Александр Фоменко: "Мы делаем все, чтобы уже в следующем году жители столицы почувствовали улучшение качества услуг по горячей воде и теплу"

9 июля 2014 8:00

Алиса Ревнова Алиса Ревнова

Генеральный директор "Киевэнерго" рассказал о том, сколько киевляне теперь будут платить за тепло и горячую воду, откуда возникли миллиардные долги и какое состояние теплосетей в столице

С 1 июля, согласно принятому парламентом Закону №1198-VII, по всей Украине существенно поднялись тарифы на услуги теплоснабжения для населения. Кроме того, по новому законодательству, украинцы в ближайшем будущем смогут спрашивать за качество предоставляемых услуг непосредственно у теплоснабжающей организации.

Реклама

В столице наибольшим поставщиком тепловой энергии является компания Киевэнерго. О том, каких изменений ожидать киевлянам в связи с изменениями в законодательстве, что сейчас происходит с тепловыми сетями и почему столичные жэки накопили миллиардный долг перед компанией, нам рассказал генеральный директор ПАО "КИЕВЭНЕРГО" Александр Фоменко.

С июля киевляне станут платить больше за тепло и горячую воду

Александр Валериевич, с чем связано принятие парламентом нового закона о предоставлении услуг теплоснабжения?

Во-первых, вопрос о реформировании украинского законодательства в сфере теплоснабжения был поднят Международным валютным фондом с целью приведения тарифов для населения к экономически обоснованному уровню. Во-вторых, в стране все чаще поднималась проблема качества теплоснабжения, ведь всем известно, что техническое состояние украинского теплоэнергетического комплекса, мягко говоря, далеко не самое лучшее. Необходимо было определить организации, которые бы непосредственно отвечали за состояние тепловых сетей и оборудования и, соответственно, за качество теплоснабжения перед потребителем. Эти два основных фактора и были предусмотрены Верховным советом Украины в законе №1198-VII, который принят в апреле и действует с 1 июля 2014 года.

Реклама

Скажите, а сколько киевляне теперь будут платить за тепло и горячую воду?

Тарифы на услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения устанавливает Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (НКРКУ) отдельно для каждой теплоснабжающей организации. Для потребителей Киевэнерго тарифы на услуги горячего водоснабжения с 1 июля 2014 года установлены на уровне 25,10 грн за 1 куб. м при подключенном полотенцесушителе к системе горячего водоснабжения. И на уровне 23,48 грн за 1 куб. м без его подключения.

Тариф на услуги централизованного отопления для жителей домов, которые обслуживает КИЕВЭНЕРГО, установлен на уровне 375,30 грн за 1 Гкал при наличии домовых и квартирних приборов учета тепловой энергии. И на уровне 9,22 грн за 1 кв. м в месяц в течение отопительного периода при отсутствии домовых и квартирных счетчиков тепловой энергии. Здесь важно отметить, что ранее потребитель оплачивал услуги отопления равными частями  по 1/12 в течение всего года.

В условиях спада экономики и повышения тарифов многие люди, возможно, не смогут оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Как им быть?

В основе неоплаты за предоставленные услуги есть две причины. Первая – объективная,  отсутствие возможности платить за коммунальные услуги по причине низких доходов или их отсутствия (потеря работы, например). Если человек не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, ему необходимо обратиться в районную администрацию и оформить государственную субсидию. На совещании под руководством мэра Киева в киевской горадминистрации 1 июля поднимался вопрос активизации работы "единого окна" при районных администрациях для  оформления льгот и субсидий населением. Поэтому здесь самый главный совет – вовремя обратиться в районную администрацию и получить надлежащую субсидию от государства.

Реклама

Но есть и вторая причина – и она чисто субъективная, отсутствие желания у потребителя платить. Здесь все зависит от уровня ответственности потребителя, и здесь мне сложно что-то советовать. Но по моральному принципу, если ты товар потребляешь, то ты обязан его оплатить.

Расскажите теперь о том, почему киевляне станут оплачивать услуги теплоснабжения не жэкам, а Киевэнерго

Это также связано с нормами принятого закона, согласно которому потребители должны заключить прямые договора непосредственно с теплоснабжающей организацией. И это абсолютно нормальная мировая практика. Ведь давайте посмотрим на ситуацию, в которой оказались киевляне сегодня. Потребители перечисляли деньги за услуги теплоснабжения не на счет поставщика, а через посредника – жилищную организацию. Причем, по данным Госкомстата, население Киева достаточно добросовестно оплачивает коммунальные услуги – более 90%. А задолженность столичных коммунальных, частных и ведомственных жилищных организаций перед Киевэнерго за потребленную тепловую энергию на сегодня превысила один миллиард гривен. Таким образом, и компания, и киевляне оказались заложниками архаичной системы взаимоотношений в ЖКХ, где зачастую невозможно отстоять свои права ни потребителям. ни поставщику. Хочу отметить, что частные управляющие компании (ОСМД и ЖСК) по-прежнему могут оставаться оптовыми покупателями тепловой энергии у Киевэнерго и исполнителями услуг для своих домов. При этом обязательным условием является 100% оплата ими текущих обязательств и отсутствие задолженности за предыдущие периоды.

Долг перед Киевэнерго за тепловую энергию в 2,9 млрд грн – рекордный за последние семь лет

Откуда возник такой долг?

Реклама

Он имеет несколько составляющих. Во-первых, это долги жителей перед ЖЭКом. Мы оцениваем эту сумму от силы в 300 млн грн из 1,06 млрд грн общего долга жилищных организаций перед компанией! Далее, остальная задолженность состоит из разницы в начислениях. У коммунальных жэков зачастую тоже были убыточные тарифы. А возмещать эту разницу должна была городская власть. Де-факто, эти обязательства далеко не всегда выполнялись, поэтому у города перед коммунальными предприятиями также сформировались долги.

И третья причина критической задолженности жилищных организаций перед Киевэнерго – это нецелевое использование денег, которые заплатили потребители. К примеру, жэк получил некую сумму от жителя дома, нам перечислил 80%, а 20% потратил на свои нужды. В результате, пострадавшими от этой ситуации оказываются две стороны.  Киевэнерго не получило оплаты в полном объеме за произведенное тепло и горячую воду. И жители, которые добросовестно оплачивают услугу, вынуждены находиться под угрозой ее полного отключения по причине задолженности жэка. К примеру, два коммунальных жэка на Троещине смогли накопить долг перед Киевэнерго по 20-25 млн грн каждый! Для сравнения, общий долг всех коммунальных жэков в Дарницком районе – около 6 млн грн. В результате, должники Троещины пошли на конструктивные решения по задолженности с Киевэнерго только тогда, когда компания вынуждена была предупредить людей об отключении их домов от горячего водоснабжения.

Вопрос с критическими долгами коммунальных жэков, а также столичных бюджетных организаций за потребленную тепловую энергию сегодня – один из самых актуальных, который обсуждался руководством Киевэнерго и новой столичной властью во главе с мэром. В результате конструктивных переговоров и совещаний, Виталий Кличко дал поручение предпринять все необходимые шаги по урегулированию этой ситуации. Надеемся, эти усилия принесут долгожданный результат.

С переходом на прямые договора эта проблема исчезнет?

Конечно. С переходом на прямые договора потребитель сможет напрямую обратиться в Киевэнерго, осуществить сверку своих расчетов и контролировать их в дальнейшем. Мы же будем иметь возможность осуществлять плановые инвестиции в повышение качества услуг теплоснабжения – ремонты теплотрасс, котельных, оборудования. При такой системе расчетов за тепловую энергию у нас не будет посредника, который как-то не так может использовать деньги, назначение которых должно быть направлено на обслуживание и модернизацию теплового хозяйства. Я очень надеюсь, что новый формат работы с потребителем будет удобен всем – и киевлянам, и компании. А мы со своей стороны сделаем все, чтобы уже в следующем году жители столицы почувствовали улучшение качества услуг по горячей воде и теплу.

Вы сказали, что за тепло задолжали не только жэки, а кто еще?

Да, перечень наших должников жэками не исчерпывается. Общий долг за тепловую энергию всех потребителей перед Киевэнерго составляет более 1,8 млрд грн. Из них – миллиард должны жилищные организации, а 800 млн – бюджетные организации города. Также существует задолженность государства перед компанией по компенсации разницы в тарифах – это более 1,06 млрд грн. В результате общий долг за тепловую энергию перед Киевэнерго – 2,9 млрд грн. Это рекордные показатели за последние семь лет для Киевэнерго. По этой причине Киевэнерго, в свою очередь, не может рассчитаться с НАК "Нефтегаз" за использованный на производство тепла природный газ. Наш долг перед ними – более 2,5 млрд грн. И мы, и все киевляне уже были открыто предупреждены о том, что если ситуация в ближайшее время не разрешится, Нефтегаз может прекратить поставки газа на услуги горячего водоснабжения.

Не пропусти!
Словакия – Испания: онлайн матча Евро-2020, где есть интерес Украины
Словакия против Испании на Евро-2020

Скажите, а в Нефтегазе жестко стоят на позиции "отключим" или понимают, что долги – это не только ваша проблема?

С одной стороны, понимают, с другой стороны, хорошо знают проблему, поскольку мы открыто показываем все цифры. Сейчас, в условиях прекращения поставок российского газа, решение проблемы задолженности за газ и тепловую энергию, а также обеспечение надежности предстоящего отопительного  сезона в Киеве – вопрос номер один и для Киевэнерго, и для Нефтегаза, и для киевской власти. Поэтому мы активно работаем и взаимодействуем со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с потребителями. Уверен, что только совместными усилиями сможем прийти к решению этой острой проблемы и обеспечить киевлян теплом этой осенью.

Будущее – за ОСМД и частными управляющими компаниями

Александр Валериевич, а какое сейчас общее состояние теплосетей в Киеве?

К сожалению, отсутствие финансирования в тепловое хозяйство столицы в 90-е годы и начало 2000-х оставило свои последствия – повышенный износ теплосетей. На сегодня порядка 70-80% сетей требуют замены! Для сравнения, в электроэнергетике средний показатель износа составляет до 60%.

Почему так сложилось, за эти годы никто вообще не занимался модернизацией?
Общеизвестно, что жилищно-коммунальное  хозяйство не финансировалось в необходимых объемах очень длительный период времени. На протяжении 15 – 20 лет мы имели экономически необоснованные тарифы, которые нерегулярно покрывались за счет субсидирования из государственного бюджета (компенсация разницы тарифов, – примеч. ред.). Проще говоря, источники такой модернизации попросту не были предусмотрены.

Где в Киеве наиболее проблемные участки теплосетей?

Текущее состояние тепловых сетей таково, что в принципе порывы могут быть в любом районе города Киева. Поэтому мы и вынуждены ежегодно проводить гидравлические и акустические испытания. Но у нас есть данные, где находятся наиболее изношенные теплосети благодаря внедрению акустической диагностики сетей. Это Троещина, Теремки, Святошино, Печерск, Подол и Оболонь. С помощью такой диагностики мы определяем общую изношенность металла и наиболее проблемные места. Пока акустическая лаборатория работает в тестовом режиме. Думаю, через 2 – 3 года мы начнем уходить от гидравлических испытаний и перейдем на более эффективные методы диагностики теплотрасс. Это даст возможность, в том числе, исключить отключение горячей воды на длительное время в летний период.

Как изменилась статистика по количеству порывов теплосетей?

В прошлом году был пик повреждаемости – более 9 тысяч за весь сезон. В этом году пока меньше. Обусловлено это тем, что на протяжении последних трех лет Киевэнерго инвестировало в тепловые сети города более миллиарда грн.  Этот показатель выше совокупной цифры инвестиций по этому направлению за последние 10 лет. Мы заменили более 200 км наиболее проблемных участков труб на современные энергосберегающие, которые прослужат до 50 лет. В этом году у нас намечены 19 крупных проектов практически во всех административных районах столицы. Такая динамика позволит компании не только снизить количество повреждений в сетях, но и улучшить качество услуги. В этом году, например, мы закончим полную перекладку сетей в микрорайоне Теремки 1 и за три года сможем осуществить такие же работы на Троещине.

Скажите, а сколько времени вам необходимо на устранение повреждений в отопительный сезон?

По нашему регламенту и согласно законодательству, при повреждении тепловых сетей в отопительный сезон, компания обязуется в течение суток восстановить теплоснабжение, а горячее водоснабжение – в течение трех суток. Во время предыдущего отопительного периода мы впервые не нарушили этот регламент. Мы укомплектовали ремонтные бригады дополнительным оборудованием и техникой, в результате на сегодняшний день бригады могут эффективно выполнять нужные работы и не нарушать регламентные сроки.

Подготовка к будущей зиме уже началась?

На сегодня мы выполнили более 50% запланированных работ и к 15 октября, к началу отопительного сезона, должны быть готовы.

В каких домах с точки зрения работы коммунального хозяйства ситуация лучше – в тех, где созданы ОСМД, или в тех, которые обслуживаются ЖЭКами?

Хуже с ЖЭКами. В ОСМД и ЖСК, как правило, ощущается хозяин, который внедряет всевозможные технологии энергосбережения и готовит внутридомовые сети к работе. Жэки – это малоэффективные организации, которые обслуживают 100 домов и более. Я думаю, что будущее – за ОСМД и частными управляющими компаниями, у которых будет стимул к нормальной работе, а у жильцов – гораздо меньше проблем с качеством коммунальных услуг. А значит, у Киевэнерго появится больше надежных и ответственных партнеров, что позволит нам сосредоточиться на качестве поставляемых услуг и совершенствовании системы работы с клиентами.

Сейчас у Киевэнерго появилось много новых сервисов для потребителей. К примеру, за электроэнергию можно заплатить на вашем клиентском сайте. Много ли людей пользуются такими услугами?

У нас очень хорошая динамика по использованию клиентами веб-сервиса "Личный кабинет КИЕВЭНЕРГО". В начале прошлого года зарегистрировалось всего 16 тысяч человек. А сейчас сервисом пользуются более 85 тысяч. Из них 15 тысяч оплачивает за электроэнергию онлайн прямо в Личном кабинете, а еще 38 тысяч используют для оплаты другие сайты. Наша задача – увеличить количество ежемесячных онлайн-платежей до 65 тысяч в течение двух лет.

В Личном кабинете, кроме онлайн-оплаты, клиенты могут быстро сформировать квитанцию для оплаты электроэнергии в банке, контролировать начисления по их лицевому счету, получить доступ к статистической информации о своем электропотреблении, сделать сверку расчетов и сформировать акт сверки.

В прошлом году мы начали реорганизацию инфраструктуры для обслуживания клиентов. В этом году появится еще 8 современных центров обслуживания. Всего по городу их будет 12. Мы действительно много работаем над сервисами для наших клиентов, поскольку убеждены, что комфортное партнерское взаимодействие  с ними поможет компании внедрять современные подходы в предоставлении коммунальных услуг.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять