Такси в Украине в разы дешевле, чем за границей: откуда такие цены и могут ли они вырасти

94% украинского рынка такси работает в тени

Сотни тысяч людей по всему миру постоянно пользуются услугами такси. И украинцы не исключение. Более 14 млн пассажиров в стране ездят на такси. А ежегодно более 200 тыс. водителей осуществляют около 280 млн поездок. При этом бытует мнение, что цены на такси в Украине гораздо ниже, чем в других странах. Сайт "Сегодня" решил разобраться, действительно ли такси в Украине так уж дешево и что влияет на формирование цен.

Цены на такси в Украине остаются достаточно низкими

По оценкам Офиса эффективного регулирования (BRDO), объемы рынка такси в Украине составляют 40 млрд грн в год. Но в то же время согласно различным подсчетам, 94% этого рынка работает в тени и, соответственно, налоги в бюджет не поступают.

Реклама

Стоимость услуг такси в Украине остается одной из самых низких. Недавно специалисты портала Momondo составили рейтинг самого дешевого и дорого такси из аэропорта в центр города. Они проанализировали 140 столиц мира, руководствуясь ценами, указанными на официальных сайтах аэропортов.

Эксперты отметили, что среднее расстояние из аэропорта до города составляет 21 километр, а средняя стоимость поездки – около 25 евро. Киев же занимает 84 место в общем рейтинге и делит его со столицей Марокко – Рабатом. Эксперты подсчитали, что для того, чтобы доехать из аэропорта "Борисполь" в центр столицы, нужно заплатить 16 евро (около 441 грн). В то же время, в Токио за это нужно заплатить 200 евро (правда, и расстояние от аэропорта до центра столицы составляет там более 70 км, тогда как в Киеве не превышает 30 км.), в Осло и Рейкьявике ­— 100 евро, в Ницце, Лондоне и Вашингтоне — 90 евро.

"В первую пятерку стран с наиболее дорогими услугами такси входят Япония, Норвегия, Исландия, Монако и Великобритания, а в пятерку стран с самыми дешевыми услугами – Таджикистан, Узбекистан, Тунис, Гамбия и Гвинея-Бисау", — отмечает аналитик Киевской школы экономики Павел Яворский.

Спикер ОС "Ассоциация ответственных перевозчиков" Александр Дяченко добавляет, что цена на такси в Украине сравнительно низкая — 3-4 доллара (стоимость средней поездки), против 10-15 долларов в странах западной Европы.

Реклама

"Это обусловлено низкой покупательной способностью населения, высокой конкуренцией на этом рынке и невмешательством государства. Доступ к рынку такси имеют как крупные компании, так совсем маленькие службы, работающие в провинции, или специализированные такси в больших городах. В больших городах небольшие службы, работающие на массовый рынок и не имеющие достаточно автомобилей для покрытия всего города, объединяются для обмена заказами. Таким образом за пассажира идет постоянная борьба, при этом цена является фактором №1 при выборе той или иной службы", — поясняет Дяченко.

По его словам, высокой конкуренции в такси также способствует все большее внедрение мобильных приложений. Благодаря нескольким приложениям, пассажир имеет возможность одномоментно сравнивать цены (и другие условия поездки) сразу нескольких сервисов и выбирать наиболее подходящий.

Государство практически не контролирует рынок такси

Как уже отмечалось, рынок такси в стране практически не регулируется государством и существует сам по себе.

"Позитивным фактором, влияющим на цену, является то, что государство практически не вмешивается в бизнес такси. Фактически только 2-3% водителей такси (в основном премиум сегмент) имеют необходимые разрешительные документы и платят налоги", — говорит Дяченко.

Если за контроль рынка возьмется государство – цены на такси взлетят в несколько раз. Такое мнение высказал и Юрий Сивицкий, член правления консорциума Intecracy Group.

Реклама

"Так как в Украине практически отсутствует госконтроль за рынком такси, цены определяет исключительно спрос и предложение. Благодаря тому, что практически все такси и их клиенты сегодня пользуются онлайн-сервисами, у нас и спрос огромный, и предложение значительное. В том случае, если государство начнет контролировать рынок такси, цены вырастут примерно в 3 раза, упадет соответственно и спрос", ­— отметил Сивицкий.

Таксисты говорят, что цены должны быть выше

Если говорить более глобально, на цены влияет уровень экономического развития страны и экономической свободы отрасли.

"В целом, в более развитых странах стоимость труда выше, чем в бедных, и это повышает стоимость услуг такси. Кроме того, важным фактором является урегулированность рынка. Часто услуги такси подпадают под лицензирование и необходимость соответствовать требованиям качества и безопасности пассажирских перевозок (в том числе обеспечивать страхование пассажиров). Более того, в некоторых странах для защиты экологии выдают ограниченное количество лицензий, распределяя их через аукционы. Такие меры также повышают стоимость перевозок", — говорит Яворский.

Он добавляет, что в Украине фактически любой водитель может оказывать услуги такси, даже если у него отсутствует лицензия. Соответственно, такая структура рынка дает возможность предоставлять услуги по более низким ценам.

Сами же водители такси считают, что цены на поездки в стране, как минимум, занижены вдвое, но такие условия диктует рынок.

"Искусственное снижение цен неотвратимо ухудшает качество, ведь водитель, который меньше зарабатывает или меньше тратит на уход за автомобилем, не может оказывать сервис надлежащего уровня. Искусственное повышение цен также вредно, ведь это приведет к уменьшению количества клиентов такси. Сокращение рынка такси нежелательно в виду его социально-экономической функции в стране. По оценкам ГС "АВП" около 100 тыс. граждан используют такси как временную работу или дополнительный заработок. Искусственное повышение цены и, как следствие, сокращение рынка лишит этих граждан возможности заработать на хлеб в случае безработицы или временных финансовых трудностей", — комментирует ситуацию Дяченко.

Эксперт также отмечает, что в частных случаях цена зависит от наличия естественной или искусственной монополии. К примеру, совсем маленький районный центр не интересен большим сервисам такси, и там, как правило, существует только одна служба или просто группа водителей, которые договариваются между собой. В таком случае тариф определяется исключительно покупательной способностью местных жителей и волей водителей.

"Искусственная монополия – это как раз случай с аэропортом. Основные места скопления потенциальных пассажиров (вокзалы, аэропорты) чаще всего становятся местом злоупотребления со стороны местных чиновников или банально криминалитета. Водители, стоящие в таких местах, необоснованно завышают цены и платят мзду, а чужих таксистов банально не пускают, в том числе с применением физического насилия. Частично эту проблему решают те же приложения: выбрать и вызвать такси можно заранее в обход мутных персонажей, теребящих ключи в вестибюлях аэропорта", — отмечает Дяченко.

Напомним, ранее сайт "Сегодня" рассказывал, заставят ли таксистов в Украине потратиться на покупку детских автокресел, которые с недавнего времени обязательны при перевозке детей.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63836.47

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3055.14

Litecoin (LTC)

81.41

Ripple (XRP)

0.51

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять