Месяц "закрытого неба" с Россией: потери экономики и "дележ" рынка

Вместо украинских компаний, которые терпят миллионные потери, на рынок авиаперевозок приходят иностранные фирмы

Из-за "закрытого неба" с Россией украинские компании теряют миллионы, в частности, госпредприятие "Украэрорух", по их собственным оценкам, не досчитается 10% дохода. Рынок авиаперевозок делят между собой соседние государства – Молдова, Беларусь, а средняя продолжительность полета из Украины в Москву увеличилась в среднем на пять часов. О том, к чему за месяц привел запрет на полеты в РФ, выяснял "Сегодня.ua".

Пассажиры пересели на поезда и пользуются услугами иностранных компаний

Реклама

Президент Украины указом от 25 сентября ввел в действие решение СНБО от 2 сентября о вводе персональных и корпоративных санкций. В списки попали и 27 российских авиакомпаний. Им запрещено, начиная с 25 октября совершать полеты в Украину. В решении СНБО не прописано четко, но надо понимать, что эти авиакомпании совершали и совершают запрещенные украинскими властями полеты в Крым.

Политолог Алексей Гарань поясняет, что раз подобные санкции ввел в отношении российских компаний Евросоюз, и Украина должна была также объявить запрет на полеты для некоторых авиакомпаний.

"Я думаю, что тут важно иметь в виду: если эти компании, допустим, российские, летают в Крым – им однозначно должны быть запрещены полеты в Украину. Это отвечает духу санкций и логике. Европейцы делают то же самое, если компании летают в Крым, они не имеют возможность летать в ЕС. Поэтому это вполне взвешенный и необходимый шаг", – говорит политолог.

Реклама

Также Кабинет Министров запретил транзитные полеты российских авиакомпаний через территорию Украины, если те содержат товары военного или двойного назначения. Как отмечают в СНБО, запрет необходимо было ввести из соображений безопасности.

Россия ответила "зеркальными" санкциями – украинским компаниям МАУ, "Днепроавиа", YanAir, WizzAir и "МоторСич" запретили совершать полеты в Россию. В результате рынок с 1,5 миллионами пассажиров в год остался "бесхозным".

Директор Центра транспортных стратегий (ЦТС) Сергей Вовк отмечает, от запрета прямого авиасообщения выиграли в первую очередь перевозчики иностранных государств. Речь идет об авиакомпаниях Беларуси, Молдовы.

Реклама

"Если посмотреть на маршрутную сетку, белорусские авиакомпании очень серьезно нарастили свой трафик в сторону Украины. Они запускают новые рейсы в направлении "Минск-Киев", "Минск-Одесса", пытаясь состыковать эти рейсы между прямыми рейсами "Минск-Москва", – говорит эксперт.

1185740

Фото: Марина Лыцева

Раньше из Киева в Москву можно было долететь за три часа, сейчас же, после отмены прямых рейсов, продолжительность полета составляет от 4 до 9 часов. "Если смотреть на цены, иногда иностранные перевозки даже дешевле. Билеты стоят около 100-150 долларов, но это было маркетинговое решение. Но, увеличилось продолжительность полета", – говорит директор ЦТС.

При этом, как пишет корреспондент издания Financial Times, приводя пример одного из пассажиров в аэропорту "Борисполь", раньше из Санкт-Петербурга до Киева тот летал за 50 долларов, а сейчас стоимость полета с аналогичным направлением, но через Минск, обходится в 200 долларов.

Из-за продолжительности полета пассажиры все чаще "пересаживаются" в поезда. Как рассказали "Сегодня.ua" в "Укрзализнице", в первую неделю после отмены авиасообщения между Москвой и Украиной количество пассажиров в поездах в Россию звеличилось на 3%, а в Украину – на 7%.

"Количество предложенных мест по всем пассажирским поездам формирования Укрзализныци в Московском направлении выросла на 9%. Количество реализованных мест в направлении Москвы увеличилось на 14% и обратно на 20%", – сообщают в "Укрзализнице".

Потери украинских компаний

От начала применения санкций прошло меньше месяца, поэтому подводить даже промежуточные итоги и называть конкретную сумму убытков – рано, говорят в "Украэрорухе". Однако уже за первый месяц предприятие недополучило львиную часть дохода. По прогнозам, потери от действующих санкций составят 18,5 млн.евро в год.

"Трудно спрогнозировать перспективу в полной мере, ведь, последствия существенно зависят от решения правительства Украины по применению или неприменению дополнительных санкций по ограничению или запрету полетов. По предварительным оценкам, в результате применения санкций, в 2016 году Украэрорух недополучит доходов от предоставления услуг по АНО (аэронавигационное обслуживание) на сумму около 10% годового дохода", – сообщил и.о. директора предприятия Игорь Касьяненко.

Как говорит Сергей Вовк, в среднем рынок оценивается в 100-110 миллионов долларов в год. Примерно треть этой суммы зарабатывали украинские компании (около $35 миллионов). При этом "удар" для россиян оказался менее болезненным, так как их рынок крупнее.

"Примерно 800 тысяч пассажиров использовали перевозки российских компаний, и около 500-600 тысяч – украинские. Мы претендовали на треть этого рынка. Прямые потери можно оценить в 35 миллионов долларов. В абсолютном просчете российские авиакомпании перевозили больше пассажиров, они больше потеряли, но если смотреть на удельный вес этих перевозок в общем объеме перевозок российских авиакомпаний, понятно, что для них потеря украинского направления не является таким болезненным, как для нас потеря российского направления", – говорит эксперт.

xw_978208

Фото: архив

Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава, уверен потери для украинского рынка будут существенными. "В первую очередь на этом начали заработать белорусские и молдавские авиакомпании, которые увеличили количество рейсов. Открыли: "Минск-Одесса", "Минск-Харьков", открыли "Кишенев-Одесса". Свои предложения сделали и авиакомпании из Латвии, Польши. Увеличился спрос на железнодорожные перевозки. Это существенные потери, этот рынок был ключевым для украинских авиакомпаний и Украинских аэропортов", – сказал Александр Кава.

Пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая рассказала, до прекращения полетов в РФ количество пассажиров между Украиной и Россией достигало 350 тысяч человек в год. Компания потеряла 10 миллионов долларов.

"Часть этого пассажиропотока "пересела" на наши транзитные рейсы через Минск, Кишинев, Ригу. Часть – на рейсы других авиакомпаний, либо альтернативные виды наземного транспорта. МАУ не ощутила падения пассажиропотока, поскольку компенсировала его за счет увеличения частот на других направлениях своей маршрутной сети. Мы не сокращали наш флот и, соответственно, наша провозная емкость не изменилась", – рассказала Евгения Сацкая.

К слову, "Росавиация" заявила, что отменит запрет для авиакомпаний Украины только после аналогичного решения Киева. В то время как Кабмин декларирует – санкции не будут прекращены до тех пор, пока российские компании летают в Крым.


Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64074.15

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3138.91

Litecoin (LTC)

83.26

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять