Яценюк "решил" судьбу трубы – чем аукнется украинцам приватизация ГТС

Сегодня премьер таки "продавил" начало реформы "Нафтогаза". Пока законопроект только внесли в повестку дня, но это уже что-то.

Лишь с третьей попытки парламентарии вняли увещеваниям премьера (грозил он в том числе и "Южным потоком") и дали добро на рассмотрение законопроекта "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системы Украины". Нужно отдать должное Арсению Петровичу, уговаривать нардепов он умеет. Помнится, антикризисный пакет от правительства в Раде тоже принимали с неохотой, но все, же приняли.

Не удивительно, что Яценюк лично приехал "продавливать" этот закон. Цена вопроса ой как высока.

Реклама

Во-первых, документ предлагает разрешить передавать украинскую газотранспортную систему в управление частным компания (будь-то аренда или концессия). Правда, без права отчуждения. Тоже самое касается и подземных хранилищ газа.

Но самое главное – 49% украинской газотранспортной системы может быть продано частной кампании.

"Фактически мы наблюдаем за попыткой начать процесс приватизации ГТС", – говорит эксперт по энергетике Юрий Корольчук.

Реклама

О приватизации говорят много и долго. Однако однозначного ответа, что это принесет. Украине, эксперты, увы, дать не могут.

"Главная цель – создать более эффективную систему работы "Нафтогаза" и искоренить коррупцию в газовом секторе, что со временем приведет к снижению цены", – отмечает директор Энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Так-то оно так, но интеграция украинской энергетической системы в европейскую систему помимо прозрачности предполагает создание единого рынка газа, а соответственно и цена на газ будет для всех одна.

Реклама

"Все люди, предприятия, теплоэлектроцентрали будут платить единую цену", – объясняет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Учитывая, что сейчас государство дотирует поставки газа для населения, то в перспективе делать оно это перестанет и простым украинцам придется платить больше за газ хотят они того или нет, отмечает эксперт. Увы, Европа – это не только верховенство права, но и высокие коммунальные тарифы.

Зато каждый сможет в любой момент узнать, сколько газа зашло в страну, сколько продалось на бирже, сколько закачано в хранилища.

Прозрачность, безусловно, сделает украинский энергетический сектор более привлекательным для инвесторов.

В первую очередь, это касается подземных хранилищ газа, поскольку там проще посчитать прибыль – транзит дело непостоянное, пока нет твердых гарантий по объемам, говорить о каких-то цифрах вообще бессмысленно.

И, вот, тут то и возникает очень интересный вопрос. В настоящее время – единственный поставщик газа в ЕС через территорию Украины – это Россия. А в законе значится, что инвесторами (читай покупателями части ГТС) могут быть только США и ЕС. Т.е. получается, в дальнейшей судьбе украинской ГТС будут теоретически принимать участие покупатель и транзитер, а поставщик газа, будет "выброшен из процесса".

"Это дискриминационный законопроект, который прямо ограничивает права не только РФ, но и любой другой страны. Я не исключаю, что кто-то может подать в ВТО, и потребовать, чтобы эти дискриминационные положения законопроекта были отменены", - говорит Марунич.

Вполне обосновано, что РФ, в ответ, будет пытаться и дальше продвигать свои альтернативные газопроводы, однако уж слишком бояться этого не стоит.

"Действия РФ ограничивает законодательство ЕС. Шансы для "Южного потока" не настолько велики, как об этом рассказывают руководители "Газпрома", – отмечает Омельченко.

При этом, по его словам, не стоит ожидать, что те же европейцы ринуться инвестировать в украинскую ГТС – "вряд ли у нас будет стоять толпа инвесторов, это стратегический объект и так быстро ее не приватизируешь". На все нужно время.

И первое, что нельзя сегодня делать – это "гнать коней", иначе можно банально продешевить.

"В настоящее время мы не знаем, что может наша ГТС, какие у нее финансовые возможности. Мы ее можем продать сегодня, условно говоря, за 5 копеек, а потом выяснится, что она стоила 50 долл.", – предостерегает Корольчук.

Сначала, по его словам, "нужно вывести компанию из кризиса, разобраться с долгами, наладить сотрудничество с поставщиками газа, возможно, это будет не только РФ, но и другие страны, к примеру, Средняя Азия, оптимизировать работу хранилищ, а потом уже привлекать инвестора".

Кроме того, пока не ясно, как еще завершится вся эта реформа. "Можно принять самые лучшие законы, а результата не будет", – говорит Омельченко.

В итоге, с одной стороны мы получаем в перспективе более прозрачный газовый рынок и приход западных инвестиций в этот сектор. С другой стороны – возможное повышение цен на газ для населения и активизацию РФ по строительству обходных газопроводов.

***

Пока все это теория – закон даже не прошел первое чтение. Но вероятность того, что в ближайшее время документ получит ход, довольно высока. "Сегодня в парламенте есть большинство, и оно поддерживает правительство. Этот законопроект не готовился вчера – это серьезный документ. И то, что Яценюк лично приехал "продвигать" его, свидетельствует о довольно серьезных намерениях", – отмечает директор Международного института демократии Сергей Таран.

При этом вполне возможно, что это законопроект – один из инструментов торга с РФ в переговорах по газу. И если Москва согласится на предложения Киева по цене на газ, в законопроект внесут правки, которые позволят России получить свою часть ГТС, отмечает эксперт.

В любом случае, как считает Таран, принятие закона даже в том виде, в котором он есть сейчас, решит одну важную проблему – снимет политическую составляющую относительно дальнейшей судьбы ГТС и того, кто же ее сможет приватизировать.

А пока, как отмечают все опрошенные  "Сегодня.ua" эксперты, о надежности отечественной газотранспортной системы можно не волноваться.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63950.32

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3137.33

Litecoin (LTC)

82.88

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять