"Состояние – идем ко дну": Колесников рассказал об украинском авиастроении

Развитие отрасли упирается в вопросы финансирования

Участие в Международном авиакосмическом салоне Farnborough Airshow 2018 принесло украинскому ГП "Антонов" долгожданный контракт на импортозамещение российских комплектующих. Более трех лет концерн простаивает без серийного производства. Во время выставки было подписано соглашение на поставку деталей с компанией Aviall (подразделение Boeing).

Станет ли это точкой отсчета возрождения украинского авиастроения? Появятся ли Ан-148/158 во флоте украинских авиакомпаний и где найти лизингового партнера для этого? Издание Data.ua обсудило эти вопросы с Борисом Колесниковым, президентом благотворительного фонда, занимающегося развитием образовательных программ. На Farnborough Airshow 2018 Фонд Бориса Колесникова привез 100 студентов технических вузов – победителей конкурса "Авиатор 2018".

Реклама

- Как Вы оцениваете состояние украинского авиастроения?

- Состояние – идем ко дну, вышли покурить в подводной лодке. Государство отрасли не уделяет внимания, нет никаких приоритетов, авиазаводы стоят. Мало того, что мы потеряли российский рынок для самолетов и вертолетных двигателей, так мы еще и потеряли комплектующие оттуда, которые нельзя покупать без сертификации. Самолет – это не троллейбус, где взял деталь, поменял и все. Я думаю, что год-полтора – и эта власть пойдет с Богом на заслуженный или незаслуженный отдых, и все резко изменится.

- Здесь на выставке Farnborough ГП "Антонов" представило свой Ан-178. Как Вам машина?

Реклама

- Очень конкурентоспособная машина. В таланте антоновских инженеров вообще никто не сомневался. Вопрос в том, что будучи вице-премьер министром, министром инфраструктуры Украины я инициировал создание компании "Антонов Финанс" ( в 2011 году Мининфраструктуры Украины приняло решение реорганизовать государственную компанию "Лизингтехтранс" в "Антонов Финанс", чтобы обеспечить продажу самолетов украинского производства в соответствии с правилами продажи европейских воздушных судов. Ред.). Авиакомпания должна была заказывать машину, "Антонов Финанс" как лизинговая компания ее покупать и давать в кредит авиакомпании под 2%. Так принято во всем мире. Но воз и ныне там. Ничего не сделано. Будет финансирование – будут у "Антонова" хорошие машины и заказы.

- Разговоры о воскрешении "Антонов Финанс" ведутся с 2016 года, но все упирается в финансирование. Бюджет скорей всего денег на закупку самолетов не даст, их нет. Украинские банки если дадут, то под драконовские кредитные ставки, уж точно не 2-4%. Так что же делать, чтобы "Антонов Финанс" заработал, как полноценная лизинговая компания?

Уж точно не под 2-4%. А бюджет ничего давать и не должен. Для этого есть Укрэксимбанк и Ощадбанк. Для "Эксима" – это вообще прямое назначение. Депозиты сегодня принимают под 3,5-4%. Вся роль бюджета, о которой вы говорите, в том, чтобы компенсировать 2%. На самом деле, это очень выгодно, потому что взамен мы получаем занятость самых квалифицированных украинских специалистов. А через налог с доходов физических лиц и налог на прибыль мы получим намного больше, чем компенсируем.

Реклама

- ГП "Антонов" три года не может найти замену российским комплектующим и возобновить серийное производство. Где искать импортозамещение?

- Мы с вами обсуждаем сталинскую модель развития авиации. Тогда Сталин объективно боялся, что Советскому Союзу в нужный момент не продадут запчасти. Сейчас чем больше стран участвуют в создании самолета, тем больше будет рынков. Замыкаться не нужно. Сначала надо добиться мира и вступать в кооперацию с теми, кто поставит нам конкурентные комплектующие и, главное, кто купит наши самолеты. Двигатели у нас свои замечательные – их производит "Мотор Сич". Остальное, к примеру, авионику можно покупать в Великобритании, США, Бразилии, России, Канаде, Франции – это весь авиаклуб, высшая лига мирового авиастроения.

- Здесь, на Farnborough, ГП "Антонов" подписало соглашение с компанией Aviall (подразделение Boeing) о поставке комплектующих. Как вы оцениваете такое решение? Насколько могут подорожать антоновские самолеты и будет ли новая цена конкурентной на рынке?

Самолет, может, и не подорожает. Вопрос в том, что сертификация займет не один год. А второй минус – у россиян не будет никакой мотивации для покупки этих машин.

hur10678

- Коллапс, который наблюдается у нас на рынке чартерных перевозок, связан с тем, что спрос на перелеты растет, а самолетов для этого не хватает. Небольшие авиакомпании в погоне за прибылью формируют свои чартерные перевозки с минимальным простоем самолетов на земле. При этом машинам лет по 25, они ломаются, возникают существенные задержки. На ГП "Антонов" говорят, что могли бы насытить украинский рынок региональными реактивными самолетами Ан-148/158. Какой должна быть государственная программа, чтобы это произошло?

- "Антонов" мог бы поставлять самолеты и для этого в свое время был создан "Антонов Финанс". Но коллапс случился не из-за нехватки самолетов, а потому что Министерство инфраструктуры, которое занимается гиперлупами, проспало рядовые дела, которыми надо в первую очередь заниматься. Вот, к примеру, здесь в Британии защищают каждого туриста: на депозит вносятся деньги туркомпании – если они не выполнили условия, Минтранс моментально заплатит за чартер и вывезет всех людей. Поэтому здесь вопрос не в нехватке самолетов, хотя они нужны безусловно. Рассуждения министра инфраструктуры Владимира Омеляна о 20-летних машинах – это настоящее дилетантство (как сообщалось ранее, в Министерстве инфраструктуры планируют с 2019 года ограничить 20 годами срок использования пассажирских самолетов, – Ред.). По такой логике и самолет Дональда Трампа не пустят в Украину. Air Force One Boeing 747, борт номер один, на котором летает Президент США, сделан в 1987 году. Таким образом по критериям оценки Омеляна самолет Трампа не пустят в Украину. На самом деле все определяется летной годностью судна (налетом часов, условиями эксплуатации и т.д.).

- Что должно произойти, чтобы украинский авиапром вышел из кризиса? Сколько лет на это может уйти?

- Нужно понимать, что неоспоримое преимущество украинского авиапрома – это грузовые самолеты. Для развертывания серийного производства понадобится до 2-х лет. Что касается Ан-148/158 – это машины одной линейки. Здесь нужно порядка 300-400 миллионов долларов на организацию серийного производства, а это не менее 30 машин в год с гарантийным и постгарантийным обслуживанием по всему миру. Также необходимо смотреть, какую сеть можно купить. Около 5 лет назад продавался Fokker, может будет продаваться сеть Bombardier. Нужно ждать момента. Такие сети продаются готовыми и они, как правило, дешевле, чем строить собственную. Можно идти в кооперацию с "региональщиками" – к примеру, с Embraer, Bombardier, сейчас это уже компании Airbus и Boeing. Вопрос желания и энергичных действий людей, которые за это несут ответственность.

- Поможет ли в этом Стратегия возрождения украинского авиастроения, которую недавно принял Кабинет -министров?

- Это без слез читать нельзя. Как и Национальную транспортную стратегию до 2030 года. Мы за 15 месяцев подготовили пять международных аэропортов. Работали с лучшей командой в мире, и "Евро-2012" в Украине прошло без единого замечания. Все аэропорты, кроме Донецкого, работают, как часики и сейчас. А нынешняя власть декларирует строительство 50 аэропортов в ближайшие 12 лет. При этом не смогла за четыре года достроить паркинг в "Борисполе". Так что верится с большим трудом в эту стратегию.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64262.76

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3153.18

Litecoin (LTC)

83.59

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять