Трансформация развития Киева посредством публично-частного партнерства

Если мы хотим доказать целесообразность развития Киева на основе модели публично-частного партнерства, следует начать с пилотного проекта. Киевский Велодром является лучшим выбором

Проблематика

Сегодня отношения между Киевской городской государственной администрацией, бизнесом и горожанами остаются преимущественно враждебными: они характеризуются отсутствием доверия и взаимовыгодного сотрудничества. Администрация разрабатывает планы развития территории города непрозрачно и сверху вниз, а их осуществление требует получения излишних согласований. Горожане либо мирятся с тем, что не могут контролировать этот процесс, или протестуют с возрастающей интенсивностью. Городская администрация редко сама инициирует диалог с горожанами относительно своих планов, но все более часто реагирует на инициативы активистов снизу. Сектор частного бизнеса, вне зависимости от того большой он или малый, чаще рассматривает вмешательство местной администрации как риск или издержки, чем как потенциальную выгоду. В результате, много усилий местной власти по развитию города либо были неосуществимыми, либо нестабильными, либо разрушительными.
Важнейшей задачей, которая стоит сейчас перед Киевом, является изменение того, как работает местная власть. Нынешняя система работает так, а не иначе, именно потому, что это выгодно тем, кто ее контролирует. Мы должны найти путь, который позволит трансформировать существующую систему управления городом и модели развития его территорий во что-то новое, что принесло бы выгоду всем заинтересованным сторонам: власти, бизнесу и обществу.

Реклама

Путь вперед

Одним из важных шагов, которые может предпринять власть, является принятие инклюзивной модели развития, основанной на идее "публично-частного партнерства". Модель публично-частного партнерства – это юридическая, финансовая и операционная модель развития, согласно которой власть, частный бизнес и третий сектор (неправительственные организации, общественные группы и горожане) объединяют свои навыки и возможности, чтобы финансировать, внедрять и управлять проектами развития городских территорий с целью гарантировать их экономическую и общественную жизнеспособность в долгосрочной перспективе. Фундаментальным преимуществом модели является то, что она помогает достичь консенсуса на "пути вперед" с учетом различающихся целей и интересов всех стейкхолдеров, которые в одиночку не в состоянии достичь поставленной цели. Партнерство является примером симбиоза, в котором конечный результат превышает простое суммирование его элементов.

Во всем мире существует множество различных проектов в форме партнерства: от строительства и управления новыми парковками и производства электроэнергии до перепланировки заброшенных военных и промышленных комплексов в жилые дома или коммерческие объекты, реконструкции и сохранения исторических памятников, специфических зданий и территорий.

Реклама

Партнерство родилось и начало развиваться наиболее успешно в развитых странах со значительными финансовыми ресурсами, высоким уровнем административных возможностей и навыков, большим и активным третьим сектором. Размер проектов партнерства зачастую огромен, он исчисляется в сотнях миллионов долларов и внедряется в течение лет или десятилетий, как, например, перепланировка Нью-Йоркской военно-морской верфи в комплекс многоцелевого использования.

Стратегический демонстрационный проект для иллюстрации модели П3: Киевский Велодром

Если мы хотим доказать целесообразность развития Киева на основе модели публично-частного партнерства, следует начать со стратегически выбранного пилотного проекта. Проект должен иметь небольшой масштаб, но в то же время быть резонансным. Этот проект должен иметь явную ценность для городских жителей района, в котором он будет осуществляться, с тем, чтобы максимизировать участие третьего сектора. Этот проект не может выходить за рамки сегодняшних финансовых, технических и операционных возможностей потенциальных стейкхолдеров. Также должна существовать юридическая возможность воплотить его в жизнь. Я верю в то, что такой исторический объект как Киевский Велодром является лучшим стратегическим выбором.

Реклама

Юридический и экономический аспекты: В 2010 году Верховная Рада приняла Закон "О государственно-приватном партнерстве", в который в 2015 году были внесены поправки. Этот закон ни в коей мере не соответствует смыслу понятия Публично-частного партнерства, которое существует в странах Запада. Действующий закон не предусматривает создания неприбыльного юридического лица для управления проектом (власть будет контролировать все); он перекладывает все финансовые, технические и операционные риски на участников частного сектора; также этот закон не предусматривает никакой роли третьего сектора. За годы своего существования этот закон доказал свою неэффективность в стимулировании партнерства, в котором он бы мог быть применен. В то же время, в действующем законодательстве нет серьезных препятствий, которые не позволили бы Киевским властям осуществить партнерство по модели П3, которую я предлагаю.

Экономический принцип, который лежит в основе предлагаемого мною подхода состоит в "стимулированием стейкхолдеров". Замысл в следующем: чем больше прав по управлению проектом и принятию решений имеет участник проекта, тем более он заинтересован в том, чтобы сделать проект как можно более выгодным. Выгода подхода П3 повышается

1) вовлечением в проект намного большего, чем доступного государственной или частной компании, количества навыков и возможностей участвующих стейкхолдеров;

2) поскольку партнерство, в отличие от частного юридического лица, является неприбыльной организацией, (что невозможно для частного сектора), то прибыльность возрастает, благодаря экономии на налогах.

Скорее всего, Велодром не мог бы стать жизнеспособным в форме государственного или частного предприятия, а вот в форме компании по модели П3 публично-частного партнерства он может стать финансово устойчивым.

В настоящее время велодром (земля и строительные объекты) находится на балансе киевского коммунального предприятия, которым владеет Киевская администрация. В своем нынешнем юридическом статусе велодром контролируется киевской властью бюрократическим путем вместо того, чтобы управляться как предпринимательский общественный актив под управлением группы стейкхолдеров – представителей горожан.

Я предлагаю создать новую компанию, которая бы взяла в аренду у киевской администрации весь комплекс Велодрома с соответствующими правами, прописанными в арендном договоре. Кроме представителей властей, в Совет директоров вошли бы частные предприятия, которые бы инвестировали в Велодром (например, предприятия по продаже и аренде велосипедов, тренеры, обучающие и другие предприятия, связанные с велоспортом), а также представители неправительственных общественных организаций и представители местных общественных групп горожан. Крайне важно, чтобы подход по модели 3П к проекту Велодрома привлек сильную поддержку со стороны групп, участвующих в профессиональных велогонках, с международными контрактами и опытом в велоспорте, которых у властей нет. Общественная организация "Киевский велотрек" уже активно участвует в работе Велодрома и является очевидным кандидатом для более формализированного вовлечения в проект.

Соглашение между заинтересованными сторонами определяло бы все права и обязанности каждой стороны с тем, чтобы гарантировать качественное управление проектом и соответствие всем действующим законам и правилам. Выгодами от модели партнерства П3 в случае Велодрома станут прозрачность, возросшая прибыльность и повышенная устойчивость благодаря поддержке со стороны третьего сектора. Прозрачность и общественная поддержка помогли бы защитить Велодром от негативных явлений, повсеместно присутствующих во многих правительственных организациях и компаниях. В конечном итоге опыт реализации модели партнерства в проекте Велодрома поможет развить административные навыки и возможности, необходимые для воплощения в жизнь столь необходимых для Киева крупномасштабных проектов.

Почему масштаб имеет значение?

Успешное воплощение в жизнь крупномасштабных проектов по модели партнерства гораздо сложнее в таких странах как Украина, с их коррумпированными законодательными системами и государственными институциями, которым недостает навыков возможностей и финансовых ресурсов. Мы должны понимать, что на этом этапе масштаб имеет значение, и, если киевские власти хотят когда-нибудь реализовать крупномасштабные проекты по модели партнерства, они сначала должны развить необходимые навыки, возможности и получить опыт реализации проекта меньшего размаха, вероятность успеха которого значительно выше. Мы можем подробнее рассмотреть некоторые из этих проблем.

Финансовые и операционные проблемы: Власти Киева не в состоянии привлекать крупные инвестиции в проекты партнерства модели П3 большого размера. В случае Велодрома необходимые инвестиции незначительны; на самом деле, мэр/городской голова Киева Кличко персонально профинансировал часть расходов на реконструкцию велодрома. И хотя его щедрость заслуживает всяческих похвал, она не является долгосрочным финансовым решением: кто, например, будет финансировать расходы на ремонт, содержание и капитальные инвестиции в долгосрочной перспективе? Зависимость от городского бюджета или щедрости отдельных людей не является жизнеспособной долгосрочной финансовой стратегией.

Общественные аспекты: Недостаток прозрачности и коррупция эндемичны в правительстве и в государственных компаниях, и особенно в крупномасштабных проектах, но их размах может быть уменьшен в небольших и в проектах, которые на виду, таких как Велодром. Очень важно то, что успешный проект по модели партнерства П3 Велодрома повысит доверие людей к властям, показав, что они в состоянии работать прозрачно, честно и компетентно, особенно в партнерстве с частным бизнесом и третьим сектором.

В основе продвигаемой мною модели партнерства лежит социологический принцип, который гласит, что городская среда должна повышать качество жизни горожан посредством таких общественных объектов как культурные, спортивные, развлекательные и другие виды объектов социального назначения, которые не могут быть обеспечены одним лишь частным сектором (вследствие недостаточной прибыльности) или одними лишь властями (вследствие недостатка денег).

Устойчивость: Гарантировать стабильность крупномасштабного проекта партнерства П3 на сегодня является для киевских властей очень сложной задачей, учитывая финансовую, техническую и операционную сложность крупномасштабных проектов. В то время как вовлеченность третьего сектора в крупномасштабные проекты не всегда необходима или не приветствуется властью и бизнесом, проект Велодрома нуждается в участии третьего сектора для того, чтобы быть устойчивым. Неправительственные бесприбыльные и общественные организации, занимающиеся велоспортом, будут способствовать генерированию выручки велодрома, используя его для гонок , тренировок и сопутствующих мероприятий, особенно если их в будущем привлекут как заинтересованную сторону; в свою очередь, они извлекут выгоду, повышая свою репутацию внутри страны и за границей, таким образом увеличивая свои возможности привлекать денежные средства. У Велотрека есть большой потенциал улучшить местную экономику и качество общественной жизни, становясь общественной площадкой, принадлежащей горожанам и организациям. Среди экономических и социальных выгод присутствуют новые малые бизнесы, занятость и социальные услуги. Доступ жителей, особенно детей или пенсионеров, к множеству мероприятий может быть бесплатным. Это могло бы помочь интегрировать велодром в жизнь местной общественности, таким образом обретая широкую поддержку горожан .

Дальнейшие шаги: Эта краткая статься не задумана как полный юридический, финансовый и операционный проект применения модели партнёрства П3 в случае Велодрома. Это потребует многих усилий всех заинтересованных сторон и их совместной работы. Дальнейшие шаги должны включать: 1) организацию различных общественных встреч для разъяснения выгод, получаемых властями, бизнесом и третьим сектором от подхода партнерства; 2) разработка стейкхолдерами практичного и детального плана трансформации Велодрома в общественный актив на основе интегрированного подхода партнерства П3; 3) широкое и прозрачное распространение информации о демонстрационном характере проекта Велодрома в контексте дальнейших усилий по развитию Киевских территорий.

Я готов участвовать в любых попытках использовать модель партнерства для развития Киевских территорий и применить ее к историческому и стратегически важному активу – Велодрому. Я призываю всех тех, кто желает реальных и практических реформ поддержать этот подход. Исходя из 20 лет опыта ведения бизнеса в Украине, я не вижу никаких явных причин, по которым мы не можем сегодня применить подход партнерства к киевскому Велодрому и к более крупным проектам в будущем. Единственным ограничивающим фактором может стать недостаток желания потенциальных стейкхолдеров (особенно киевской городской администрации), но где есть желание что-то сделать, обязательно найдется и способ.

Пол Томас, Президент IRE (USA) Inc

VoxUkraine специально для Сегодня.ua

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64701.94

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3168.69

Litecoin (LTC)

84.55

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять