Охота за дешевым автогазом

Чем популярнее дешевый газ, тем больше желающих сделать его дорогим

Еще десять лет назад АЗС с пропан-бутаном иногда нужно было поискать, а сегодня редкий заправочный комплекс обходится без газовой колонки. За это время спрос на автомобильный газ в Украине вырос в 2,4 раза – с 810 тыс. т до почти 2 миллионов. Кажется, ГБО установлено уже везде, где только можно.

Дешевизна этого топлива – вот секрет успеха. Во время кризиса 2014-2015 годов сжиженный газ стал для многих автомобилистов спасательным кругом, иначе машину пришлось бы ставить на прикол.

Реклама

Но чем выше популярность дешевого газа, тем больше желающих сделать его дорогим и заработать. Изучение ситуации показывает, что на кошельки водителей сегодня охотятся сразу несколько мощных групп и их шансы весьма велики.

Дорогие производители

Первая и самая агрессивная из них – отечественные производители нефтепродуктов. Массово перейдя на использование газа, автомобилисты значительно сократили спрос на бензин.

"Нефтеперерабатывающие заводы физически не могут производить только востребованные дизтопливо и сжиженный газ, поэтому бензин попросту некуда девать", – говорит директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

Реклама

К слову, такая ситуация наблюдается во всем мире. Но только в Украине с ней решили бороться очень противоречивым методом – путем удушения сжиженного газа в угоду некогда популярному бензину. Для этого украинские производители "Укртатнафта", "Укргаздобыча" и "Укрнафта" обратились к властям с требованием повысить акцизный налог на сжиженный газ, повысить цену газа и подтолкнуть потребителя к отказу от него. Последнее предложение – увеличить акциз с 52 до 168 евро за 1000 литров. Это означает удорожание газа на колонке более чем на 4 грн/л!

/ Фото: Григорий Салай, Сегодня

Пока правительство отклонило столь дерзкую просьбу, заявив, что из-за экономического кризиса ставки налогов пересматривать пока не планируется. Но переработчики не сдаются.

Реклама

В начале года они вышли с требованием увеличить пошлины на поставки газа из России. На первом этапе 8,5%, а это +60 копеек на литре. В росте цены можно не сомневаться: когда в сентябре 2019 г. правительство впервые ввело пошлину на российский пропан-бутан (4%) цена в Украине выросла ровно на размер нового налога.

На продавливание пошлин и акцизов брошены все административные и медийные ресурсы.

"Правительство может и не хочет повышать акциз, но у народных депутатов может быть свое мнение на сей счет", – говорит один из нардепов из фракции "Слуга народа".

Характерно, что испытывая проблемы по оси "газ-бензин" украинские НПЗ еще просят ввести пошлину на российское дизельное топливо. Это уже "привет" всей экономике Украины, так как дизель преимущественно использует промышленность и корпоративный сектор. Тревогу бьют металлурги и аграрии.

"Для нас крайне важно, чтобы Минэконмразвития подошло к этому вопросу комплексно и кроме рынка топлива проанализировало последствия для всей экономики страны в случае принятия этого решения. Тем более, как говорилось ранее, это делается безосновательно, в пользу одной группы компаний, в ущерб потребителям и целым отраслям", – заявил Александр Каленков, президент Объединения предприятий "Укрметаллургпром". Потери своей отрасли от повышения цен на дизтопливо он оценил в 600-700 млн грн в год.

Еще более ощутимые потери ожидают аграрии: по оценкам Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева, увеличение расходов сельхозпредприятий на топливо превысит 1,5 млрд грн.

Прибыль съел нелегал

Продавать больше бензина не против и крупные сети автозаправочных станций. Их тихое согласие с инициативами производителей можно понять: на сжиженном газе они зарабатывают крайне мало, тогда как на бензине – в разы больше.

Такой перекос был не всегда. Доходность накренилась в 2014 г. из-за распространения в Украине "серых" заправок. Неуплата всяческих налогов и сборов, помогла нелегалам торговать намного дешевле законных заправок. Последним, чтобы хоть как-то удерживать клиента, пришлось торговать газом с минимальной наценкой или вовсе в ноль.

Чтобы компенсировать потери на газу, заправки были вынуждены повысить маржу на бензине. От этого бензин еще дороже, а газ – еще привлекательнее.

Побороть "серый" топливный бизнес в начале этого года обещал президент Владимир Зеленский. И даже продвинулся в этом направлении: одна за одной волны проверок и демонтажей освободили рынок от многих нечистых на руку заправок. А в марте грянула пандемия, ввели карантин и внимание государственных органов отвлеклось на другие вещи. В итоге нелегальные заправки в своем большинстве вернулись на прежние места и бизнес расцвел с новой силой.

Дай на дорогу!

А тем временем на доступность сжиженного газа обратил внимание и Офис президента Украины. Там смотрят на потребителей LPG как на доноров дорожного фонда. Президент Зеленский неоднократно упоминал, что строительство дорог – его главный приоритет.

Источники в парламенте говорят, что на данном этапе президент поддержал идею увеличения акциза на автогаз до 120 евро за 1000 л. Это увеличило бы доходы дорожного фонда на 9-10% за год, а цену газа на заправках – на около 2,5 грн/л.

"Почему именно 120 евро должен быть акциз на LPG? Почему в таком случае не растет акциз на другие нефтепродукты? Какими вообще должны быть налоги на нефтепродукты в нашей стране и почему? Эти и многие другие вопросы остаются без ответа – в Украине нет даже набросков стратегии, определяющей, какое топливо нуждается в поддержке, а какое – нет", – говорит один из крупных продавцов сжиженного газа.

И вот в такой мутной воде каждый пытается поймать свою рыбу побольше: нефтепереработчики – повысить продажи бензина, розничные сети – вернуть потери на продаже газа, государство – наполнить дорожный фонд. А заплатит за это – потребитель, причем самый бедный.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,81
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,62
56,49
55,02
54,97
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,56
51,08
26,95
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61794.57

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3018.76

Litecoin (LTC)

80.74

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять