Региональные аэропорты: когда из областных центров Украины можно будет облететь весь мир

Взлетные полосы местных аэродромов покрылись трещинами и поросли бурьяном. Правительство хочет вернуть все авиаузлы государству и вложить в них 8,6 млрд грн

В Украине в каждом областном центре есть аэропорт. Их построили еще в 40-60-х годах прошлого века. Государство модернизировало только пять из них под Евро-2012: Львовский, Харьковский, киевские "Борисполь" и "Жуляны" и уже разрушенный Донецкий аэропорт. Остальные дорабатывают свой ресурс и требуют капитального ремонта.

Региональным аэропорты не развиваются из-за устаревшего законодательства, неграмотного управления и нехватки денег, считают эксперты. По оценкам правительства, на восстановление аэропортов нужно 8,6 млрд грн. До 2023 года Кабинет министров планирует возродить и передать Министерству инфраструктуры все воздушные ворота страны. Сайт "Сегодня" узнал, в каком состоянии украинские аэропорты и что изменится через пять лет.

Реклама

На грани пригодности

Запорожский аэропорт  капитально не обновлялся с момента постройки (с 1965 года). Стены здания местами почернели от сырости, а краска облупилась. Пожелтевшие стекла окон закрыли пестрыми рекламными баннерами турфирм. Так выглядит большинство региональных авиаузлов страны. Всего в Украине 22 пассажирских аэропорта и только 15 из них прошли сертификацию.

"Региональные аэропорты не соответствует требованиям авиакомпаний и пассажиров. Аэропорты работают на грани поддержки своей пригодности, – рассказывает директор аэропорта "Запорожье" Виктор Бискупский. – Никто не занимается аэроузлами 25 лет. Только пять аэровокзалов отстроили к Евро-2012: в Харькове, Львове, два в Киеве и Донецкий"

Региональные аэропорты не соответствует требованиям авиакомпаний и пассажиров. Аэропорты работают на грани поддержки своей пригодности, – рассказывает директор аэропорта "Запорожье" Виктор Бискупский. – Никто не занимается аэроузлами 25 лет.

Взлетную полосу Запорожского аэропорта в марте пришлось закрыть на ремонт. Последний раз ее реконструировали в 1982 году. Восстановление полосы обойдется в 30 млн грн. Этого хватит на два-три года, потом покрытие разлезется, признается Бискупский.

Реклама

aero

По версии ассоциации "Аэропорты Украины" в 2015-м аэропортом года признан Запорожский. Фото: ztv.zp.ua

Передача аэропортов в коммунальную собственность привела к их разрушению, считает эксперт по транспорту Офиса эффективного регулирования DRDO Сергей Хижняк. Местные власти не умеют управлять аэроузлами, объясняет аналитик. А денег на развитие аэропортов в областных и городских бюджетах нет.

Реклама

"За 25 лет оказалось, что ни областные, ни городские власти управлять аэропортами не способны.   Где-то нет денег, где-то опыта управления. А аэропорты понемногу разрушаются. Теперь в аэродромы нужны огромные инвестиции. Большинство полос и терминалов нужно отстраивать", – комментирует Хижняк.

При этом "Борисполь", "Жуляны", днепропетровский, львовский, запорожский, одесский и харьковский аэропорты занимают 98% в структуре авиаперевозок страны. Остальные аэродромы принимают по одному-два регулярных рейса в неделю либо только чартеры. Николаевский и Хмельницкий и вовсе не функционируют.

"Борисполь", "Жуляны", днепропетровский, львовский, запорожский, одесский и харьковский аэропорты занимают 98% в структуре авиаперевозок страны. Остальные аэродромы принимают по одному-два регулярных рейса в неделю либо только чартеры. Николаевский и Хмельницкий и вовсе не функционируют.

За последнее время есть и позитивные изменения – в 2016 году местные власти отремонтировали здание Винницкого аэропорта. Это позволило увеличить пассажиропоток с 9800 человек до 29 500. А в этом году отремонтировали аэроузел в Черновцах. Из городского бюджета Запорожья выделили 180 млн грн на строительство нового терминала. Однако быстро модернизировать аэропорт в городе не могут из-за сложных процедур, предусмотренных действующим законодательством.

"50% нашей энергии идет не на решение конкретных задач, а решение бюрократических вопросов по согласованию строительства нового терминала", – жалуется директор Запорожского аэропорта.

Что мешает развиваться аэропортам

Большая территория, транзитный потенциал, сравнительно большое население – стимул для развития аэропортов. Однако на одном потенциале авиарынок не построить, считает президент Международных авиалиний Украины Юрий Мирошников. В стране только два аэропорта без инфраструктурных ограничений – "Борисполь" и Львов. Остальные отстают в качестве и количестве взлетно-посадочных полос, авиационного оборудования и в обслуживании пассажиров. Украинским аэропортам мешает развиваться устаревшее законодательство – доходы авиаузлов ограничиваются количеством принятых рейсов. В развитых странах аэропорты зарабатывают за счет неавиационных услуг.

"В Украине один проект развития сменяет другой. Пора уже переходить к утвержденным стратегиям, на которые сможет ориентироваться бизнес. Законодательная система делает невозможным неавиационные доходы аэропортов. В Украине доходы аэропорта зависят не от количества пассажиров, а от количества рейсов. Это заставляет аэропорты двигаться по пути прошлого века: получать основные доходы за счет авиакомпаний – это путь в никуда. Такой подход не стимулирует выполнять больше рейсов и привозить больше пассажиров", – делится Юрий Мирошников.

В Украине один проект развития сменяет другой. Пора уже переходить к утвержденным стратегиям, на которую сможет ориентироваться бизнес. Законодательная система делает невозможным неавиационные доходы аэропортов. В Украине доходы аэропорта зависят не от количества пассажиров, а от количества рейсов. Это заставляет двигаться аэропорты по пути прошлого века: получать основные доходы за счет авиакомпаний – это путь ни в куда. Такой подход не стимулирует выполнять больше рейсов и привозить больше пассажиров, – делится Юрий Мирошников.

Так, площадями государственного аэропорта "Борисполь" распоряжается Фонд госимущества. Он составляет договора с предпринимателями, которые размещаются в аэропорте. Поэтому "Борисполь" в этом году начнет процесс перехода от госпредприятия до открытого акционерного общества. Это позволит аэропорту создавать инвестиционные проекты, заключать договора концессии. Также госпредприятие сможет самостоятельно заключать договора аренды с другими предприятиями, создавать совместные компании.

75929464

В 2013 году в Хмельницком аэропорту местная власть за 981 тыс. грн отремонтировала взлетно-посадочную полосу. После ремонта ни один самолет не может приземлиться на шоссе из-за ям и выбоин. Теперь на возобновление авиаузла нужно 45-50 млн грн . Фото: www.panoramio.com, Андрей Горлевский

"Аэропорт имеет только один договор – договор на коммунальные услуги.  Пассажиры к нам обращаются с жалобами на сервис, а у нас нет механизмов что-то убрать, добавить или улучшить. Авиационные доходы аэропорта растут, а неавиационные остаются на одном уровне. И это не привязано к пассажиропотоку. Поэтому у "Борисполя" большой штат людей – четыре тысячи. Эффективное управление позволило бы получать неавиационные доходы. Мы смогли бы снизить ставку авиационного сбора и увеличить доходы предприятия за счет сервиса. Сейчас аэропорт делает все сам и не может взаимодействовать с рынком", – рассказывает заместитель генерального директора аэропорта Евгений Дыхне.

По госпрограмме развития аэропортов правительство вернет аэроузлы страны государству. Сейчас большинство из них принадлежит горсоветам или областным властям. Управлять ими будет Министерство инфраструктуры. До 2023 года Кабмин надеется увеличить пассажиропоток с нынешних 12,9 млн человек в год до 24,3 млн. Государство инвестирует в аэропорты 8,6 млрд грн. Кабмин хочет увеличить прибыль от неавиационных доходов авиаузлов на 40% и привлечь в Украину больше лоукостеров. Однако в документе не указали инструменты достижения перечисленных целей. Хоть программа работает уже год, гендиректор Запорожского аэропорта жалуется, что денег как не выделяли из госбюджета, так и не выделяют.

"Запорожский аэропорт с 2012 года принадлежит городу. До этого от государства мы не получали ни копейки. Сейчас за счет горбюджета мы восстановили пассажирский терминал и ремонтируем взлетно-посадочную полосу. В планах построить новый аэропорт. Те программы развития аэропортов, которые принимались раньше, никогда не работали. Сегодняшняя программа тоже не работает", – рассказывает Виктор Бискупский.

Аэропорты не умеют работать с авиакомпаниями

В марте ирландский лоукостер Ryanair – крупнейшая бюджетная авиакомпания в Европе – анонсировал с осени полеты во Львов и Киев. Львов пошел на условия перевозчика. В то же время авиакомпания и "Борисполь" долго не могли договориться. Гендиректор аэропорта Павел Рябикин заявил, что в Ryanair предъявляет слишком большие запросы и предложил им летать из грузового аэропорта в Гостомеле. По его словам, лоукостер хотел летать в "Борисполь" по заниженным тарифам.

"Аэропорту Борисполь было бы легче обслуживать лоукост-перевозчиков на базе аэропорта в Гостомеле, а хаб развивать в Борисполе, нежели пытаться совместить хабовую стратегию и стратегию привлечения лоу-кост-перевозчиков в одном аэропорту", – добавил Рябикин.

Так, аэродром Гостомель имеет одну взлетно-посадочной полосой длиной 3500 метров. Он может принимать самый большой самолет мире Ан-225 "Мрия", и используется как база для самолетов ГП "Антонов".

Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины | Фото: Юрий Кузнецов
Региональные аэрпорты УКраины / Фото: Юрий Кузнецов
1/18

"Цель аэропортов – избавиться от Ryanair, а не привлечь. От этого отталкиваются все заявления и предложения. Была бы цель привлечь – нашли бы, как соединить стратегию хаба и лоукостеров. Есть другие терминалы, есть разные условия, - прокомментировал Андрей Гук, партнер юридической компании по авиаправу "Анте".

Однако 26 апреля министр инфраструктуры уверил, что лоукостер будет летать и из "Борисполя": "Вчера успешно прошли переговоры в Белфасте. Ryanair полетит из аэропортов "Борисполь" и Львов с сентября 2017 года".

Интересно, что комиссия Госавиаслужбы на заседании 28 апреля одобрила заявки Международных авиалиний Украины на получение прав на полеты из Киева в Стокгольм-Скавсту, Манчестер и Эйндховен. По этим же маршрутам ирландский лоу-кост Ryanair намерен запустить полеты в конце октября, сообщает издание Avianews.

Похожая ситуация и с региональными аэропортами. Сергей Хижняк поясняет: коммунальные аэроузлы не знают, что нужно авиакомпаниям. Авиаперевозчики не имеют ни представления об аэропортах в областях, ни информации об авиарынке страны. На некоторых сайтах региональных аэропортов нет англоязычной версии. В Ужгородского вообще нет сайта. А на сайте Херсонского аэроузла английский язык появился только после обращения турецкой авиакомпании Turkish Airlines.

"После аннексии Крыма мы перебазировались в Херсон. Тогда у аэропорта не было даже англоязычной версии сайта. Авиакомпания фактически инвестирует в город и как волонтер продвигает Херсон в Турции. После нас в город начал летать МАУ. Но как корпорации нам важны доходы. В Украине много ограничений, которые заставляют инвестора сомневаться, поскольку не понимают, какие в стране условия и конкуренция", – поделился Динчер Саиджи, генеральный директор представительства Turkish Airlines в Киеве.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,36
54,79
54,83
27,76
56,40
54,40
53,79
28,14
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,47
51,00
26,98
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62694.52

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3048.26

Litecoin (LTC)

78.58

Ripple (XRP)

0.49

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять