

В конце сентября Государственное агентство автомобильных дорог ("Укравтодор") сообщило, что конкурсные заявки обоих претендентов – украинской компании "Украинские транспортные магистрали" и французской Bouygues на строительство первой в Украине концессионной дороги Львов – Краковец не соответствуют условиям концессионного конкурса.

Среди прочего, оказалось, что претенденты не могут обеспечить финансирование работ по строительству дороги ни за счет собственных, ни за счет привлеченных средств (они должны были финансировать проект на уровне 85%).

Реклама

Суть концессии состоит в том, что государство, признавая свою неготовность самостоятельно справиться с конкретной задачей, временно продает частному партнеру свое право на владение и пользование определенным имуществом.


После этого в "Укравтодоре" признали, что для реализации проекта необходимо пересмотреть ранее утвержденные правительством условия конкурса, в частности, найти компромиссное решение по его финансированию, чтобы условия были приемлемыми для инвесторов и государства. Другие компании, проявившие в начале года интерес к реализации данного проекта, просили перенести конкурс на 2016 г. или отсрочить его реализацию до улучшения экономической ситуации в Украине.

Почему концессии важны для Украины

Реклама

dsc_0348_01

Концессия является одной из форм государственно-частного партнерства.

Закон Украины "О концессиях" определяет ее как предоставление органом исполнительной власти или местного самоуправления (называемым в данном контексте концедентом или концессиедателем) на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности (концессионеру) права на создание и/или управление (эксплуатацию) какого-либо объекта, при условии взятия концессионером на себя определенных обязательств по отношению к объекту концессии, имущественной ответственности и части возможного предпринимательского риска.

Реклама

Для государства концессия выгодна тем, что оно:

  • привлекает частные деньги, сохраняя собственность над объектом;
  • может повысить эффективность управления объектом, передав его частному лицу, за счет этого усилить конкуренцию в отрасли и качество предоставляемых услуг.

Концессионер получает:

  • доступ к ранее недоступным для него привлекательным и стратегически важным экономическим объектам;
  • распределение рисков;
  • государственные гарантии возврата вложенных средств (как минимум, существенной их части).

Концессии эффективно применяется в международной практике более ста лет. По данным Мирового банка, в развивающихся странах на долю концессий сейчас приходится до 70% контрактов, которые государство заключает в сфере транспортной инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, морские и аэропорты). На сегодняшний день концессионные договоры заключаются в четырех десятках стран, включая Францию, Германию, США, Великобританию, Италию.

Для Украины концессии необходимы потому, что в обозримом будущем у государства не найдется ни средств, ни необходимого управленческого ресурса для приведения в порядок ряда критично важных для экономики и жизни граждан отраслей.

Опыт украинских концессий

383727208

В нашей стране закон о концессиях был принят в 1999 г. О проекте дороги Львов-Краковец впервые начали говорить 16 лет. Много говорилось и о других проектах "Укравтодора", о передаче в концессию аэропорта Борисполь. Но дел не было.

В апреле 2011 г. Кабмин расширил список концессионных объектов. Помимо активов "Укравтодора", ветроэнергетики и памятников архитектуры к ним были добавлены угледобывающие предприятия и предприятия ЖКХ. После этого в концессию были переданы несколько угольных шахт и некоторые объекты централизованного водо-, теплоснабжения и водоотведения, которые находятся в коммунальной собственности.

Причем для ЖКХ концессия имеет особую важность, т.к. уже давно понятно, что без бизнеса государство не способно самостоятельно изменить плачевную ситуацию в этой сфере. Но при этом важно чтобы государственная власть смогла обеспечить баланс интересов концессионера и обслуживаемых им граждан, в условиях существующих пробелов в законодательстве могла в нужный момент вмешиваться в ход исполнения концессионного соглашения, чтобы обеспечить непрерывность оказания услуг.

Возвращаясь к проекту дороги Львов-Краковец, – он считается пилотным, его успех или неудача будет влиять на судьбу будущих концессионных объектов. На его примере можно показать общие правила игры. Финансирование осуществит частный инвестор, которому в течение 45 лет с момента запуска дороги станут возвращать средства (по закону, срок концессии не может быть меньше 10 лет и больше 50 лет). Вся собираемая плата за проезд будет поступать в госбюджет, а там деньги распределят между "Укравтодором" и инвестором. Если интенсивность движения на магистрали окажется недостаточной, чтобы вернуть инвестиции, то долг перед концессионером ляжет на госбюджет. Но как финансовые риски будут распределены между государством и инвестором, в "Укравтодоре" пока не могут сказать.

Потенциально привлекательным объектом концессии могут быть украинские морские порты. Закон пока не разрешает этого, но на сегодняшний день большинство этих портов находится в сложном состоянии.

Поэтому правительство ищет модель управления отраслью, включая приватизацию или концессию.

При этом глава Фонда госимущества Игорь Билоус недавно заявил, что концессия портов несет множество рисков, если осуществлять ее по нынешним законам. "Во-первых, возможны манипуляции с формулой подсчета концессионного платежа. В мире принята схема: чем больше концессионер инвестирует в объект, тем меньше концессионный платеж – и наоборот. Цель такой схемы – увеличить отдачу объекта благодаря качеству актива. Но в Украине концессионная ставка привязана к коэффициенту фондоотдачи (коэффициенту оборота основных средств): чем ниже фондоотдача – тем ниже концессионная плата. А чтобы занизить фондоотдачу, достаточно всего лишь завысить балансовую стоимость основных фондов, передаваемых в концессию." Кроме этого, глава ФГИУ предлагает сократить на законодательном уровне максимальные сроки концессии (например, в Европе эти сроки не 50, а 15-20 лет), разрешить передачу в концессию не портов, а исключительно терминалов.

В Верховной раде зарегистрирован законопроект о внесении изменений в концессионное законодательство (№4237а от 03.07.2014 г.). Но уже больше года он лежит без движения.

В чем залог успеха концессий

Ключевой предпосылкой эффективной деятельности в условиях концессии является наличия доверия между партнерами. При этом отметим, что сфера государственно-частного партнерства характеризуется тем, что достижения общей цели изначально неравноправные партнеры фактически уравниваются в своих полномочиях. Так в соответствии со ст.3 Закона "О государственно-частном партнерстве", одним из принципов такого партнерства является равенство перед законом его участников. Но в наших условиях в отношениях между "частниками" и государством всегда будет существовать риск возможных злоупотреблений со стороны второго. В связи с этим законодательство содержит ряд гарантий для частного партнера. Однако реальная эффективность таких гарантий пока не проверена практикой. Зато государство демонстрирует свою необязательность в отношении некоторых требований законодательства, вносят тем самым дополнительные сомнения в умы потенциальных партнеров.

Например, по данным Минэкономики, по состоянию на конец 2014 г. в Украине реализовалось 210 договоров концессии. Однако в реестре концессионных договоров государственного и коммунального имущества, который ведет ФГИУ, значатся лишь 146 контрактов (часть из которых к тому же уже не действует). Да, факт регистрации или нерегистрации договора концессии не влияет на его силу. Но регистрация является законодательно обязательной, и то, что чиновники не выполняют ее, может служить иллюстрацией общего отношение государства к правам и интересам частных партнеров.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61950.01

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

2988.02

Litecoin (LTC)

79.12

Ripple (XRP)

0.49

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять