Украина и РФ начинают торговый спор в ВТО: возможно ли "мировое соглашение"

В будущем, судя по динамике падения товарооборота между странами, спорных вопросов в торговле будет становиться меньше, считают эксперты

Завтра может начаться первый этап разбирательства между Украиной и Россией в рамках Всемирной торговой организации.

Еще 21 октября текущего года Украина подала в ВТО запрос на проведение консультаций с РФ по ограничению импорта украинских товаров для железной дороги. 12 ноября российская сторона предложила назначить дату консультаций на 17 ноября.

Реклама

Суть спора и позиции сторон

В Минэкономики Украины отмечают, что, начиная с марта 2014, РФ без достаточных обоснований начала широкое применение запретов в отношении импорта товаров для железной дороги (вагонов и подвижного состава, стрелочных переводов, других комплектующих).

Такие ограничения касаются украинских производителей: ОАО "Крюковский вагоностроительный завод", ОАО "Днепропетровский стрелочный завод", ОАО "Азовобщемаш", ГП "Харьковский машиностроительный завод" ФЭД".

Реклама

Как отмечает украинская сторона, РФ ввела следующие ограничительные меры:

  • приостановила действия выданных ранее сертификатов соответствия;
  • отказывает признавать сертификаты, полученных надлежащим образом в сертифицированных лабораториях Беларуси и Казахстана;
  • ограничивает выдачу компетентными органами РФ новых сертификатов украинским производителям.

Как известно, существенные торговые ограничения Россия начала вводить с середины 2013 года. Эмбарго на ввоз вагонов из Украины РФ приняла в сентябре 2013 года путем отмены действия сертификата на грузовые вагоны Крюковского вагоностроительного завода. Поводом для этого стала авария грузового поезда в Приволжье в августе 2013 года из-за излома боковой рамы вагона украинского производства. Затем ограничения распространились и на продукцию остальных предприятий.

Такие действия РФ, как отмечают в Минэкономики Украины, привели к значительному снижению экспорта товарной группы №86 (железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнализационное оборудование всех видов).

Реклама

Так, в 2013 году экспорт товаров группы №86 в РФ составил 1,7 млрд. долл. (11,8% экспорта в Россию), в 2014 году – 600 млн долл. (6,1%), а за 7 месяцев 2015 году – лишь 51 млн долл. США (2,2%).

При условии сохранения тенденции годовой объем может составить около 100 млн долл. США, отмечают в Минэкономики Украины.

Таким образом, убытки несут как сами предприятия, так и бюджет Украины, который недополучает доходы с экспортной пошлины.

Первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев, в свою очередь, заявил, что действия российских регуляторов, проводящих лицензирование и вагонов, и стрелочных переводов, оправданы.

Перспективы разрешения спора

Процедура рассмотрения споров в рамках ВТО – довольно длительный процесс. И начинается он с проведения консультаций. Стороны должны приступить к консультациям в 30-дневный срок с даты получения запроса на проведение консультаций. Их общая продолжительность не должна превышать 60 дней.

В случае если в течение консультаций сторонам так и не удалось прийти к согласованному решению, то они запрашивают об учреждении третейской группы (экспертное жюри) и начинается длительное разбирательство.

По мнению экспертов, Украина и РФ вряд ли смогут прийти к соглашению на этапе консультаций. "Решить этот вопрос быстро будет сложно. Слишком много политики", – сказал Сегодня.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Проблема в том, как поясняет Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, что вопрос тех же вагонов будет очень сложно решить в отдельности от всех остальных проблем, которые есть во взаимоотношении между странами. "Здесь не может быть такого, что давайте вагоны запустим, а другое нет. Всегда у РФ есть аргумент: давайте платите долг (в этом году Украина должна выплатить РФ долг в размере 3 млрд долл., Киев настаивает на реструктуризации, Москва эти предложения отвергает), и пока не выплатите, ничего не будет. Это другая сфера, но, тем не менее, всем понятно, что все это взаимосвязано", – пояснил он Сегодня.ua.

Так что, по всей видимости, Киев и Москву ждет длительное разбирательство. "Там (в ВТО) нет сроков. Спор может длиться и десять, и даже двадцать лет. К примеру,12 лет США и Япония разбирались по поводу автомобилей. Был такой момент", – отметил Александр Охрименко.

Кроме того в процессе разбирательства стороны могут выдвигать новые иски и вводить дополнительные ограничения для тех-либо иных товаров, что также будет существенно осложнять и затягивать процесс разрешения конфликта. Кроме того даже если решение будет вынесено, вторая сторона всегда может его опротестовать.

"Могут возникать дополнительные и встречные претензии, это не значит. Это очень неприятная вещь поскольку зачастую идет большая "накрутка". Как правило, стороны в итоге приходят к так называемым мировым соглашениям", – отмечает Василий Юрчишин.

Позицию компромисса также всегда занимает и ВТО, отмечает Александр Охрименко. "ВТО только рекомендует. Это не жандарм, который принимает решения. ВТО чаще всего предлагает идти на компромисс. Она не хочет конфликтов. ВТО – это организация созданная, чтобы решать торговые споры. Она не может заставить. Она дает площадку для переговоров и помогает, чтобы переговоры не заходили в тупик", – сказал он.

Почему Россия вводит ограничения, и кто может помочь Украине

При этом эксперты отмечают, что РФ начала вводить необоснованные ограничения против украинских товаров как по экономическим, так и по политическим мотивам.

"Первое – это экономика. Конкурентов никто не любит. Украина в определенный момент стала конкурентом российским производителям. Естественно, это решили ограничить и действительно начали применять нерыночные методы. А дальше пошла политика", – отмечает Александр Охрименко.

Василий Юрчишин напоминает, что случай с вагонами далеко не первый пример "торговых войн" России против Украины.

"Первая "торговая война" (мясомолочная) была еще в 2006 году. И с 2006 года торговых войн (мясомолочная, карамельная, сырная и пр.), которые РФ вела против Украины. Мы видим политические элементы и попытки привязать одну экономику к другой. И те же самые разговоры российской стороны о том, что ЗСТ Украина-ЕС может повредить экономике РФ, выдвижение условий. Это попытка надавить на Украину и Европейский союз", – сказал Василий Юрчишин.

Эксперты отмечают, что во время споров в рамках ВТО стороны могут привлекать "союзников". "Есть механизм привлечения третьих сторон к разрешению спора, это нормальная практика, когда та либо иная сторона готова помочь своему партнеру", – отметил Василий Юрчишин.

Александр Охрименко, в свою очередь, отметил, что для Украины было бы очень хорошо заручиться поддержкой Китая. "Россия очень ценит отношения с Китаем, с ним у нее самый большой товарооборот. И если, к примеру, Китай заявит, что будет покупать украинские товары, тогда РФ может пойти на уступки", – пояснил он.

А пока введенные Россией ограничения остаются, и спор продолжается и к какому соглашению в итоге придут стороны прогнозировать в настоящий момент сложно. А предприятиям, которые попали под запрет, как отмечают эксперты, стоит задуматься о новых рынках сбыта. И в будущем, судя по динамике падения товарооборота между странами, спорных вопросов в торговле будет становиться меньше.

"Торговый режим между Украиной и РФ и сейчас весьма не дружественный и не стратегический. Учитывая то, что товарооборот между двумя странами существенно снижается, острота и жесткость такого роста дискуссий будет также снижаться", – отметил Василий Юрчишин.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64927.63

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3109.59

Litecoin (LTC)

81.11

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять