Концессионные дороги: в Украине начинают строительство качественных, но платных трасс

В Украине нет ресурсов для строительства новых дорог. Но трассы могут строить частные инвесторы и брать плату за проезд

Украина занимает 137 место из 144 в рейтинге качества дорог от The World Economic Forum. Один из путей улучшить дороги – построить платные трассы. А первыми платными дорогами в Украине могут стать трассы, построенные на условиях концессии.

Концессионные дороги – это новые трассы, построенные с нуля частным инвестором. Компания, которая сделала дорогу, может брать с водителей плату за проезд. Такая дорога качественней, она сокращает путь на 50-100 км из одного пункта в другой, и на автобане разрешается более высокая скорость движения.

Реклама

При этом концессионная дорога может строиться только параллельно существующей бесплатной альтернативе. Законодательно в Украине разрешено строить дороги частным инвесторам. Однако украинские условия не выгодны для бизнеса. Законы нужно менять.

Сайт "Сегодня" узнал, нужны ли Украине платные дороги и выгодны ли они водителям.

Платными могут стать две-три дороги

Чтобы концессионная дорога окупила себя, нужно 25-30 лет. И на такой трассе должен быть поток из 18 000-20 000 автомобилей. С таким трафиком в Украине существует всего несколько автобанов.

Реклама

Сейчас концессионные дороги можно строить по двум маршрутам: Киев-Белая Церковь и Львов-Краковец, говорит советник главы "Укравтодора" Александр Кава. Также в ведомстве рассматривают возможность сделать по концессии дорогу из Львова в Мукачево.

Стоимость концессионной дороги Киев-Белая Церковь составит примерно 300 млн долларов, оценивает Кава. Если тендер проведут в этом году, то строительные работы могут начаться в 2019-м. Поскольку дорога концессионная, за нее заплатит инвестор. А потом на протяжении 25-30 лет будет взымать оплату за проезд, тем самым покроет свои траты.

"Пока мы рассматриваем два варианта. Первая – это дорого от Львова до польской границы. Второе – это новая дорога Киев-Белая Церковь, при условии, что старая дорога становится бесплатной альтернативой. И третий вариант, который мы держим в голове – это новая дорога, которая позволит за два часа доезжать от Львова до Мукачево", – говорит Кава.

1273664
Фото: архив

Реклама

Пока что точных исследований трафика на украинских дорогах нет, замечает Тарас Бойчук, председатель проектного офиса SPILNO при Министерстве инфраструктуры. Поэтому сейчас нельзя сказать, по какому маршруту в Украине выгодно строить концессионную дорогу. Но до конца года расчеты будут – изучением потока автомобилей по украинским трассам занимается Мировой банк.

"Несколько раз пытались сделать концессионной дорогу Львов-Краковец, возможно, там достаточный трафик, но нужно дождаться исследования Мирового банка. До сих пор никто такого исследования не делал. Есть предположения, но нужны реальные цифры. На это нужен год. Когда-то считали трафик на дороге Одесса-Рени, но его оказалось мало. Поэтому дорогу восстанавливали через публичные закупки", – отмечает Тарас Бойчук.

Бума строительства новых платных дорог в Украине не будет. В стране нет трафика, который позволит бизнесу проложить и окупить трассу.

"Во всех странах концессионные дороги составляют меньше одного процента от сети дорог.  Просто концессионные дороги позволяют уменьшить время государства на строительство новых дорог. Но это не панацея, поскольку основное бремя ремонта дорог лежит на государстве", – добавляет Кава.

Новых дорог не будет без нового законодательства

Для того, чтобы построить дороги в партнерстве с инвестором, Украине нужно изменить законодательство о концессии.

Один из законопроектов на эту тему, проект закона №6766, вводит понятие гарантии. Государство гарантирует выделение земли под строительство дороги, а компания обязывается построить на этом участке автобан. Согласно законопроекту, правительство гарантирует компании, что поток автомобилей на дороге будет на уровне, который обеспечит прибыльность проекта. Если нужного трафика не будет, госбюджету придется компенсировать убытки. Платной трассой 25-50 лет будет владеть только компания-строитель. Затем дорога перейдет государству. При этом концессионер может брать деньги за проезд по своей дороге. Также компания может зарабатывать на своей придорожной инфраструктуре: заправках, СТО, кафе, кемпингах и так далее.

"Ключевое изменение – это введение в законодательстве гарантии трафика, плюс четкое определение того, что такое альтернативная бесплатная дорога, раньше этого не было. Также в проекте закона говорится, что государство должно содействовать консолидации земельных участков", – говорит Александр Кава.

Еще один пакет законопроектов разработало Министерство инфраструктуры совместно с Мировым банком. Пока он получает последние согласования, говорит Тарас Бойчук. В феврале проект будет зарегистрирован в парламенте и получит номер.

Этот проекты позволят строить концессионную дорогу государству в партнерстве с бизнесом и использовать три разные модели оплаты за пользование ею.

"Будут возможны три варианты оплаты за проезд концессионной дорогой. Первый, когда платит только водитель. Таких проектов будет мало. Преимущественно будет микс, когда водитель будет платить столько, сколько может заплатить – это будет определять Кабинет министров. Кабмин будет устанавливать тарифную сетку. Это делается чтобы защитить людей от высоких цен. Тогда, например, водитель платит доллар, а разницу – все что не хватает – за счет дорожного фонда. Возможен вариант, когда не будет бесплатной, но будет оплачиваться исключительно из Дорожного фонда", – отмечает Тарас Бойчук.

Оплата и подсчет трафика будет происходить за счет бесконтактных карточек и видеонаблюдения, говорит эксперт. Так, чтобы попасть на турецкую платную дорогу нужно иметь бесконтактную карточку. На такой дороге установлены камеры наблюдения. Так бесконтактно фиксируется автомобиль и с банковского счета водителя моментально снимаются деньги. Никаких шлагбаумов нет.

Вместо новых дорог – реконструкция старых

Развернуть масштабное строительство дорог с "нуля" невозможно. Это слишком дорого. Более выгодно инвестору реконструировать существующую дорогу. В законопроектах Кабмина предусмотрено, что государство может передать под концессию существующую дорогу. При этом должна быть альтернативная бесплатная дорога поэтому же маршруту.

"Я думаю, в Украине больший потенциал не строительства новых дорог, а восстановления по процедуре концессии существующих, возможно их расширение. Нужно иметь в виду, что у нас есть дорожный Фонд, но там пока 47 млрд гривен. Этих денег недостаточно, чтобы позволить себе европейские дороги. В Украине большой потенциал возобновления и эксплуатации дорог на основании частно-государственного партнерства. С нуля дорога – это очень дорого, а вот возобновление – это более привлекательно для инвесторов", – комментирует Тарас Бойчук.

1256561

Фото: Е. Перепелица

В таком случае инвестор получает от государства дорогу, восстанавливает ее и на протяжении определенного промежутка времени обслуживает ее. Трасса может стать платной по одной из моделей, которая предлагается законопроектом. Все будет зависеть от масштабности проектов.

Альтернативные бесплатные дороги не придут в упадок, чтобы обеспечить необходимый трафик на концессионной, уверяет руководитель проектного офиса. Все трассы международного и государственного значения имеют гарантированное финансирование из Дорожного фонда. Именно под эти типы дорог и будут делать концессионные проекты. Государство несет за них ответственность. 

"Бесплатная альтернатива будет ремонтироваться. У водителя просто будет выбор: поехать по дороге со скоростью 130 км, или поехать по альтернативной дороге со скоростью 70 км. Человек должен понимать, он доплачивает за скорость. Для некоторых людей важно время. Время – деньги. Собственно, такая мотивация использовать дорогу", – отмечает эксперт.

Напомним, ранее сайт "Сегодня" писал, какие дороги отремонтируют в Украине в 2018 году.

Отметим, п резидент Украины Петр Порошенко в конце прошло года заявил, что завершить строительство всей трассы "Одесса-Рени" планируется в 2018 году.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64314.44

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3146.85

Litecoin (LTC)

84.2

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять