"Укрзализныця" бежит от банкротства: железнодоржники погрязли в долгах и начали реформу

Из нынешнего состояния технического дефолта УЗ может выйти только в результате реорганизации всей отрасли ж/д-транспорта

12 мая Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця", УЗ) сообщила кредиторам о техническом дефолте по основной части своих долговых обязательств. Реструктуризации подлежат долги на 32 млрд грн из общей суммы 37,5 млрд грн.

Речь идет почти обо всем коммерческом долге: внутреннем и внешнем (еврооблигациях). Под действие реструктуризации не попадают долги официальным кредиторам (принадлежащие к госсектору в широком толковании) – перед ЕБРР и экспортно-импортным банком Южной Кореи. При этом задолженность УЗ по еврооблигациям на сумму $500 млн включена в общий перечень долгов, о реструктуризации которых с апреля говорят МВФ и правительство Украины.

Реклама

Основаниями для объявления дефолта в УЗ назвали крайне сложную ситуацию в стране, потерю контроля над важнейшей Донецкой железной дорогой, значительное падение объемов перевозок (по словам и. о. гендиректора УЗ Максима Бланка, в связи с военными действиями на Донбассе компания теряет порядка 15% годового грузооборота), а также "ситуацию бесхозяйственности и коррупции, в которой "Укрзализныця" жила последние годы".

Работа внутри существующих структур

384556334

Реклама

Главный офис УЗ. Фото: guardianlv.com

Пока соглашение о реструктуризации долгов не достигнуто, в середине мая компания своевременно и в полном объеме осуществила выплату купона по еврооблигациям.В начале июня министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сказал, что надеется на завершение переговоров по реструктуризации внутреннего долга УЗ до конца лета текущего года.Он также подписал финансовый план компании на 2015 г., который предполагает получение доходов в 46-47 млрд грн, и капитальные расходы в 2,5 млрд грн.

"Если сможем отсрочить выплаты по долгам, то больше денег будет направлено на восстановление пути и ремонт подвижного состава", – обнадежил министр.

Реклама

Железнодорожники, как и любой другой монополист, считают повышение тарифов на свои услуги практически обязательным элементом реорганизации. Процесс поднятия тарифов УЗ начала еще в прошлом году. В этом году первое подорожание состоялось в конце января – тарифы были повышены на 30% на все группы грузов, кроме каменного угля. В мае они должны были вырасти еще на 25%, но Государственная регуляторная служба отказалась регистрировать соответствующий проект приказа Мининфраструктуры.

Ксения Ляпина, глава Госрегслужбы, сказала, что они понимают сложное положение "Укрзализныци", но нужно все же прислушаться к мнению других субъектов хозяйствования и постараться найти компромиссный вариант. Кроме того, по ее словам, только повышение тарифов, без структурных реформ, не может быть эффективным мероприятием по повышению рентабельности предприятия.

Удивительно, но такой компромисс был найден всего за несколько дней. В целом тарифы вырастут меньше, чем планировалось. Кроме того,повышение будет не просто дифференцированным, а, как ожидается, стимулирующим отдельные виды деятельности: транспортировку дешевых грузов, перевозки на короткие расстояния. Это может помочь железнодорожникам укрепить свои позиции в конкуренции с автотранспортом и привлечь новых клиентов.

Руководство УЗ продолжает усилия по борьбе с коррупцией внутри системы. Так, по словам Бланка, сейчас внедряется справедливая очередность расчетов за поставленные товары и услуги – контролировать процесс будет автоматизированная система. Начато наведение порядка среди экспедиторских фирм: должны остаться только те, которые реально привлекают объемы грузов, а не просто берут деньги с клиентов. А в правительстве говорят, что тендеры в УЗ сейчас проводятся открыто и прозрачно, закупки конкурентные.

Но закупки могут быть и псевдоконкурентными. Поэтому недавно Бланк распорядился осуществлять прямую закупку электроэнергии для нужд отрасли на оптовом рынке, хотя на протяжении многих лет УЗ закупала электроэнергию как на оптовом рынке, так и у независимых поставщиков. Но эти поставщики покупают электроэнергию на том же оптовом рынке и к тому же они, как оказалось, связаны друг с другом. "Налицо многолетний сговор с доходной частью 400-500 млн грн в месяц", – написал на своей странице в Facebook руководитель УЗ.

Планы реорганизации отрасли

___06

Фото: "Сегодня"

Финансовые проблемы, которые в последние годя для УЗ являются хроническими, связаны не только с воровством и неумелым хозяйствованием. Во многом они носят системный характер, и для их разрешения нужны перемены на уровне управления отраслью, а не компанией. Поэтому Мининфраструктуры разработало законопроект "О железнодорожном транспорте", текст которого открыт для публичного обсуждения. По словам Пивоварского, законопроект учитывает ряд директив ЕС, которые являются обязательными для применения, поскольку Украина выбрала путь евроинтеграции.

Предполагается, что будет изменена модель государственного управления железнодорожным транспортом, сначала разделят функции государственного и хозяйствующего управления, потом – инфраструктуру и перевозки. В результате УЗ перестанет сочетать роли администрации и участника рынка.

За Мининфраструктуры останутся формирование государственной политики и разработка законов и подзаконных актов. Появится Госагентство железнодорожного транспорта, которое будет реализовывать государственную политику в отрасли, контролировать равноправный доступ к инфраструктуре, регистрировать и координировать деятельность перевозчиков. Надзор за безопасностью движения будет осуществлять Национальный орган по безопасности на транспорте, а отдельная комиссия будет заниматься расследованием аварий на железной дороге.
Предусмотрено также создание Национальной комиссии регулирования транспорта, в задачи которой будет входить и регулирование цен на железной дороге, т. е. тарифы монополистов будет устанавливать независимый орган (как сейчас уже сделано в отраслях связи и энергетики, коммунальной сфере).

Предлагается изменить подход к ценообразованию. Тариф будет иметь три составляющие:

  • инфраструктурную;
  • вагонную;
  • тяговую.

В первую из них будет включена инвестиционная часть, которая предназначена только для финансирования проектов по развитию инфраструктуры железной дороги.

Есть желание отказаться от нынешнего принципа субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, который работает плохо – только в 2014 г. УЗ получила от пассажирских перевозок почти 8 млрд грн убытков. Взамен в предлагается выделить в отдельную группу так называемые социальные перевозки, которые должны дотироваться органами центральной и местной власти. Но есть серьезные опасения, что у этих властей найдутся средства на такие дотации, хотя отказываться от порочной практики перекрестного субсидирования нужно.

В конце августа может начаться процесс корпоратизации УЗ путем создания ПАО "Украинская зализныця". Эту компанию предлагается образовать путем слияния "Укрзализныци", шести железных дорог, а также предприятий и организаций железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, в уставный капитал будут внесены акции и доли, принадлежащие государству в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта.

Для работы в наблюдательном совете этого ПАО Мининфраструктуры намерено пригласить иностранных экспертов. В структуре компании будет создано собственное казначейство, которого сейчас в УЗ нет.

ЧУЖОЙ ОПЫТ. Ситуация, в которой сейчас находится "Укрзализныця", официально не названа банкротством, но в ряде ключевых моментов она сильно напоминает процедуру банкротства "по главе 11", довольно распространенную в США. Ее суть в том, что объявив себя банкротом, компания на время защищается от претензий кредиторов и проводит реорганизацию, направленную на возвращение к прибыльности и постепенную выплату долгов.

До 1978 г. базовым документом для проведения процедуры банкротства в этой стране был Акт о банкротстве, принятый еще в 1898 г. Он был нацелен на ликвидацию несостоятельной компании. Если и предусматривалась реорганизация, то она проводилась посредством ликвидации. В начале 1930-х в закон были внесены изменения, направленные на некоторое увеличение значимости реорганизации. В 1978 г. в Свод законов о банкротстве был сильно обновлен, и в нем появилась та самая глава 11. Но то, что компания начинает процедуру банкротства "по главе 11" ничего не гарантирует, так как ее усилия могут привести как к успеху, так и провалу. Примеров того и другого в истории американского бизнеса достаточно.

Процедура начинается с подачи компанией заявления в федеральный суд по делам о банкротстве. С этого момента действие прав кредитора против должника приостанавливается, т.е. они не могут вести какие-либо действия по получению судебных решений и взысканию имущества по любым долгам, возникшим до подачи заявления о банкротстве.

Должник сохраняет право владения своим бизнесом и может признавать недействительными сделки по передаче денежных средств или имущества, заключенные в течение определенного срока до подачи заявления о банкротстве. Аннулировав подобную сделку, он может добиться возврата средств, которые будут использованы для расчетов с кредиторами. Руководство компании сохраняет свои полномочия до подготовки плана реорганизации бизнеса, на это у него есть 120 дней. По истечении этого срока такой план может быть подан любой заинтересованной стороной (кредитор, комитет кредиторов или управляющий по делу). План должен приниматься кредиторами и утверждаться судом.

Таким образом, компания продолжает свою работу, реструктурирует свои долги и назначает новые условия их выплаты. Она даже может брать новые ссуды, чтобы продержаться на плаву. При этом поставщики и клиенты не имеют права расторгать с ней контракты.

Кредиторы как правило приветствуют такой вариант банкротства, – т. к. статистика показывает, что они обычно получают больше при реорганизации, чем при ликвидации должника.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,15
55,01
27,63
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,17
51,02
26,81
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66167.53

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3163

Litecoin (LTC)

84.41

Ripple (XRP)

0.55

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять